dr.hamelion
Well-Known Member
МОЛИТВА ОТ НОЧНОГО ИСКУШЕНИЯ
Молитвенное правило «искусившемуся во сне» взято из «Большого Канонника», изданного в 1651 г. по благословению святейшего патриарха Иосифа, где эти молитвы (так называемые «молитвы искусные») предлагается читать, в случае необходимости, «любящим Бога всем сердцем и многоболезнующим инокам», а также и всем «трудолюбствующим во еже спастися», то есть благочестивым христианам всякого чина и звания. Молитвенное правило «искусившемуся во сне» взято из «Большого Канонника», изданного в 1651 г. по благословению святейшего патриарха Иосифа, где эти молитвы (так называемые «молитвы искусные») предлагается читать, в случае необходимости, «любящим Бога всем сердцем и многоболезнующим инокам», а также и всем «трудолюбствующим во еже спастися», то есть благочестивым христианам всякого чина и звания.То, что называется «ночным искушением», известно по опыту каждому взрослому мужчине и особенно часто случается с теми, кто живет в воздержании от супружеского общения. Многие христиане видят в этом только небольшое телесное неудобство и наутро без зазрения совести прикасаются к святыне: причащаются, потребляют просфору, целуют крест, икону и т. п. Другие же, напротив, считают, что человек, претерпевший такое искушение, — осквернен и не имеет права в этот день приступать к Св.Тайнам и касаться каких-либо священных предметов. Не все духовные отцы на исповеди спрашивают духовных чад, как они ведут себя в таких случаях, не все могут дать правильные наставления на этот счет. Родители-христиане тоже порой стесняются или не находят нужным говорить с сыновьями о таких «мелочах». Поэтому мы считаем необходимым в предисловии к «искусным молитвам» кратко изложить церковное учение по этому предмету.Само по себе непроизвольное истечение семени у мужчин является делом естественным, обусловленным самой природой человека. Св.Афанасий Великий пишет: «Если мы, по Божественному Писанию, веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как Могло произойти от чистой Силы дело оскверненное. Если мы — «род Божий» (Деян. 17, 28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда грех, худший всякого смрада, соделываем. А когда происходит какое либо естественное извержение, тогда и сему с прочими подвергаемся мы... по необходимости естественной... Животному (т.е. одушевленному существу — ред.) даны некие необходимые исходы для вывода излишества влаг, каковы суть: влажность, из главы выделяющаяся- и исходящее из чрева- также и оный избыток в семенных сосудах. Итак, какой здесь грех перед Богом, когда создавший животное Господь восхотел и сотворил, чтобы эти члены имели таковые исходы?» (Послание к Аммуну). Однако известно, что по Моисееву закону претерпевший истечение семени в течение дня считался нечистым, и ему запрещалось приближаться к жертвеннику Божию. В то время, до пришествия Христова, все человечество постоянно чувствовало на себе неодолимую тяжесть греха, тления и смерти, порожденных грехопадением праотца Адама. Брачное совокупление, рождение, смерть человека — все носило на себе печать нечистоты. И поэтому закон Моисеев относился к плотской нечистоте с такой большой строгостью, под страхом суровых наказаний отдаляя оскверненных не только от прикосновения к святыням, но даже и от общения с соплеменниками. Но, как говорит апостол Павел, «закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3, 24). Заповедями о физической нечистоте он постепенно подготавливал людей к понятиям о скверне нравственной, душевной. Святые отцы так и объясняют эти заповеди. «Малое научает великому. В лице изливающего семя осуждается прелюбодейство- ибо если скверно и непроизвольное,— тем более гнусно делаемое намеренно» (преп.Ефрем Сирин, Толк. на кн.Чисел, 8).И Господь наш Исус Христос пришел избавить человечество от власти первородного греха, обожить самую плоть человеческую и вознести к небесной славе, что и явил Своим восстанием из мертвых и вознесением на небеса. И вместо закона, соответствующего греховному состоянию человеческого рода, вместо духа рабского страха, послал верующим Дух усыновления, призвав нас быть сынами Божиими. И как добрый сын повинуется отцу не из страха наказания, а из долга любви, так и мы научены от Христа чтить Бога не только принужденным исполнением дел закона и воздержанием от зла, но и всеми чуствами и помышлениями, «представляя себя Богу, как ожившие из мертвых, и члены наши - Богу в орудия праведности» (Рим. 6, 13). По Евангельской заповеди, данной нам от Христа, мы должны избегать не только блуда и прелюбодейства, совершаемого делом, но и мысленного. Ибо даже взгляд на другого человека с плотским вожделением, блудные помыслы и мечтания — есть мысленное прелюбодейство, в силу которого мы оказываемся уже не рабами Богу, а рабами греху. Мысленное прелюбодейство и является одной из главных причин, приводящих к ночным истечениям, сопровождаемым блудными сновидениями. Именно в этих помыслах и мечтаниях и заключаются грех и нечистота. Для этого и предлагается нам, христианам, святыми отцами чин «искусных молитв» в качестве доброго оружия в «невидимой брани» с диаволом.Итак, если христианин ночью претерпел осквернение по причине греховных желаний и мыслей, то он, по церковным канонам и по обличению самой совести своей, не должен в тот день причащаться Тела и Крови Христовых, потреблять просфору, целовать Крест, икону. Св.