ЗАВОЛЖСКИЕ ПОГОСТЫ
Мало кто из исследователей русской традиционной культуры и, в частности, культуры старообрядческой обращает внимание на вопрос о свое¬образии традиционных форм намогильных сооружений на старинных деревенских кладбищах. А между тем, ничто так не консервативно, как погребальный обряд. В этой области более чем где-либо сказывается приверженность людей к стародавним обычаям и, следовательно, к возведению над могилами своих предков таких же надгробий, какие ставили их прадеды.
«Всякое кладбище, — писал А. Ополовников, — показатель поэтического и художественного вкуса народа. Люди стараются украсить то, что им дорого. А северные кладбища — их еще называют городинками или погостами — это особый, сказочно-та¬инственный мир. Все реже и реже в наше время можно встретить подобные реликвии прошлого. Подкупает очарование самобытно-чистых форм. Столь же остро воспринимается их органическая слитность с природой, будто они были ею самою созданы, как расцвеченные лишайниками валуны и раскидистые сосны вокруг».
Еще в 1916 году М. Красовский отметил, что древний стиль надгробий сохранил свою чистоту более всего на Севере, где «в Архангельской и Олонецкой губерниях старообрядцы до сих пор ставят на своих погостах надгробия по старинным образцам». Действительно, ореал распространения древних намогильных сооружений ныне захватывает лишь север европейской части России, но, без сомнения, более ранние времена, например, в XV — XVII вв. подобные памятники ставили повсеместно ив центральной России. Старообрядцы осуществили своего рода «эвакуацию» старой, дониконовской культуры на окраи¬ны России. Два крупнейших старообрядческих центра — Русский Север и Заволжье являются в то же время заповедниками русской народной культуры, которая в остальных районах за последние триста лет в целом почти перестала существовать. Одним из очагов этой древней культуры является Нижегородское Заволжье, где в лесах по рекам Керженец, Линда, Узола, Уста в старообрядческих деревнях незыблемо хранятся те традиции и обычаи, которые были свойственны до Петровских реформ всему русскому народу.
Стремление к сохранению старой веры усилило у старообрядцев тенденцию к сохранению всего старого вообще. Благодаря этому именно в старообрядческой среде сохранились древние намогильные памятники, которые можно разделить на три основных типа: резные столбики-часовенки (голубцы), срубы и гробницы.
Гробницы представляют в сущности избушки-часовни, то есть небольшие срубы, покрытые двускатными крышами. Многовековая эволюция древних обычаев и форм привела к возникновению открытых часовен, точнее, навесов над крестами. Есть в этом типе и практическое начало — предохранение креста от дождя и снега. В Нижегородском Заволжье гробницы-часовни ставились над могилами известных старообрядческих подвижников — местночтимых святых. К таковым относятся уцелевшие гробницы старцев Никандрия и Пафнутия, а также открытые гробницы (где крыша опира¬ется на два или четыре столба) старцев Даниила, Серапиона и Трефилия.
Срубы — вытянутые прямоугольные «ДОМОВИНЫ» высотой до одного метра и перекрытые двускатной кровлей, которые укладываются на могильный холм. Вероятно, это отголосок тех древних времен, когда в подобных срубах язычники-славяне сжигали своих умерших. За Ветлугой, в Урень-крае, распространены были упрощенные типы срубов в 2-3 венца тонких бревнышек с зазорами до 20 см между венцами. Скорее всего, это наиболее архаичная форма срубов.
Наиболее распространенной формой древних намогильных памятников на севере Заволжья являются столбики-голбцы (на фотоснимках). Различные исследователи, писатели по-разному называют эти точеные столбики — столбцы, голубцы. Среди заволжских староверов они носят название часовенок, реже — голбцов или голбчиков, как и сами кладбища, называемые на Севере погостами, за Волгой именуются исключительно могилами.
Часовенки представляют собой столбик с двускатной кровлей, стилизованной под крышу дома, часто со всеми, присущими ей деталями. Историк русской архитекту¬ры В. И. Даль (вторая поло¬вина XIX века) подобные столбики относил к древ¬нейшему периоду истории нашей культуры.
В Нижегородском Заволжье можно встретить несколько типов часовенок. Наиболее редко встречаются плоские тесины под небольшой кровлей. Поверхность стойки тесин бывает обработана контурной резьбой, и почти всегда тесины имеют причудливые резные торцы.
Гораздо чаще встречаются так называемые «даниловские» столбцы (по поморскому старообрядческому монастырю на реке Выг, основанному в конце XVII столетия Даниилом Викулиным). Даниловский тип столбцов — круглые или восьмигранные, без декора стойки с длинноскатной кровлей высотой от 1,5 до 2 метров. В верхней части, под кровлей — киот с мед¬ной иконой, крестом или частью складня. Иногда наверху сооружали макет церкви или часовни. Художественное решение такой большой часовенки — в противопоставлении массивного столба резным причелинам и массивному охлупню. Концы тесин, образующих кровлю, часто заканчивались резьбой в виде шестигранников или нако¬нечников стрел — как у тесовых покрытий церквей и часовен. Некоторые из столбцов имели прямоугольное сечение.
Другой вид часовенки — столбики с одним или несколькими перехватами в середине в виде небольшого цилиндра, края которого обработаны в форме городков или крупных зубцов. Удивительное впечатление производят часовенки с несколькими перехватами, со сложной и обильной резьбой на всех частях стойки. И. Маковецкий писал: «Наиболее часто столбики обработаны орнаментом в виде бусин, веревочек, горбыльков, городков, колобков и на самых древних намогильных памятниках, и на современных этим голубцам избах». Варианты резьбы столбцов бесчисленны, но все они основаны на принципе контрастного со¬четания крупных, упругих линий и форм с мелкими ритмично чередующимися деталями.
Что ни столбец, то свой особый рисунок, свое лицо. Многие элементы декора сложились в глубокой древности. Среди них, например, круглая розетка на причелинах, олицетворяющая солнце, зубчатый городок — атрибут символа плодородия Берегини, резное «полотенце» под коньком — символ жизненной чистоты и т. д. В нижней части голубца — зубчатые или волнистые линии. А это древний символ воды, реки. Над волнистой линией — цветок — солярный знак — это солнце, плывущее ночью по подземной реке. Иногда на голубцах можно видеть солярные знаки с изогнутыми лучами — «вращающиеся розетки» — связь зари с «играющим» солнцем (солнце «играет» на восходе на Пасху и в Петров день). Раньше голубцы окрашивали. Солярные знаки были желтогоцвета, верхняя часть и внутри кровли — голубого небесного цвета.
Из века в век передавались традиционные формы деревянного зодчества, хотя созданы они были давным-давно, и корни, вскормившие их, тоже давным-давно ушли в небытие. Часовенки возвышаются на лесных заволж¬ских могилах, как последние свидетели давно минувших дней, последние реликвии русского крестьянского мира, ушедшего от нас навсегда.
Сергей АНТОНОВ
ВЗЯТО: газета "-СТАРООБРЯДЕЦ"- - №11, Январь, 1999г