Освящение нового дома
(я?а ?йне арбау)
Построив новый дом или получив квартиру и вселившись,
не спешите сразу обживаться на новом месте. Необходимо
прежде прочитать соответствующую молитву. На татарском
языке это действие называется я?а ?йне арбау. Смысл этого
обряда в том, что человек, желающий жить на новом месте
спокойно и невредимо, заручается поддержкой светлых сил,
прося их оградить от опасностей, исходящих со стороны
темных сил. В православии есть близкий к нему по своему
смыслу обряд освящения нового жилища.
Как проводится обряд? Собравшись всей семьей, вы ор-
ганизуете небольшое застолье. Присутствуют только те, кто
будет жить в новом доме, никто чужой не приглашается. Это
делается так для того, чтобы ?й (йорт) иясе увидел жиль-
цов, запомнил их и не спутал с гостями. Я?а ?йне арбау –
это праздник хозяев. Глава семьи приятным голосом читает
нижеследующий текст, другие, держа руки на уровне груди,
вторят ему словами: «Шулай булсын!» («Да будет так!»).
Еще один важный момент: без проведения этого обряда
ночевать в новой квартире нельзя. Большой праздник новосе-
лья, называемый у татар ?й туе, вы сможете устроить и позже,
уже обжившись на новом месте.
К?к Т??ре исеме бел?н,
Ак Кояш исеме бел?н,
К?меш Ай исеме бел?н,
?ир ??м Су ?исеме бел?н.
Иял?рне чакырам,
Ак т?к?г? утырам,
К?к бияг? утырам,
Т??ре й?зен? багып,
Бер ч?г?лим, бер торам…
Кулларны к?кк? ч?еп.
Сулламагыз, у?лагыз,
Шушы я?а нигезг?
Арбау ?йт?м – ты?лагыз!
?й иясе, танып кал,
Авызы?а бал-май ал,
Игелекл?ре? бел?н
М??гелекк? с?еп кал,
Матур шушы ?йд? кал.
Т?б?сен? туклык бир,
Нигезен? ныклык бир,
Ху?аларга муллык бир,
Явызларга коллык бир.
Учагында ут янсын,
Табасына май тамсын,
Тимерг? х?рм?т булсын,
Изге кир?м?т булсын,
Утка корбан суелсын,
Ятимн?рг? куелсын,
Котка корбан суелсын,
М?рх?мн?рг? куелсын,
?р?кл?р ??м Йерехл?р
Б?хиллекк? туенсын!
Елга бер Умай ашы, –
Ул – Т??ре кояшы, –
Табыннарга мул менсен,
?й балага к?мелсен!
Б?б?йг? сиртм? кир?к,
Бабайга таяк кир?к,
Кызларга яулык кир?к,
Егетк? аяк кир?к,
Ирл?рг? й?р?к кир?к!
Бичура ярд?м итсен,
Албасты чыгып китсен,
Йортны? д?рт почмагында
Тимерче рухлар к?тсен,
Д?ртесен? д?рт тимер,
Шулар байлыкка к?мер…
Чулпан бабай мал бирсен,
З??ге бабай юл бирсен,
Умай – Ана ул бирсен,
Гайш? – Батман кул бирсен!
Авырулар керм?сен,
Кара к?зл?р к?рм?сен,
Сихерчел?р, камчылар
Йортка якын й?рм?сен!
?йг? з?хм?т керм?сен!
Тф?! Тф?! Тф?!
Шайтанга с?дака шул булсын!
Авыз – борыны тулсын!
Козгын халкы азмасын,
Кара кайгы язмасын,
«Кара ?лем» савыты
М??гелекк? тулмасын!
К?к иясе – Т??ребез –
Б?хет – ырыс юлласын!
Т??ре исеме бел?н,
Кояш исеме бел?н,
?ир-Су ?исеме бел?н.
Матурлык – безг?,
Батырлык – безг?,
??р ?анга ил бирсен,
Балага тел бирсен,
Изгег? г?л бирсен,
Явызга к?л бирсен.
М??ге яш?гез!
Артсын кешебез,
Булсын ишебез!
(Галим?ан Гыйльманов архивыннан)
В каждом доме, в каждой квартире, кроме жильцов, есть
еще невидимое людям существо – степенный и деловитый ?й
иясе (?й, йорт – дом, ия – его невидимый хозяин, в русской
традиции – домовой). Он представляется татарам довольно
старым, очень строгим и внимательным. ?й иясе заботится
о доме и наблюдает за порядком в нем. Предвидя несчастье
в доме, он сильно беспокоится, ходит всю ночь по комнатам,
тяжело вздыхая. Если случится, например, пожар, а люди спят,
то он будит их – трясет за плечо или стягивает с кровати за
ноги, издает громкий шум.
Ия (духи-хозяева) живут повсюду: в домах и во дворах,
в лесах и полях, в реках и озерах, в горах и на равнинах.
Все в мире имеет своего духа, который и называется та-
тарами ия, или рух. Если человек верит в эти существа и
проникнут уважением к ним, то они вреда ему не приносят,
разве только иногда могут испугать, напомнив о себе. Но
если татарин не верит в ия и не почитает их, то они всегда
готовы изловить его в каком-нибудь удобном для них месте
и погубить.
?й иясе, пожалуй, ближе всего к человеку. Домовой –
хранитель спокойствия в доме. Ему не следует перечить,
его не стоит бранить. По поверьям татар, ?й иясе – поч-
тенный бабай в длинной светлой рубахе с передником.
Он непременно накажет того, кто провинился перед ним,
пошлет какую-нибудь болезнь, но не смертельную. При
хорошем к себе отношении домовой – благодушный, за-
ботливый хозяин. Чтобы умилостивить ?й иясе, жильцы
должны вслух хвалить его и благодарить за заботу о доме.
Можно оставить ему на ночь что-то съедобное, непременно
громко говоря при этом, что о нем все знают и уважают
его. Ставя кушанье на стол, обязательно произносят: «?й
иясе туклансын» («Пусть домовой насытится»). Домовой
насытится запахом оставленного. На следующий день
этот кусок хлеба или еще что-то необходимо положить
на землю в укромное место, например, в саду. Нельзя
съедать самим или давать собаке. Полезна также милос-
тыня, которая раздается в воскресенье и носит название
«якш?мбе садакасы».
В частных домах ?й иясе живет на печи или в укромном
месте за шкафом, а в квартирах – в темной комнате, откуда
выходит как ночью, так и днем. Если кто-то невидимый стучит
в доме, не надо бояться – это он. Ни в коем случае не ругайте
?й иясе, он сам перестанет стучать. Если стук сильно раздра-
жает вас, мягко попросите ия перестать стучать. Объясните
ему, к примеру, что у вас болит голова, – он поймет.
Несмотря на свой почтенный возраст, ?й иясе любит
пошутить: он может не только стучать, но и убрать нож со
стола или дразнить кота. Искать нож, который только что
был под рукой, абсолютно бесполезно, лучше попросить до-
мового вернуть его на место. Бывает так, что внезапно, без
всякой видимой причины, кот кидается в угол комнаты. Не
удивляйтесь: коты (кошки) видят ?й иясе и с удовольствием
играют с ним. Животное, которое не понравится ия, хозяин
должен отдать другому, может продать или поменять. Иначе
оно будет худеть день ото дня, пока совсем не погибнет.