Евангелие или мощи святых. Если же это священник, то ему в течение дня нельзя священнодействовать, касаться св.Престола, св.Даров, священных сосудов и т.п. Как указано в «Большом Каноннике» (л. 37) и в так называемых «Старчествах» (сборниках древних иноческих преданий и наставлений), в случае ночного искушения христианин, проснувшись, должен немедленно встать, омыться, сменить нечистое белье и «со умилением припасти к Богу моляся, и уставленное правило о сем исправите (т.е. очистить душу покаянными молитвами и поклонами) и к наставнику своему (т.е. игумену или опытному старцу — у иноков, духовнику — у мирян) прийти и со умилением припасти, благословения и прощения прося о прилучившемся искушении и соблажнении».Господь попускает на нас «сонное искушение» не только по причине блудных помыслов. Св. Григорий Великий, преп. Максим Исповедник, преп.Иоанн Кассиан Римлянин указывают, что оно посылается христианам (в частности, инокам) нередко за высокоумие, гордость и осуждение ближнего, а также из-за неумеренности в пище и питие. Исповедь духовному отцу, а также испытание собственной совести помогут выявить эти причины. И тогда христианину тоже не следует, в этот день причащаться или прикасаться к святыне, а священнику служить. Впрочем, по великой нужде (когда надо окрестить слабого ребенка, причастить близкого к смерти и в других неотложных случаях) священнику разрешается служить даже и после «ночного искушения» (Номоканон, прав.158). Но священнику необходимо приступать к служению не безразлично и дерзновенно, а с глубоким покаянием и сознанием своего недостоинства, исполнив Чин «искусных молитв» и прочитав еще молитву «от скверны». Впоследствии же, при исповеди, ему надлежит принять прощение за этот случай у своего духовного отца.Однако, как уже было сказано, истечение семени бывает и естественным образом: от длительного воздержания, создающего в организме избыток семенной жидкости- иногда это случается от слабости нервов и переутомления или от болезни. На ревностных иноков и мирян подвижников, усердных в посте и ночной молитве, искушение попускается по зависти бесовской: лукавые духи таким образом пытаются ввергуть душу в уныние, принуждают ослабить молитвенный подвиг. Когда «ночное искушение» не было вызвано каким-то личным грехом человека, и ум его не был осквернен при этом блудными мечтаниями, святоотеческое предание не возбраняет ему причащаться в этот день. Св.Дионисий Александрийский (III век по Р.Х.) пишет, что в таких случаях христиане «да последуют своей совести и да исповедают самих себя, находятся ли от сего в сомнении, или нет» (прав.4). Св.Тимофей Александрийский (один из св.отцов — участников 11-го Вселенского Собора) выражается еще более решительно: готовившийся к причащению христианин, в случае ночного искушения, «если подвержен вожделению жены, то да не причащается- если же сатана искушает его, дабы по сей причине он отчужден был от общения Божественных Тайн, то должен причаститься. Ибо иначе искуситель не престанет нападать на него в то время, когда он должен приобщиться» (прав.12).Но даже когда происшедшее не вменяется человеку в грех, — и тогда древние уставы предлагают для утешения души и очищения совести исполнить Чин «искусных молитв».Наше время особенно сильно искушает верующих людей, стремящихся к целомудрию. Повсюду открыто проповедуется разврат и всевозможное греховное услаждение плоти- разрушаются последние остатки общественной и семейной нравственности- молодежь не получает строгого воспитания- страстей и заблуждений, свойственных юному возрасту, никто и ничто не сдерживает и не исправляет. Ненасытное блудодеяние открыто выставляется как норма жизни, как своего рода признак современной свободной личности. Молодой христианин, желающий сохранить чистоту души и тела до законного брака, а тем более тот, кто избирает девственность Царствия ради Небесного, ныне должен особенно строго беречь себя от душевредных знакомств, соблазнительных разговоров и шуток, от растлевающих книг, фотографий, телепередач и т.д. Соблазну нечистого разврата мы можем противопоставить непрестанную молитву, поучение в спасительных истинах православной христианской веры, евангельские добродетели. Плоть свою можем усмирять трудом, воздержанием во сне и пище, строгим соблюдением поста, как повелевает нам Cв.Церковь. Преп. Авва Дорофей, по собственному опыту, утверждает, что наряду с постом и молитвою в борьбе с блудными помыслами помогает такая христианская добродетель, как уход за тяжело больными.Известно, что под влиянием особенностей своего возраста и по примеру сверстников многие искренно верующие юноши, не желающие осквернять себя блудом, тем не менее, впадают по малодушию в постыдный и унизительный грех рукоблудия. Хотя этот грех и не имеет таких общественно-опасных последствий, как, например, прелюбодейство, но вредит душе человека иногда не меньше- он расслабляет волю к добродетели, загрязняет совесть, приучает душу ко лжи и двуличию, а плоть пленяет так же сильно, как и любая другая скверная привычка. Страдающие этим греховным недугом молодые люди мечтают, быть может, о чистой и большой любви, о законном браке и счастливой семейной жизни, но тайный порок, сжигающий их душевные и телесные силы, болезненно влияет на нервы и психику и не дает исполнить их добрые намерения, а иногда и навсегда ломает им жизнь и здоровье.