Извините, но я, как профессиональный музыкант, не соглашусь с вами.
Алкоголиками и наркоманами (и прочими антисоциальными личностями) становятся не только рок-музыканты и те, кто слушает эту музыку. Более того, гораздо больше таковых среди тех, кто слушает, например, шансон. Про "гламур" я вообще молчу. Естественно, что музыка очень влияет на организм человека. И каждое из направлений по своему.
Классическая музыка конечно более "полезна" для прослушивания, но она требует определенной подготовки, ибо сложна для восприятия.
Ни для кого не секрет, что поклонников классической музыки несравненно меньше, чем слушателей так называемой «легкой» или «популярной» музыки.
Разумеется, что среди многочисленных образцов в классике есть примеры такой популярности, которая современным композиторам и не снилась. Яркое тому подтверждение – шедевры мировой музыки в виде рингтонов мобильников. Естественно, что сама музыка от этого «легкой» не становится, да и на популяризацию классики подобный «пиар» никак не влияет. По статистике опросов, проведенных на форумах различных Интернет – ресурсов, аудитория слушателей музыки разделилась на поклонников классики и яростных ее неприятелей в соотношении приблизительно 20% «поклонников» на 50% «критиков» (где-то 30% были воздержавшимися, сочувствующими и не определившимися). На первый взгляд это может пугать, потому, что этому пугаться положено. Но на самом деле это не хорошо и не плохо. Это всего лишь факт, истоки которого лежат в психологии человека, точнее, в психологии восприятия, которая, в свою очередь, подчинена социальной атмосфере в окружающем человека мире.
Отвлечемся ненадолго от музыки и обратимся к человеку как к одному из представителей вида живых существ на Земле.
Учеными давно доказано, что, начиная с внутриутробного периода развития, у каждого живого существа откладываются в памяти все ощущения. И огромную роль в этом играет, естественно, мать. Недаром во все времена считалось, что женщина в положении должна испытывать только положительные эмоции, окружать себя красивыми вещами и слушать спокойную мелодичную музыку. Ведь к моменту рождения весь путь миропознания предназначенный эволюцией уже пройден. И существо рождается с определенным чувственным, эмоциональным и двигательным багажом, который, впоследствии, становится фундаментом, на котором последовательно выстраивается сознание. И здесь необходимо учесть так называемые «импринты» - первые впечатления всего на свете. Природа сама как нельзя лучше позаботилась о том, что бы развитие и приспособляемость живого существа отвечало закону сохранения энергии, без лишних затрат и движений. Первичные знания и впечатления закрепляются в подсознании как факт. Они значительно помогают адаптироваться к той среде, о которой накоплены знания, и выжить в ней.
В отличие от животного мира, у людей в этот минимальный набор знаний о мире входит еще и образовательный набор, позволяющий существовать в социальном мире современного общества. И в данном случае уровень окружающего социума определяет необходимость более или менее сложного набора. Естественно, что любое «излишество» в накоплении сведений о мире или попытка какой-либо внутренней перестройки первоначальных представлений воспринимается организмом как угроза безопасности и состоятельности в мире его реальности. Именно по этому «средний» человек без особого желания работает над собой, удовлетворяясь устоявшимся набором знаний и стереотипов. Это срабатывает великий механизм инстинкта самосохранения!
С другой стороны, каждый человек, имея свою «индивидуальную» природную программу, стремится к ее выполнению через максимальное развитие в сфере своего «освоенного внимания». И только врожденный особой чувствительности слух (зрение, эмоциональность) требует полноценного развития организма во всех уголках внимания. Из этого следует, что музыку как искусство создали люди, для которых она являлась совершенно реальным миром.
Понятно, что для проникновения массового внимания в любую из сфер искусства требуется серьезное усилие, т.к. все свое время человек тратит на выполнение своей жизненной программы.
Теперь вернемся к вопросу непосредственно музыки как сферы искусства и попробуем рассмотреть ее воздействие на сознание человека.
Существуют определенные приемы, которые абсолютно проникают в сознание человека и максимально облегчают восприятие:
Во-первых, ощущение непрерывности, которое, как доказано, возникает, если два разорванный на части явления имеют между собой промежуток не более 13 сек.
Во-вторых, ощущение схожести, которое вызывает удовольствие в сознании, автоматически фильтрует, сравнивает и систематизирует все раздражители в потоке воспринимаемой информации. Удовольствие от частичного или полного совпадения посредством секвенций, рифм, ритма, схожих мотивов, окончаний фраз и пр., и пр. И этот принцип узнавания является краеугольным камнем в здании искусства.
Сознание человека воспринимает красивым не новое, но подходящее под шаблон, сформированный собственным позитивным представлением.
«Массовая» музыка, в отличие от классической, давно и успешно использует принцип узнаваемости и повторяемости. Здесь не стоит проблема поиска новых интонационных, гармонических или ритмических приемов и употребления их в разных пропорциях. Если и возникает что-то новое, то оно щедро сдобрено сладким психологическим допингом шаблонного восприятия.
Отвлекаясь немного на предмет музыкальной семантики, следует отметить, что каждый музыкальный план возбуждает определённый участок. Само собой, что чем проще и незатейливее он, тем скорее проникает в сознание.
Самый простой способ облегчения восприятия – ритм.
Он напрямую прокачивает лимбические структуры, ответственные за эмоции.
Кроме того, создав сетку координат восприятия, сознание выстраивает цепочку ожидания сигналов и получает удовольствие, когда эти сигналы совпадают. Это очень легко проверить, сочинив эстрадную песню с плавающим ритмом и меняющимся темпом. Она никогда не станет популярной.
Тембр и фактура близки к осязательным центрам и вызывают различные синестезии.
Динамический план и общая громкость, как ни странно, тесно взаимодействуют со зрительным центром - физиологи пишут, что в определенном месте аксоны зрительных и слуховых проводящих путей проходят очень близко друг от друга, и имеют меньшую толщину миелиновых оболочек. Этим обуславливаются эффекты цветового слуха и визуальной синестезии, а так же ощущение эйфории и причастности к звучащему. Благодаря стремительному техническому прорыву в области музыкальной индустрии (появления огромного количества синтезированных звуков, возможности управлять и перемещать звук в пространстве, что, безусловно, является искусством сведения) музыка сегодняшнего дня имеет непререкаемые преимущества перед «статичной» и тембрально «простой» классической музыкой.
Диссонанс и консонанс связаны с центрами удовольствия и неудовольствия, причем первый требует повторной мотивации, а второму достаточно однократного предъявления стимула, чтобы ему "больше не хотелось". Этим, в частности, объясняется физиологическое предпочтение минорных созвучий - они более консонантные. Вот почему, большинство популярных песен написано в миноре и считается, что «хит» в мажоре – явление редкое и беспрецедентное.
Итак, простой ритмический рисунок, повторяемость и узнаваемость, слова рефрены, секвентные ходы и незатейливые рифмы, довольно прямолинейное использование всех прочих вышеперечисленных факторов делают процесс восприятия максимально «сладким» для сознания. Само собой разумеется, что арсенал классической музыки более тонок. И нетрудно догадаться, что, выбирая между работой над своим восприятием и блоками, естественно ложащимися на привычное восприятие, «массовое» сознание выбирает второе.
Классическая музыка – это та же наука. Как любая наука, она не может быть доступна без встречной работы человека и без его желания по-новому осознать себя. И не существует никакой «классики». Просто человек не добирает того важного, потенциально доступного ему мироощущения, которое было сублимировано гениями.
К сожалению, в школе не учат самому, может быть, важному – восприятию сложного языка искусства. Но это уже другая тема…
Лично по себе могу сказать, что использую различную музыку для накачки энергией в зависимости от задач: это может быть и рок, и джаз, и этно, и, естественно, классика.
Правда, именно тяжелый металл меня никак не закачивает, но это дело вкуса.
Музыка просто должна быть качественной. Как и все, чем мы пользуемся в жизни.