В хадисах одновременно с указанием на значение самих животных обращается внимание мусульман на необходимость ласкового и сострадательного отношения к ним.
Ниже мы приведем примеры более достойного отношения к правам животных в мусульманских источниках, чем в западных законах по охране животных.
Пророк (с) запрещал людям натравливать животных друг на друга. Он был первым в мире, кто поставил вопрос об «уважении» к животным: «Тот, кто берёт себе животных, должен дорожить ими».
Он говорил: «Аллах предписал совершать благой поступок по отношению ко всякой вещи, поэтому, когда хотите зарезать животное, то режьте его без жестокости».
«Необходимо остро заточить инструмент, чтобы жертва была убита без мучения».
Во время возвращения из Медины в Мекку после её завоевания увидели собаку, которая лаяла, а её щенки сосали молоко. Пророк (с) приказал одному из своих сподвижников сесть около собаки и охранять её, чтобы воины Ислама не трогали собаку и её щенят.
Однажды, проходя мимо осла, на которого ставили клеймо, он сказал: «Господь проклинает того, кто ставит клеймо на это животное».
Он проклинал того, кто отрезает какую-нибудь часть тела животного.
Он строго запрещал, чтобы трое сидели на одном животном.
Он говорил: «Человек проходил по дороге. Ему захотелось пить. Нашёл колодец, спустился туда и напился воды; когда поднялся оттуда, увидел собаку, которая высунула язык [от жажды] и ела [влажную] землю. Он сам себе сказал: «Она так же, как и я, хочет пить», — вновь спустился в колодец, наполнил свою обувь водой и, держа её в зубах, поднялся из колодца и напоил собаку. Аллах отблагодарил его». После этого спросили: «Разве дать воду животным также заслуживает вознаграждения?». Пророк (с) ответил: «Напоить водой любого жаждущего заслуживает вознаграждения». В другом предании говорится, что благодарность Аллаха по отношению к этому человеку заключается в том, что Аллах введёт его в рай.
«Господь Великий и Высокочтимый любит человека с добрым характером и оказывает ему помощь, поэтому, когда вы будете ехать верхом на голодных животных... если [будете проходить] по сухой земле, то быстро проходите это место, а если вы проходите по травянистой земле, то остановитесь!».
«Животные приносят хозяевам много пользы, но и во многом нуждаются: хозяин, когда спускается с животного, должен накормить его фуражом, проходя мимо воды, должен напоить его; он не должен бить животное по морде, ибо оно также искренне поминает своего Бога; когда животное стоит, не должен сидеть на нем, кроме как на пути Аллаха; не должен нагружать на него больше его возможностей; не должен погонять его, понуждая двигаться быстрее его возможности».
Однажды Пророк (с) увидел нагружённую стоящую верблюдицу. Он спросил у людей: «Где хозяин её? Пусть он готовится дать ответ завтра [в День Страшного суда]».
Он строго запрещал сжигать какой-нибудь орган животного.
Людей предупреждал, чтобы не убивали муравья, пчелу, удода и сурада.
«Садясь на верховое животное, не беседуйте попусту, ибо часто верховое животное больше, чем сам наездник, повинуется Богу и больше поминает Его».
«Груз кладите на заднюю часть спины животного, ибо его передние ноги скачут и иногда дрожат, а задние — крепки и устойчивы».
Он не разрешал связывать и бить животное камнями, чтобы убить его.
Он не разрешал для убийства сбрасывать животное с высоты.
Он не разрешал, чтобы резали животное чем-то, кроме железных инструментов.
Он не любил, когда без необходимости резали животных, дающих молоко, и беременных животных.
Он распорядился, чтобы сразу не отрезали голову дозволенного к пище животного и не сдирали шкуру, пока оно полностью не испустит дух и не затихнет.
Исходя из этих соображений, исламские правоведы единогласно выносят фетву о необходимости кормить животных, находящихся у человека (пчёлы и шелковичный червь также входят в разряд таких животных), независимо от того, относятся ли эти животные к разряду животных с дозволенным мясом или к разряду недозволенных и приобретают ли люди от них какую-нибудь пользу или нет. Таким образом, мы должны кормить животных, которые находятся в нашем распоряжении.