Можно посоветовать юношам, желающим освободиться от этого греховного навыка, по возможности часто, с покаянием и усердием прочитывать «искусные молитвы», моля Бога подать им силу ко избавлению от позорного и отвратительного порока и порождающей его блудной похоти. Необходимо также чаще исповедоваться перед духовным отцом и неопустительно исполнять возлагаемую им епитимию.В заключение напомним имена св.Божиих угодников, имеющих от Бога особую благодать помогать в сохранении целомудрия души и тела, в избавлении от блудной страсти и связанных с нею грехов и нечистот.Первая Заступница наша в этом борении, как и во всех других житейских напастях и обстояниях,— Пресвятая Богородица Присно Дева Мария. Это, далее, великие девственники и подвижники, провозвестники тайн Божиих — св.пророк Иоанн Предотеча и св.апостол и евангелист Иоанн Богослов. Борьбой с искушениями плоти особо прославились преп. Мартиниан (память его 13 февраля), преп. Моисей Мурин (26 июля) и преп. Иоанн Многострадальный (18 июля), печерские подвижники. Из святых жен многие сподобились мученического венца, оберегая, ради Царствия Небесного, свое целомудрие. Это св.первомученица равноапостольная Фекла (24 сентября), св. мц. Фомаида (13 апреля) и другие. По благодати Божией даже и многие бывшие блудницы преодолели блудное разжжение и греховный навык, обратились к целомудрию, посту и молитве, достигнув высокой святости. Это преп. Мария Египетская (1 апреля), прп. Таисия и прп. Пелагия (8 октября), св. преподобномученица Евдокия (1 марта). Правило внегда случится кому искуситися во сне от осквернения, по действу дияволю. Востав в борзе от ложа, творит приходное начало. Глаголет же правило сие со умилением и сокрушением сердца, яко осуженик- потреба же тогда и слезам быти. За молитв святых отец наших Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради (трижды). Царю небесный. Трисвятое. И по Отче наш- молитва Исусова. Господи помилуй (12). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся (трижды). Псалом 50: Помилуй мя Боже. Таже, тропари сия, глас 7.Пастырю добрыи, иже душу Свою положивыи о нас, сведыи сокровенная, содеянная мною, едине Блаже, упаси мя разумом заблуждьшаго, и исхити мя от волка, Агньче Божии, и помилуй мя.Отягчен сыи сном уныния, и мечтаюся прелестию греховною. Но даруй ми утро покаяния, просвещая очи мысли моея, Христе Боже, Просвещение души моея, и спаси мя.Мглою греховною, и сластьми житейскими, сплетаем ум окаянныя души моея, страсти различныя ходатайствует- и помысл умиления не имам. Но ущедри Спасе, смирение мое, и даждь помысл умиления, да и аз спасаемь, прежде конца воззову благоутробию Твоему: Господи Христе, Спасе мой, отчаяннаго спаси мя и недостойнаго.Яко впадыи в разбойники и уязвен, тако и аз впадох от многих грехов, и уязвена ми есть душа. К кому прибегну повинныи аз? Токмо к Тебе, милосердому душам Врачу. Излей на мя Боже, великую Твою милость.Слава. Яко блудныи сын приндох аз, Щедре. Приими мя Отче, возвращающася, яко единаго от наемник Твоих Боже, и помилуй мя.И ныне. Избави Богородице, от одержащих нас грехов, яко иного упования вернии не имамы, разве Тебе, и от Тебе рождьшагося Господа. Таже, Господи помилуй (40). И поклонов 50 (земных, с молитвою: Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя).Аще ли есть суббота, или неделя, или великий праздник, в них же днех несть поклонов.Посем глаголет cиe, 100: Без числа согреших Господи, прости мя за имя Твое святое (поклоны поясные). Таже. глаголи молитвы сия со умилением сердца, тихо и разумно. Молитва первая, св. Великаго Василия. Паки запят бых окаянныи умом, и лукавым обычаем, работая греху. Паки князь тьмы, и страстных сладостей родитель, пленена мя сотвори. И яко же раба смиреннаго, того хотением и желанием плотьским работати принуждает мя. И что сотворю, Господи мой, и Избавителю, и Заступниче уповающим на Тя? Аще бо не к Тебе паки возвращуся и постеню, и милости испрошу содеянным ми- но боюся и трепещу, да не како всегда исповедаяся, и отступити от злых обещаваяся, и на кииждо час согрешаю. И не воздав молитвы моея Тебе, Богу моему, долготерпение Твое воздвигну к негодованию. И кто стерпит Господи, гнева Твоего? Ведыи убо множество щедрот Твоих и пучину человеколюбия Твоего, паки возверзаю себе на милость Твою, и взываю Ти: еже согреших, прости, помилуй мя падшаго. Даждь ми руку помощи, иже в тименин сластей погруженному. Не остави Господи, создание Свое растлитися беззаконьми моими, и грехи моими. Но обычным Своим милосердием, и благостию принужаем, избави от кала и скверны телесныя, и страстных пoмышлении, оскверняющих всегда душу мою окаянную. Се бо Господи, яко же зриши, несть в ней места чиста, но вся проказися- все тело объят язва. Сам убо Человеколюбче, Врачу душам и телесем, и милости Источниче, очисти ту слез моих течением, сих изливая на мя обильно. Излей на мя человеколюбие Твое, и даждь ми исцеление и очищение. Исцели сокрушение мое, и не отврати лица Твоего от мене, да не якоже вещь пояст мя отчаяния огнь. Но якоже рекл еси, неложныи Боже: яко велия радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся. Сие сотвори