" Азия "
22.10
Итак, пятничный вечер, в компании двух фотографов-соотечественников мы едем в такси из Бангкока в направлении храма Банг Пра. Водитель довольно смутно понимает, куда это мы собрались на ночь глядя. Хорошо, что всемогущий Интернет с его картами выведет вас к любому таинственному объекту! Всего то и нужно, что обладать магическими GPS-координатами.
Фестиваль должен начаться утром следующего дня, но всю ночь накануне монахи будут бить татуировки толпе желающих, пришедших в храм заранее, так что в поисках любопытного стоит выдвинуть в дорогу с вечера.
23:00
Мы на месте. Торжественно, несмотря на жару, на входе в храм напяливаю кофту с длинным рукавом – святое место как-никак. Я немного проголодалась, но беспокойства по этому поводу не испытываю. Ведь, как говорят, где тайцы, там еда. В подтверждение этой аксиомы на входе нас встречает продуктовая мини-ярмарка: шашлычки, напитки, даже свежий кофе.
На большой территории монастыря довольно пусто, основная масса уже прибывших сгрудилась у большого полотняного экрана, на котором прокручивают какой-то фильм. Позже я прочитала в отчетах, что это был ужастик. Что же, вполне в духе мероприятия. Кинопроектор старый, бобины меняются вручную. Звук врублен так громко, что впору оглохнуть. Фильм прерывается на рекламную паузу – по экрану бегут девушки в купальниках. «Святое место, говорите? Да ну вас!» – решаю я и стягиваю жаркую кофту.
23:30
Перекусив, мы начинаем осмотр местности. Еда, еда, сувенирные футболки с защитными узорами, повторяющими рисунки сак-янтов. На территории храма множество статуй и фигурок святых, но самая значительная – огромная золоченая статуя бывшего настоятеля монастыря, уважаемого монаха Luang Phor Pern. Именно к ней утром, когда начнется действо, устремятся обладатели защитных тату, впавшие в ритуальный транс. А пока же статуя просто загадочно улыбается в темноте.
23.45
В очередной наш бесцельный рейд по территории монастыря к нам подходит местный «помогала». Хотим ли мы посмотреть, как делают тату? Спрашиваешь! Веди нас, друг.
По пути помощник предлагает купить за небольшие деньги защитный амулет. Отказываемся. Амулеты в Таиланде по своей популярности, вероятно, даже превосходят защитные тату. Многие обладатели татуировок, приезжающие на фестиваль, увешаны этими довольно увесистыми аксессуарами, как новогодние елки игрушками.
Об амулетах можно говорить долго. Говорят, чтобы купить толковый, нужно быть экспертом. Насколько крепка вера в них их обладателей, можно понять, попросту просматривая тайские газеты. Мне запомнился один пример: тайцы, оказавшиеся на судне, захваченном сомалийскими пиратами, были спасены. Когда освобожденных заложников наконец предоставили в распоряжение жадных до эмоций репортеров, был сделан прекрасный кадр: все спасенные тайцы, как один, вынув из-за пазухи свои амулеты, уткнули их прямо в объектив камеры.
23:55
Погрустневший после нашего отказа хелпер не нарушил обещания, довел нас до места, где набивались тату, и скрылся в ночной тьме. Обычное здание, обычная терраса на уровне второго этажа, на ней и на ведущих к ней ступенях сидит и ждет своей очереди молчаливая толпа. В конце террасы монах осуществляет священное действо, нанося татуировку.
Дальше пришлось проявить немного нахальства, и мы взобрались на террасу с обратной стороны от перил. Да простят нас присутствующие, ведь только оттуда можно было как следует разглядеть, что происходит, и сделать фотографии. Фотографы защелкали затворами камер, а мне пришлось отдуваться по части светской беседы. На жуткой смеси английского и тайского, краснея, я объяснила монаху, откуда, собственно говоря, взялись такие странные фаранги. Кто бы мог подумать, что, не прерывая процесс нанесения тату, он проявит вполне человеческое любопытство.
