NuRLucheZaR
Well-Known Member
«А‘узу биллахи…» [1]
Всевышний Аллах говорит (смысл): «О Пророк, приступая к чтению Корана, проси у Аллаха защиты от шайтана». Этот исти‘азат [2] является первым откровением, ниспосланным Пророку (мир ему и благословение Аллаха). То есть «А‘узу биллахи…» было ниспослано вместе с «Бисмиллахи…» [3] , а потом – «Икра’…» [4] .
Поэтому для приступающего к чтению Корана является сунной сначала произнести «А‘узу биллахи…». Сказано также, что это даже обязательно. Еще сказано: если произнести «А‘узу биллахи …» хоть один раз в жизни, эта обязанность считается исполненной. То есть одобряется произнести «А‘узу биллахи …» хотя бы один раз в жизни.
Если же спросят, в чем мудрость того, что произнесение «А‘узу биллахи …» перед чтением Корана является сунной, и с какой целью это делается, [то на это можно ответить следующим образом].
Во-первых, это следование велению Аллаха.
Во-вторых, чтобы попасть, например, к правителю, необходимо получить от него разрешение, и не подобает разговаривать с ним, если изо рта исходит неприятный запах. Читающий Коран подобен посещающему правителя. Произнося исти‘азат, он сначала просит у Аллаха разрешения на чтение Корана, просит также, чтобы он очистил уста и язык, опороченные такими грехами, как ложь, сплетни, клевета и хула.
Общеизвестно, что тот, у кого достаточно сил и способностей, не нуждается в помощи других для победы над врагом, а кто лишен этого, тот вынужден обращаться за помощью. Поэтому раб, произнося «А‘узу биллахи …», обращается к Аллаху с просьбой о защите, зная, что не в силах защитить себя от шайтана, кроме как с помощью Аллаха, и признавая свою слабость и бессилие.
Произносить «А‘узу биллахи …» необходимо в состоянии хузура[5] . Недостаточно просто произносить это устами, с отвлеченным сердцем.
Шайтан, например, вводит в заблуждение в вероубеждении, подобно тому как он ввел в заблуждение семьдесят два течения из семидесяти трех в мусульманской умме. Еще он вводит в заблуждение в делах религии, то есть в исполнении предписаний Аллаха, таких как намаз, пост, и в соблюдении Его велений и запретов. Шайтан вредит нам, подвергая болезням, несчастьям, трудностям, бедности и разным другим напастям. Поэтому нам подобает произносить «А‘узу биллахи …» в хузуре, мысленно обращаясь к Аллаху за защитой от всех этих напастей. Сказано, что, если произнести «А‘узу биллахи …» подобным образом, Аллах возводит между человеком и шайтаном триста преград, между каждыми из которых будет расстояние как между небом и землей.
Здесь есть момент, на который нам следует обратить внимание: ни люди, ни джинны[6] -шайтаны не вредят, то есть они не могут вредить, кроме как с позволения Всевышнего Аллаха. Вспомните пророка Аййуба (мир ему): сколько страданий причинил ему иблис[7] , когда Аллах позволил ему это! Те, кого мы называем шайтанами, – это иблис и его потомство. Еще говорят, что шайтаны – это те, которые вводят в заблуждение других и сами являются заблудшими, будь то люди или джинны. Что касается джиннов, то они такие же создания, как и люди, только сотворенные из огня. Если они неверные, то они шайтаны, если же правоверные – то джинны-мусульмане. Джинны, как и люди, оставляют потомство и умирают. Что же касается шайтанов, т. е. иблиса и его потомства, то они рождаются, но не умирают до конца света. Потом они погибнут все сразу.
Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о васвасе[8] , а их у мусульман много. Он ответил: «в пустой дом вор не входит». Это означает, что и шайтан, подобно вору, не входит в сердце, в котором нет имана. То есть неверные и так во всем следуют за шайтаном, и у него нет необходимости сбивать их. А мусульмане противостоят шайтанам, и поэтому шайтаны прилагают все усилия, чтобы сбить нас с истинного пути. Ведь это их работа – сбивать нас с пути истины. И Аллах учит нас, как уберечься от этого, и призывает просить защиты у Него.
[1] Имеется в виду выражение «А‘узу биллахи мина-ш-шайтани-р-раджим», которое является формулой защиты от шайтана и означает: «Я прибегаю к Аллаху за защитой от шайтана, отогнанного от Его Милости».
[2] Исти‘азат – название формулы защиты от шайтана «А‘узу биллахи мина-ш-шайтани-р- раджим».
[3] «Бисмиллахи-р-рахмани-р-рахим», что означает: «С именем Аллаха, милостивого ко всем на этом свете и милосердного лишь к уверовавшим на том свете».
[4] Имеется в виду первый аят суры «Аль-‘Алак» («Сгусток»), который начинается со слова «Икра’…» – «Читай…».
[5] Хуpур – состояние, при котором внимание и мысли сконцентрированы только на Аллахе и на смысле читаемых молитв.
[6] Джинны – разумные существа, созданные из огня.
[7] Иблис – дьявол, сатана.
[8] Васвас – наущение шайтана; мысли, которые внушает шайтан. Это могут быть разные сомнения, плохие мысли. Иногда это могут быть даже хорошие мысли, которые используются для внушения человеку чего-то очень плохого.
