Соискатель посвящения в Герметический орден Золотой Зари провозглашал: «Дозволь мне вступить на Путь Тьмы и, быть может, я найду Свет».
Эти слова, которые произносил за соискателя Иерофант в ритуале Неофита, основывались на теологии, изложенной в Евангелии от Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его»[1].
На протяжении двух тысяч лет или даже дольше человек воспринимал свои отношения с Богом через призму учения, разделяющего Бога и человека и ставящего Бога над человеком и вне его. Человек считался низшим, грешным созданием, которое может возвыситься к духовному состоянию лишь благодаря спасительному духу, нисходящему на него по милости Божьей. Эта догма расцвела с утверждением христианства, и нигде, пожалуй, она не находит столь яркого выражения, как в рассказе апостола Павла о чуде Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на головы верующих и плясал на них, как разделенные языки огня[2].
В западной каббалистической традиции параллель этому принципу обнаруживается в формуле Пентаграмматона ЕВШЕИ, в которой четыре буквы Тетраграмматона, YHVH, обозначающие слепые стихии, увенчаны буквой Шин — Святым Духом (Руах Элохим[3]), что нисходит на четыре низших стихии и дарует им спасение. В целом эмблема Пентаграмматона символизирует Человека, а еврейское имя YHShVH (Иешуа) — это «Иисус», спаситель.
Пентаграмматон
Это учение возникло благодаря Иоганну Рейхлину (1455—1522), опубликовавшему два каббалистических трактата на латыни — «De Verbo Mirifico» («О чудотворном Имени», 1494) и «De Arte Cabalistica» («Об искусстве каббалы», 1517). В первой из своих работ Рейхлин утверждает, что «чудотворное Имя» — это вовсе не Тетраграмматон YHVH, а Пентаграмматон YHShVH, а во второй развивает эту тему, сообщая, что в каббале заключено «всеобщее восстановление от первородного Греха рода человеческого, именуемое спасением»[4]. Согласно Рейхлину, ангел Разиэль даровал это святейшее откровение Адаму, когда тот был изгнан из Эдемского сада:
Не лежи, содрогаясь, не тяготись своим горем, не помышляй о вине своей, что привела к погибели род человеческий. Ибо первородный грех снимется так: от семени твоего родится человек праведный и мирный, герой, в имени своем имеющий в милосердии сии четыре буквы — YHVH- и честною праведностью своей и мирною жертвенностью прострет руку свою и возьмет [плод] от Древа Жизни, и плод Древа того будет спасением всем, кто надеется на спасение[5].
Кратко изложив родословие Адама, он заключает:
И вот, наконец, у отца нашего Адама родился внук, сын Сифа. Адам еще помнил каббалу, кою получил от Разиэля, — что от семени его родится спаситель. И потому дали ребенку имя Енос, что значит «человек». Думали и даже надеялись премного, что имя сие согласуется с каббалой, данной ангелом, четверобуквенным именем, YHVH, или будет, по крайности, «в милосердии», или, каббалистически выражаясь, что между этими четырьмя буквами в нем будет буква Шин. В священном писании сказано: «Тогда начали призывать имя[6] Господа»[7], — но этот перевод не очень хорош. Сам по себе он точен, но для более правильного толкования нужен перевод буквальный, по гематрии: «Он желал именоваться буквой Шин». Согласно искусству каббалы, это равнозначно [выражению] «в милосердии». По нотарикону же буква Мем означает «посреди» (этих четырех букв, IHVH). Следовательно, фразу эту надлежит читать как «Он желал именоваться буквой Шин посреди четырех букв YHVH». Еносу предстояло взять [плод] от Древа Жизни, согласно ангельской вести, и спасти мир, как человеку Божественному, носящему имя YH — в милосердии — VH. Запомните это как следует. Это святая тайна[8].
Рейхлин подразделял историю человечества на три периода. В первый период Бог открылся человеку под именем из трех букв — Шаддаи, йДш. В период Закона (Торы) он открылся Моисею под четырехбуквенным именем — Тетраграмматон, ЕВЕИ. И, наконец, в период Благодати и Искупления он открылся под именем из пяти букв — ЕВШЕИ, «Иисус», тем самым сделав непроизносимое имя Бога произносимым. Каббалистические труды Рейхлина оказались чрезвычайно влиятельными: фактически, они заложили краеугольный камень всей западной магической традиции. Провозглашенная им доктрина Пентаграмматона сохранялась практически без изменений вплоть до конца Эона Осириса.
Одну из задач Посвящения можно описать как «озарение сферы»[9], однако в нынешнем Эоне цель соискателя заключается в том, чтобы утвердить свет внутри себя, а не «вне» и не «над» собой. Каждый из нас — как особая и неповторимая звезда в сонме небес — сам себе светоч, освещающий свой собственный путь.
Формула Пентаграмматона в Новом Эоне не упразднилась, но мы получили возможность посмотреть на нее с новой точки зрения. Святой Дух вовсе не «нисходит» свыше и не «спасает» человека. Кроме самого человека, надежды и помощи не следует ждать ни от кого. Буква Ш в составе Пентаграмматона ЕВШЕИ символизирует искру Божественности в человеке, ядро каждой звезды, не зависящее от милости какого бы то ни было Бога.
Но поначалу этот свет слишком слаб и путь темен. Кроули однажды назвал непосвященных соискателей «темными звездами»[10]. В них тоже пылает вечное пламя, но они окутаны плотными покровами иллюзии и тенями мира сего. Они остановились в своем движении, поддавшись косной тяжести воплощения.
Процесс Посвящения традиционно уподобляют продвижению, «шествованию». Его не случайно называют «путем». Эта аналогия весьма уместна, поскольку человек, принявший посвящение, действительно трогается с места, приходит в движение. Посвящение — это первый шаг в бесконечном путешествии внутрь себя. От этого первого шага и далее, на каждом участке пути посвященный снова и снова переживает начало и конец, рождение и смерть. Поэтому высшая точка пентаграммы, буква Ш в составе Пентаграмматона, соотносится с пятой добродетелью Сфинкса — IRE, «Идти». Пятибуквенное имя ЕВШЕИ — это не «Иисус», не «спаситель». Это первозданный огонь Духа, ядро звезды, пробужденной от смертного сна и возгоревшейся в окружении слепых стихий, которые тем самым преображаются из сил сопротивления в принципы упорного следования четырем добродетелям адепта: Желать (Velle), Сметь (Audere), Знать (Scire) и Хранить Молчание (Tacere)[11].
Силы Сфинкс и Пентаграмматон
Духовная сущность — это тайное пламя, которое есть жизнь и податель жизни, возрождающий мертвого Осириса. Пробудить это пламя ото сна — значит, озарить его сиянием темные уголки нашего «я». Именно поэтому познавший его познаёт смерть[12] — состояние апатии и бездействия. Этот огонь освобождает труп от погребальных пелен и наделяет руки и ноги Осириса подвижностью, дабы он смог выступить в путь по дороге Вечности. Это высшая точка пентаграммы, Сердце каждого человека (Тиферет) и пятая сила Сфинкса — способность ИДТИ. И в каждом человеке это пламя и есть то, что именуется Хадитом[13].