и на мне грешнем, и не затвори ушию благоутробия Твоего, к молитве покаяния моего, но отверзи их, и яко кадило исправи ту пред Тобою. Веси бо немощь естества, Создателю, и удобь поползновение юности, и тяжесть тела. И презираеши грехи, и покаяние приемлеши, призывающих Тя истинною. Яко благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веком, аминь. Молитва вторая, того же Великаго Василия. Многомилостиве, Нетленне, Нескверне, безгрешне Господи, очисти мя непотребнаго раба Твоего, от всякия скверны, плотьския и душевныя- еже от невнимания и уныния моего, прибывшую ми нечистоту, со инеми всеми беззаконьми моими. Яви мя нескверна, Владыко, за благость Христа Твоего. И освяти мя нашествием Пресвятаго Твоего Духа, яко да возбнув от мглы нечистых привидении диявольских, и всякия скверны, сподоблюся чистою совестию, отверсти скверная моя и нечистая уста, воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веком, аминь. Молитва третия. Господи Боже наш, аще что согреших во дни сем, аще словом, аще делом, аще помышлением содеях что, яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми Боже. Ангела ми хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла. Яко Ты еси Хранитель душам нашим и телесем. И Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веком, аминь. Молитва, св. Иоанна Златоустаго, искусившемуся во сне. Господи, да мя не лишиши небесных Твоих благ. Господи, нзбави мя вечных мук. Господи, или словом, или делом, или помышлением согреших, прости ми грешному. Господи, избави мя от всякаго неразумия, и забвения, и уныния. Господи, просвети сердце мое, еже помрачи лукавое желание. Господи, аз убо яко человек согреших, Ты же яко Бог Человеколюбец помилуй и прости. Господи, виждь немощь души моея и посли благодать Твою в помощь души моей, да и о мне прославится имя Твое святое. Господи, напиши мя в книгах животных, подая мне конец благ. Господи, аще и не сотворих пред Тобою что благо, но даждь ми по благости Твоей положити начало благо. Господи, одожди росу благодати Твоей в сердце мое. Господи, помяни мя грешнаго и непотребнаго раба Твоего, егда приидеши в царствии Твоем- яко благословен еси во веки, аминь. Молитва, искусившемуся во сне.
Господи, и Владыко животу и смерти, власть имея во обоих, послав Единороднаго Сына Твоего спожити человеком на земли, Господа и Бога и Спаса нам Исуса Христа. И по воле Твоего благоволения, и Его хотения, всему изволив спастися человечеству, и в разум успевати истиныи. Сего ради Святаго Духа действом и чудотвореньми, призывая грешники в покаяние, являя Себе, Господи Исусе Христе, яко Бог нам и Спаситель. И в благовестии высоковещанно глаголя, аще кто жаждет да приидет ко Мне и пиет. И имже образом желает елень на источники водныя, пророчески дерзаю, сице и душа моя желательне желает к Тебе Боже. Но нрав грехолюбныи пути благия поглаждает. И яко в безлунней нощи кривыми стопами жизнь мою измеряю. Отягчено ми бремя плоти, и в снедь удобно ми дневное течение. Во дне бо помышлении скверными и без гласными, не насытне яди просит тело. И аще удовлится угодными, то напитаньми, на другую потребу желает. И лица описует не отступне, и другая советует с помыслом, яко на се служение повсегда готову ему сущу. И аще во дни желанному не получит с трезвостию привнити, абие сну яко потребну рабу к послужению приступившу, тогда вся позорная лица другая, яже дневным желанием в нощи сластолюбне объемлет, и лобызательне нудится с пожити, и зачен раждает мерзость ненавистну Тебе Богу моему и Творцу. Мне же всяческое того ради Господи от Твоих святейших святынь удаление. Но Господи мой Господи, благоволивыи грешники спасти, ими же веси судьбами, спаси мя грешнаго и не потребнаго раба Твоего, к Твоим обращающася щедротам, и человеколюбию ти припадающа. Аще и ничто же достойно и благоприятно имам принести Твоей благости. Ни Господи мой ни, не изорцы на мя, якоже на не имущую плода смокву ответовал еси, и видеся суха. Господи мой Господи, кое и колико благодарение принесу во угождение пред Тя. Веем бо себе всячески суща безплодна, и от добродетельных плодов пуста. Сего ради припадая молюся, долготерпение Твое моля, да не повелиши сладчайшии Исусе, упражняющаго место покаяния посещи. Веси бо благосерде сеятеля злым плевелом, и завистьца душевней пользе, иже враждовати готов, к произволяющим спастися. Веси же наипаче, к красным и сладостным жития сего мое пристрастное любление, к сим же слабость и небрежение. Сия же зря во мне, и мною дейсвуема, Господи мой Господи, совоздвигни мя преклоненаго всячески слабостию плоти, и введи мя во участие Тобою спасаемых. Яко да и аз получив некую часть милости, еже на мне Твоего человеколюбия, восхвалю вкупе прославляемое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь.
Молитва, к Пресвятей Богородицеот нощнаго искушения.
Пресвятая Госпоже Владычице моя Богородице, отжени от мене смиреннаго и грешнаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся лукавая и скверная и хульная помышления. От окаяннаго сердца моего, и от помраченнаго ума моего, и погаси пламень страстей моих, яко немощен есмь и окаянен. Избави мя от многих и лютых воспоминании, обстоянии, и предприятии, и от всех злых свободи мя действ. Яко благословена еси от всех родов. И славится имя Твое Пресвятое во веки, аминь.