Из книги шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана»
Всевышний Аллах говорит (смысл): «О Пророк, приступая к чтению Корана, проси у Аллаха защиты от шайтана». Этот исти‘азат [2] является первым откровением, ниспосланным Пророку (мир ему и благословение Аллаха). То есть «А‘узу биллахи…» было ниспослано вместе с «Бисмиллахи…» [3] , а потом – «Икра’…» [4] .
Поэтому для приступающего к чтению Корана является сунной сначала произнести «А‘узу биллахи…». Сказано также, что это даже обязательно. Еще сказано: если произнести «А‘узу биллахи …» хоть один раз в жизни, эта обязанность считается исполненной. То есть одобряется произнести «А‘узу биллахи …» хотя бы один раз в жизни.
Если же спросят, в чем мудрость того, что произнесение «А‘узу биллахи …» перед чтением Корана является сунной, и с какой целью это делается, [то на это можно ответить следующим образом].
Во-первых, это следование велению Аллаха.
Во-вторых, чтобы попасть, например, к правителю, необходимо получить от него разрешение, и не подобает разговаривать с ним, если изо рта исходит неприятный запах. Читающий Коран подобен посещающему правителя. Произнося исти‘азат, он сначала просит у Аллаха разрешения на чтение Корана, просит также, чтобы он очистил уста и язык, опороченные такими грехами, как ложь, сплетни, клевета и хула.
Общеизвестно, что тот, у кого достаточно сил и способностей, не нуждается в помощи других для победы над врагом, а кто лишен этого, тот вынужден обращаться за помощью. Поэтому раб, произнося «А‘узу биллахи …», обращается к Аллаху с просьбой о защите, зная, что не в силах защитить себя от шайтана, кроме как с помощью Аллаха, и признавая свою слабость и бессилие.
Произносить «А‘узу биллахи …» необходимо в состоянии хузура[5] . Недостаточно просто произносить это устами, с отвлеченным сердцем.
Шайтан, например, вводит в заблуждение в вероубеждении, подобно тому как он ввел в заблуждение семьдесят два течения из семидесяти трех в мусульманской умме. Еще он вводит в заблуждение в делах религии, то есть в исполнении предписаний Аллаха, таких как намаз, пост, и в соблюдении Его велений и запретов. Шайтан вредит нам, подвергая болезням, несчастьям, трудностям, бедности и разным другим напастям. Поэтому нам подобает произносить «А‘узу биллахи …» в хузуре, мысленно обращаясь к Аллаху за защитой от всех этих напастей. Сказано, что, если произнести «А‘узу биллахи …» подобным образом, Аллах возводит между человеком и шайтаном триста преград, между каждыми из которых будет расстояние как между небом и землей.
Здесь есть момент, на который нам следует обратить внимание: ни люди, ни джинны[6] -шайтаны не вредят, то есть они не могут вредить, кроме как с позволения Всевышнего Аллаха. Вспомните пророка Аййуба (мир ему): сколько страданий причинил ему иблис[7] , когда Аллах позволил ему это! Те, кого мы называем шайтанами, – это иблис и его потомство. Еще говорят, что шайтаны – это те, которые вводят в заблуждение других и сами являются заблудшими, будь то люди или джинны. Что касается джиннов, то они такие же создания, как и люди, только сотворенные из огня. Если они неверные, то они шайтаны, если же правоверные – то джинны-мусульмане. Джинны, как и люди, оставляют потомство и умирают. Что же касается шайтанов, т. е. иблиса и его потомства, то они рождаются, но не умирают до конца света. Потом они погибнут все сразу.
Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о васвасе[8] , а их у мусульман много. Он ответил: «в пустой дом вор не входит». Это означает, что и шайтан, подобно вору, не входит в сердце, в котором нет имана. То есть неверные и так во всем следуют за шайтаном, и у него нет необходимости сбивать их. А мусульмане противостоят шайтанам, и поэтому шайтаны прилагают все усилия, чтобы сбить нас с истинного пути. Ведь это их работа – сбивать нас с пути истины. И Аллах учит нас, как уберечься от этого, и призывает просить защиты у Него.
[1] Имеется в виду выражение «А‘узу биллахи мина-ш-шайтани-р-раджим», которое является формулой защиты от шайтана и означает: «Я прибегаю к Аллаху за защитой от шайтана, отогнанного от Его Милости».
[2] Исти‘азат – название формулы защиты от шайтана «А‘узу биллахи мина-ш-шайтани-р- раджим».
[3] «Бисмиллахи-р-рахмани-р-рахим», что означает: «С именем Аллаха, милостивого ко всем на этом свете и милосердного лишь к уверовавшим на том свете».
[4] Имеется в виду первый аят суры «Аль-‘Алак» («Сгусток»), который начинается со слова «Икра’…» – «Читай…».
[5] Хуpур – состояние, при котором внимание и мысли сконцентрированы только на Аллахе и на смысле читаемых молитв.
[6] Джинны – разумные существа, созданные из огня.
[7] Иблис – дьявол, сатана.
[8] Васвас – наущение шайтана; мысли, которые внушает шайтан. Это могут быть разные сомнения, плохие мысли. Иногда это могут быть даже хорошие мысли, которые используются для внушения человеку чего-то очень плохого.
Из книги шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана»