Кострома и Купала
Косторома и Купало - дети Бога Семаргла и русалки Купальницы, еще одни божественные близнецы, двойня рожденная в день летнего солнцестояния. Этот день еще называется день Аграфены Купальницы.
Случилось так, что однажды бог Семаргл встретил здесь богиню Купальницу. Они поженились, у них родились мальчик Купала, названный в честь матери, и девочка Кострома.
По преданию, когда-то давным-давно, в день Купалы к Ра - реке(Волга) прилетела птица Сирин. Она пела чудесные песни. Но кто слушал ее - тот забывал обо всем на свете. Он следовал за Сирином в царство Нави. Не послушались Купала и Кострома предостережений своей матери Купальницы, тайком от нее побежали они в чисто полюшко - послушать птицу Сирина, и от того приключилось несчастье.
Судьба разлучила брата и сестру. Прошло много лет. Кострома росла одна и выросла она писаной красавицей. И однажды Кострома, гуляя по берегу реки, сплела венок. Ветер сорвал венок и унес на воду, там его подобрал Купала. Плыл он в ладье, увидел проплывающий мимо венок, да и поднял его, а по обычаям того времени, если юноша брал в руки венок, сплетенный девушкой, то обязан был на ней жениться. Купала и не возражал — очень ему приглянулась незнакомка. И Кострома полюбила прекрасного юношу с первого взгляда. Сыграли они свадьбу. И лишь после нее узнали они что они родные брат с сетрой. Такой позор можно было смыть только смертью. Бросилась Кострома к темному лесному озеру, нырнула в него с головой, но не утонула, а превратилась в лесную русалку — Мавку. Погиб и ее брат, ринувшийся в костер.
Сжалились над ними боги и превратили их в цветок, где желтым, огненным, цветом сияет Купала, сине-фиолетовым, как придонные воды лесного озера, — Кострома.
В Ночь Купалы цветы будут люди рвать,
станут петь они, станут сказывать:
"Вот трава-цветок - брат с сестрою,
то Купала - да с Костромою.
Братец - это желтый цвет,
а сестрица - синий цвет...
Константин Васильев 1968 Раньше этот цветок так и назывался — Купала-да-Мавка. Лишь потом, в христианские времена его переименовали. На 24 июня выпадает праздник в честь Ивана Крестителя, который крестил самого Иисуса Христа. Может, потому и сошлись вместе эти два праздника, что очищение происходило в обоих случаях водой. Купала стал Иваном, а несчастную его сестру (ее чествуют 29 июня) нарекли в честь Богородицы — Марией. Так цветок обрел новое имя — Иван-да-Марья. Он самый главный на обоих праздниках, Купалы и Костромы.
Образы Костромы и Купалы дают нам ключ к таинствам огня и воды. Так Кострома (по одной версии – Мать Костра) погибшая в водной пучине и Купала (имя говорит само за себя) бросившийся в огонь остаются символом очищения от скверны. Стихии огня и воды относят к так называемым чистым стихиям, т.е. которые используют для очищения тела и духа. Обряды очищения водой были посвящены богу Капале (отливка,крещение), а огненные очищения Костроме(прыжки через костер, ритуальное сжигание и т.д.). Именно эти стихии знахари издревле использовали ритуалах очищения и снятия порчи.
В одной из книг К. Кастанеды пишет о наследии древних магов. Так одна из их находок относилась к тайнам огня и воды. Они открыли, что пламя имеет очень странные особенности: оно может переносить человека телесно, так же как и вода. Они разделили огонь на жар и пламя, а воду на влажность и текучесть. Они соотносили жар и влажность и называли их меньшими качествами. Пламя и текучесть они считали высшими, магическими качествами, и использовали их как средства телесного перенесения в область неорганической жизни.
Темы форума посвященные празднику Купалы:
Иван Купала - праздник воды и огня
ОБРЯДЫ НА ИВАНА КУПАЛА
В ночь на Ивана Купала
Иван Купала - заговоры, обряды, поверья.
Чудеса на Ивана Купала
Обряды на Ивана Купала
Очищение мага на Ивана Купала