Молитвенное правило «искусившемуся во сне» взято из «Большого Канонника», изданного в 1651 г. по благословению святейшего патриарха Иосифа, где эти молитвы (так называемые «молитвы искусные») предлагается читать, в случае необходимости, «любящим Бога всем сердцем и многоболезнующим инокам», а также и всем «трудолюбствующим во еже спастися», то есть благочестивым христианам всякого чина и звания. Молитвенное правило «искусившемуся во сне» взято из «Большого Канонника», изданного в 1651 г. по благословению святейшего патриарха Иосифа, где эти молитвы (так называемые «молитвы искусные») предлагается читать, в случае необходимости, «любящим Бога всем сердцем и многоболезнующим инокам», а также и всем «трудолюбствующим во еже спастися», то есть благочестивым христианам всякого чина и звания.То, что называется «ночным искушением», известно по опыту каждому взрослому мужчине и особенно часто случается с теми, кто живет в воздержании от супружеского общения. Многие христиане видят в этом только небольшое телесное неудобство и наутро без зазрения совести прикасаются к святыне: причащаются, потребляют просфору, целуют крест, икону и т. п. Другие же, напротив, считают, что человек, претерпевший такое искушение, — осквернен и не имеет права в этот день приступать к Св.Тайнам и касаться каких-либо священных предметов. Не все духовные отцы на исповеди спрашивают духовных чад, как они ведут себя в таких случаях, не все могут дать правильные наставления на этот счет. Родители-христиане тоже порой стесняются или не находят нужным говорить с сыновьями о таких «мелочах». Поэтому мы считаем необходимым в предисловии к «искусным молитвам» кратко изложить церковное учение по этому предмету.Само по себе непроизвольное истечение семени у мужчин является делом естественным, обусловленным самой природой человека. Св.Афанасий Великий пишет: «Если мы, по Божественному Писанию, веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как Могло произойти от чистой Силы дело оскверненное. Если мы — «род Божий» (Деян. 17, 28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда грех, худший всякого смрада, соделываем. А когда происходит какое либо естественное извержение, тогда и сему с прочими подвергаемся мы... по необходимости естественной... Животному (т.е. одушевленному существу — ред.) даны некие необходимые исходы для вывода излишества влаг, каковы суть: влажность, из главы выделяющаяся- и исходящее из чрева- также и оный избыток в семенных сосудах. Итак, какой здесь грех перед Богом, когда создавший животное Господь восхотел и сотворил, чтобы эти члены имели таковые исходы?» (Послание к Аммуну). Однако известно, что по Моисееву закону претерпевший истечение семени в течение дня считался нечистым, и ему запрещалось приближаться к жертвеннику Божию. В то время, до пришествия Христова, все человечество постоянно чувствовало на себе неодолимую тяжесть греха, тления и смерти, порожденных грехопадением праотца Адама. Брачное совокупление, рождение, смерть человека — все носило на себе печать нечистоты. И поэтому закон Моисеев относился к плотской нечистоте с такой большой строгостью, под страхом суровых наказаний отдаляя оскверненных не только от прикосновения к святыням, но даже и от общения с соплеменниками. Но, как говорит апостол Павел, «закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3, 24). Заповедями о физической нечистоте он постепенно подготавливал людей к понятиям о скверне нравственной, душевной. Святые отцы так и объясняют эти заповеди. «Малое научает великому. В лице изливающего семя осуждается прелюбодейство- ибо если скверно и непроизвольное,— тем более гнусно делаемое намеренно» (преп.Ефрем Сирин, Толк. на кн.Чисел, 8).И Господь наш Исус Христос пришел избавить человечество от власти первородного греха, обожить самую плоть человеческую и вознести к небесной славе, что и явил Своим восстанием из мертвых и вознесением на небеса. И вместо закона, соответствующего греховному состоянию человеческого рода, вместо духа рабского страха, послал верующим Дух усыновления, призвав нас быть сынами Божиими. И как добрый сын повинуется отцу не из страха наказания, а из долга любви, так и мы научены от Христа чтить Бога не только принужденным исполнением дел закона и воздержанием от зла, но и всеми чуствами и помышлениями, «представляя себя Богу, как ожившие из мертвых, и члены наши - Богу в орудия праведности» (Рим. 6, 13). По Евангельской заповеди, данной нам от Христа, мы должны избегать не только блуда и прелюбодейства, совершаемого делом, но и мысленного. Ибо даже взгляд на другого человека с плотским вожделением, блудные помыслы и мечтания — есть мысленное прелюбодейство, в силу которого мы оказываемся уже не рабами Богу, а рабами греху. Мысленное прелюбодейство и является одной из главных причин, приводящих к ночным истечениям, сопровождаемым блудными сновидениями. Именно в этих помыслах и мечтаниях и заключаются грех и нечистота. Для этого и предлагается нам, христианам, святыми отцами чин «искусных молитв» в качестве доброго оружия в «невидимой брани» с диаволом.Итак, если христианин ночью претерпел осквернение по причине греховных желаний и мыслей, то он, по церковным канонам и по обличению самой совести своей, не должен в тот день причащаться Тела и Крови Христовых, потреблять просфору, целовать Крест, икону. Св.Евангелие или мощи святых. Если же это священник, то ему в течение дня нельзя священнодействовать, касаться св.Престола, св.Даров, священных сосудов и т.п. Как указано в «Большом Каноннике» (л. 37) и в так называемых «Старчествах» (сборниках древних иноческих преданий и наставлений), в случае ночного искушения христианин, проснувшись, должен немедленно встать, омыться, сменить нечистое белье и «со умилением припасти к Богу моляся, и уставленное правило о сем исправите (т.е. очистить душу покаянными молитвами и поклонами) и к наставнику своему (т.е. игумену или опытному старцу — у иноков, духовнику — у мирян) прийти и со умилением припасти, благословения и прощения прося о прилучившемся искушении и соблажнении».Господь попускает на нас «сонное искушение» не только по причине блудных помыслов. Св. Григорий Великий, преп. Максим Исповедник, преп.Иоанн Кассиан Римлянин указывают, что оно посылается христианам (в частности, инокам) нередко за высокоумие, гордость и осуждение ближнего, а также из-за неумеренности в пище и питие. Исповедь духовному отцу, а также испытание собственной совести помогут выявить эти причины. И тогда христианину тоже не следует, в этот день причащаться или прикасаться к святыне, а священнику служить. Впрочем, по великой нужде (когда надо окрестить слабого ребенка, причастить близкого к смерти и в других неотложных случаях) священнику разрешается служить даже и после «ночного искушения» (Номоканон, прав.158). Но священнику необходимо приступать к служению не безразлично и дерзновенно, а с глубоким покаянием и сознанием своего недостоинства, исполнив Чин «искусных молитв» и прочитав еще молитву «от скверны». Впоследствии же, при исповеди, ему надлежит принять прощение за этот случай у своего духовного отца.Однако, как уже было сказано, истечение семени бывает и естественным образом: от длительного воздержания, создающего в организме избыток семенной жидкости- иногда это случается от слабости нервов и переутомления или от болезни. На ревностных иноков и мирян подвижников, усердных в посте и ночной молитве, искушение попускается по зависти бесовской: лукавые духи таким образом пытаются ввергуть душу в уныние, принуждают ослабить молитвенный подвиг. Когда «ночное искушение» не было вызвано каким-то личным грехом человека, и ум его не был осквернен при этом блудными мечтаниями, святоотеческое предание не возбраняет ему причащаться в этот день. Св.Дионисий Александрийский (III век по Р.Х.) пишет, что в таких случаях христиане «да последуют своей совести и да исповедают самих себя, находятся ли от сего в сомнении, или нет» (прав.4). Св.Тимофей Александрийский (один из св.отцов — участников 11-го Вселенского Собора) выражается еще более решительно: готовившийся к причащению христианин, в случае ночного искушения, «если подвержен вожделению жены, то да не причащается- если же сатана искушает его, дабы по сей причине он отчужден был от общения Божественных Тайн, то должен причаститься. Ибо иначе искуситель не престанет нападать на него в то время, когда он должен приобщиться» (прав.12).Но даже когда происшедшее не вменяется человеку в грех, — и тогда древние уставы предлагают для утешения души и очищения совести исполнить Чин «искусных молитв».Наше время особенно сильно искушает верующих людей, стремящихся к целомудрию. Повсюду открыто проповедуется разврат и всевозможное греховное услаждение плоти- разрушаются последние остатки общественной и семейной нравственности- молодежь не получает строгого воспитания- страстей и заблуждений, свойственных юному возрасту, никто и ничто не сдерживает и не исправляет. Ненасытное блудодеяние открыто выставляется как норма жизни, как своего рода признак современной свободной личности. Молодой христианин, желающий сохранить чистоту души и тела до законного брака, а тем более тот, кто избирает девственность Царствия ради Небесного, ныне должен особенно строго беречь себя от душевредных знакомств, соблазнительных разговоров и шуток, от растлевающих книг, фотографий, телепередач и т.д. Соблазну нечистого разврата мы можем противопоставить непрестанную молитву, поучение в спасительных истинах православной христианской веры, евангельские добродетели. Плоть свою можем усмирять трудом, воздержанием во сне и пище, строгим соблюдением поста, как повелевает нам Cв.Церковь. Преп. Авва Дорофей, по собственному опыту, утверждает, что наряду с постом и молитвою в борьбе с блудными помыслами помогает такая христианская добродетель, как уход за тяжело больными.Известно, что под влиянием особенностей своего возраста и по примеру сверстников многие искренно верующие юноши, не желающие осквернять себя блудом, тем не менее, впадают по малодушию в постыдный и унизительный грех рукоблудия. Хотя этот грех и не имеет таких общественно-опасных последствий, как, например, прелюбодейство, но вредит душе человека иногда не меньше- он расслабляет волю к добродетели, загрязняет совесть, приучает душу ко лжи и двуличию, а плоть пленяет так же сильно, как и любая другая скверная привычка. Страдающие этим греховным недугом молодые люди мечтают, быть может, о чистой и большой любви, о законном браке и счастливой семейной жизни, но тайный порок, сжигающий их душевные и телесные силы, болезненно влияет на нервы и психику и не дает исполнить их добрые намерения, а иногда и навсегда ломает им жизнь и здоровье.Можно посоветовать юношам, желающим освободиться от этого греховного навыка, по возможности часто, с покаянием и усердием прочитывать «искусные молитвы», моля Бога подать им силу ко избавлению от позорного и отвратительного порока и порождающей его блудной похоти. Необходимо также чаще исповедоваться перед духовным отцом и неопустительно исполнять возлагаемую им епитимию.В заключение напомним имена св.Божиих угодников, имеющих от Бога особую благодать помогать в сохранении целомудрия души и тела, в избавлении от блудной страсти и связанных с нею грехов и нечистот.Первая Заступница наша в этом борении, как и во всех других житейских напастях и обстояниях,— Пресвятая Богородица Присно Дева Мария. Это, далее, великие девственники и подвижники, провозвестники тайн Божиих — св.пророк Иоанн Предотеча и св.апостол и евангелист Иоанн Богослов. Борьбой с искушениями плоти особо прославились преп. Мартиниан (память его 13 февраля), преп. Моисей Мурин (26 июля) и преп. Иоанн Многострадальный (18 июля), печерские подвижники. Из святых жен многие сподобились мученического венца, оберегая, ради Царствия Небесного, свое целомудрие. Это св.первомученица равноапостольная Фекла (24 сентября), св. мц. Фомаида (13 апреля) и другие. По благодати Божией даже и многие бывшие блудницы преодолели блудное разжжение и греховный навык, обратились к целомудрию, посту и молитве, достигнув высокой святости. Это преп. Мария Египетская (1 апреля), прп. Таисия и прп. Пелагия (8 октября), св. преподобномученица Евдокия (1 марта). Правило внегда случится кому искуситися во сне от осквернения, по действу дияволю. Востав в борзе от ложа, творит приходное начало. Глаголет же правило сие со умилением и сокрушением сердца, яко осуженик- потреба же тогда и слезам быти. За молитв святых отец наших Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради (трижды). Царю небесный. Трисвятое. И по Отче наш- молитва Исусова. Господи помилуй (12). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся (трижды). Псалом 50: Помилуй мя Боже. Таже, тропари сия, глас 7.Пастырю добрыи, иже душу Свою положивыи о нас, сведыи сокровенная, содеянная мною, едине Блаже, упаси мя разумом заблуждьшаго, и исхити мя от волка, Агньче Божии, и помилуй мя.Отягчен сыи сном уныния, и мечтаюся прелестию греховною. Но даруй ми утро покаяния, просвещая очи мысли моея, Христе Боже, Просвещение души моея, и спаси мя.Мглою греховною, и сластьми житейскими, сплетаем ум окаянныя души моея, страсти различныя ходатайствует- и помысл умиления не имам. Но ущедри Спасе, смирение мое, и даждь помысл умиления, да и аз спасаемь, прежде конца воззову благоутробию Твоему: Господи Христе, Спасе мой, отчаяннаго спаси мя и недостойнаго.Яко впадыи в разбойники и уязвен, тако и аз впадох от многих грехов, и уязвена ми есть душа. К кому прибегну повинныи аз? Токмо к Тебе, милосердому душам Врачу. Излей на мя Боже, великую Твою милость.Слава. Яко блудныи сын приндох аз, Щедре. Приими мя Отче, возвращающася, яко единаго от наемник Твоих Боже, и помилуй мя.И ныне. Избави Богородице, от одержащих нас грехов, яко иного упования вернии не имамы, разве Тебе, и от Тебе рождьшагося Господа. Таже, Господи помилуй (40). И поклонов 50 (земных, с молитвою: Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя).Аще ли есть суббота, или неделя, или великий праздник, в них же днех несть поклонов.Посем глаголет cиe, 100: Без числа согреших Господи, прости мя за имя Твое святое (поклоны поясные). Таже. глаголи молитвы сия со умилением сердца, тихо и разумно. Молитва первая, св. Великаго Василия. Паки запят бых окаянныи умом, и лукавым обычаем, работая греху. Паки князь тьмы, и страстных сладостей родитель, пленена мя сотвори. И яко же раба смиреннаго, того хотением и желанием плотьским работати принуждает мя. И что сотворю, Господи мой, и Избавителю, и Заступниче уповающим на Тя? Аще бо не к Тебе паки возвращуся и постеню, и милости испрошу содеянным ми- но боюся и трепещу, да не како всегда исповедаяся, и отступити от злых обещаваяся, и на кииждо час согрешаю. И не воздав молитвы моея Тебе, Богу моему, долготерпение Твое воздвигну к негодованию. И кто стерпит Господи, гнева Твоего? Ведыи убо множество щедрот Твоих и пучину человеколюбия Твоего, паки возверзаю себе на милость Твою, и взываю Ти: еже согреших, прости, помилуй мя падшаго. Даждь ми руку помощи, иже в тименин сластей погруженному. Не остави Господи, создание Свое растлитися беззаконьми моими, и грехи моими. Но обычным Своим милосердием, и благостию принужаем, избави от кала и скверны телесныя, и страстных пoмышлении, оскверняющих всегда душу мою окаянную. Се бо Господи, яко же зриши, несть в ней места чиста, но вся проказися- все тело объят язва. Сам убо Человеколюбче, Врачу душам и телесем, и милости Источниче, очисти ту слез моих течением, сих изливая на мя обильно. Излей на мя человеколюбие Твое, и даждь ми исцеление и очищение. Исцели сокрушение мое, и не отврати лица Твоего от мене, да не якоже вещь пояст мя отчаяния огнь. Но якоже рекл еси, неложныи Боже: яко велия радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся. Сие сотвори и на мне грешнем, и не затвори ушию благоутробия Твоего, к молитве покаяния моего, но отверзи их, и яко кадило исправи ту пред Тобою. Веси бо немощь естества, Создателю, и удобь поползновение юности, и тяжесть тела. И презираеши грехи, и покаяние приемлеши, призывающих Тя истинною. Яко благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веком, аминь. Молитва вторая, того же Великаго Василия. Многомилостиве, Нетленне, Нескверне, безгрешне Господи, очисти мя непотребнаго раба Твоего, от всякия скверны, плотьския и душевныя- еже от невнимания и уныния моего, прибывшую ми нечистоту, со инеми всеми беззаконьми моими. Яви мя нескверна, Владыко, за благость Христа Твоего. И освяти мя нашествием Пресвятаго Твоего Духа, яко да возбнув от мглы нечистых привидении диявольских, и всякия скверны, сподоблюся чистою совестию, отверсти скверная моя и нечистая уста, воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веком, аминь. Молитва третия. Господи Боже наш, аще что согреших во дни сем, аще словом, аще делом, аще помышлением содеях что, яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми Боже. Ангела ми хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла. Яко Ты еси Хранитель душам нашим и телесем. И Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веком, аминь. Молитва, св. Иоанна Златоустаго, искусившемуся во сне. Господи, да мя не лишиши небесных Твоих благ. Господи, нзбави мя вечных мук. Господи, или словом, или делом, или помышлением согреших, прости ми грешному. Господи, избави мя от всякаго неразумия, и забвения, и уныния. Господи, просвети сердце мое, еже помрачи лукавое желание. Господи, аз убо яко человек согреших, Ты же яко Бог Человеколюбец помилуй и прости. Господи, виждь немощь души моея и посли благодать Твою в помощь души моей, да и о мне прославится имя Твое святое. Господи, напиши мя в книгах животных, подая мне конец благ. Господи, аще и не сотворих пред Тобою что благо, но даждь ми по благости Твоей положити начало благо. Господи, одожди росу благодати Твоей в сердце мое. Господи, помяни мя грешнаго и непотребнаго раба Твоего, егда приидеши в царствии Твоем- яко благословен еси во веки, аминь. Молитва, искусившемуся во сне.
Господи, и Владыко животу и смерти, власть имея во обоих, послав Единороднаго Сына Твоего спожити человеком на земли, Господа и Бога и Спаса нам Исуса Христа. И по воле Твоего благоволения, и Его хотения, всему изволив спастися человечеству, и в разум успевати истиныи. Сего ради Святаго Духа действом и чудотвореньми, призывая грешники в покаяние, являя Себе, Господи Исусе Христе, яко Бог нам и Спаситель. И в благовестии высоковещанно глаголя, аще кто жаждет да приидет ко Мне и пиет. И имже образом желает елень на источники водныя, пророчески дерзаю, сице и душа моя желательне желает к Тебе Боже. Но нрав грехолюбныи пути благия поглаждает. И яко в безлунней нощи кривыми стопами жизнь мою измеряю. Отягчено ми бремя плоти, и в снедь удобно ми дневное течение. Во дне бо помышлении скверными и без гласными, не насытне яди просит тело. И аще удовлится угодными, то напитаньми, на другую потребу желает. И лица описует не отступне, и другая советует с помыслом, яко на се служение повсегда готову ему сущу. И аще во дни желанному не получит с трезвостию привнити, абие сну яко потребну рабу к послужению приступившу, тогда вся позорная лица другая, яже дневным желанием в нощи сластолюбне объемлет, и лобызательне нудится с пожити, и зачен раждает мерзость ненавистну Тебе Богу моему и Творцу. Мне же всяческое того ради Господи от Твоих святейших святынь удаление. Но Господи мой Господи, благоволивыи грешники спасти, ими же веси судьбами, спаси мя грешнаго и не потребнаго раба Твоего, к Твоим обращающася щедротам, и человеколюбию ти припадающа. Аще и ничто же достойно и благоприятно имам принести Твоей благости. Ни Господи мой ни, не изорцы на мя, якоже на не имущую плода смокву ответовал еси, и видеся суха. Господи мой Господи, кое и колико благодарение принесу во угождение пред Тя. Веем бо себе всячески суща безплодна, и от добродетельных плодов пуста. Сего ради припадая молюся, долготерпение Твое моля, да не повелиши сладчайшии Исусе, упражняющаго место покаяния посещи. Веси бо благосерде сеятеля злым плевелом, и завистьца душевней пользе, иже враждовати готов, к произволяющим спастися. Веси же наипаче, к красным и сладостным жития сего мое пристрастное любление, к сим же слабость и небрежение. Сия же зря во мне, и мною дейсвуема, Господи мой Господи, совоздвигни мя преклоненаго всячески слабостию плоти, и введи мя во участие Тобою спасаемых. Яко да и аз получив некую часть милости, еже на мне Твоего человеколюбия, восхвалю вкупе прославляемое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь.
Молитва, к Пресвятей Богородицеот нощнаго искушения.
Пресвятая Госпоже Владычице моя Богородице, отжени от мене смиреннаго и грешнаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся лукавая и скверная и хульная помышления. От окаяннаго сердца моего, и от помраченнаго ума моего, и погаси пламень страстей моих, яко немощен есмь и окаянен. Избави мя от многих и лютых воспоминании, обстоянии, и предприятии, и от всех злых свободи мя действ. Яко благословена еси от всех родов. И славится имя Твое Пресвятое во веки, аминь.