00:30
Позже участники действа почти перестали обращать на нас внимание. Вновь прибывающие люди здоровались с мастером, набивающим тату. Уважительное обращение «Аджан», склоненные головы, затем долгое ожидание своей очереди. Каждый желающий сделать татуировку приносит мастеру подарки: деньги, цветы, благовония и… пачку сигарет. Почему монахи так любят сигареты, осталось для меня загадкой.
01:30
Пока мастер набивает рисунок, помощники, друзья и родственники татуируемого оттягивают кожу на участке, предназначенном для будущей тату. Узор наносится стальной спицей короткими четкими движениями. Чернила изготавливаются самим мастером. Говорят, что в среднем на одно тату приходится примерно 3.000 ударов. Предварительно делается разметка в виде сетки, а для сложных рисунков (к примеру, для популярного тигра) используется трафарет. Когда татуировка закончена, монах благословляет ее прочтением мантр, чтобы наполнить рисунок силой. Во время этой процедуры в ночной тишине иногда внезапно раздается утробное рычание коленопреклоненного татуированного. Краткий миг суеты – и вот уже друзья впавшего в транс обладателя тату приводят его в чувство.
02:50
Во время осмотра других помещений в храме, где наносятся тату, стало понятно, что отношение к чужакам везде разное. Кое-где в комнатах обстановка такова, что неприлично даже шептаться. Кое-где не разрешили снимать, и порою я ловила на себе слегка враждебные взгляды, хотя просто тихо стояла в углу. Женщин среди татуированных немного, ведут они себя как пришибленные, в толпе почти незаметны. Как я поняла, не каждый монах согласится набить татуировку женщине, а если это и делается, он должен избегать соприкосновения с ее кожей, используя полотенце или перчатку.
04:00
В одной из комнат мы немного разговорились с аудиторией, и большинство присутствующих по очереди показали нам свои исчерченные узорами спины. Тысячи и тысячи ударов железной иглы. В другой комнате татуировщик был совсем юный и все рисунки наносил по трафаретам. Ожидающая публика рассматривала альбом со возможными мотивами, и все это немного напоминало салон красоты.
05:00
Раннее утро, мы все еще не спим. Мои надежды использовать по назначению припасенный в дорогу спальник тают, хотя в монастыре и предусмотрены спартанские места для отдыха. Но мы боимся пропустить что-нибудь интересное. Монахи и все присутствующие тоже сильно устали. С нами уже никто не болтает, разговоры вокруг тоже смолкают. Между тем, очереди за тату удлиняются. А на площади перед статуей настоятеля начинает рассаживаться народ.
06:40
Светает. На улице проходит раздача бесплатной острой лапши. Аппетита нет, но перец чили отлично бодрит – лучше, чем кофе.
Официальное начало церемонии в 9:39 утра – наиболее благоприятное по всем показателям время. Но еще за пару часов практически вся площадь заполнена сидящими людьми. Понемногу из толпы начинают подниматься обладатели татуировок. Один, двое, трое. Кто-то медленно, в режиме зомби. Кто-то быстро, с ревом и криком. Все они стремятся к сцене, на которой размещена статуя настоятеля. У сцены бегущих, идущих и ползущих отлавливают волонтеры. Выводу из транса способствует растирание мочек ушей. Постепенно в рядах толпы образуются коридоры, по которым люди бегут к сцене. Впрочем, это не мешает многим из них пробираться сквозь толпу по неустановленной траектории, спотыкаясь о спины сидящих.
07:35
Многочисленные фотографы и видеооператоры сконцентрировались у сцены, ловя удачный кадр да и, чего там греха таить, слегка мешая происходящему. Бамс! – штатив с камерой полетел на землю. Хлоп! – кто-то из папарацци получил мощный пинок в спину. Самое неприятное чувство возникает, когда в какой-то момент количество поднимающихся из толпы «зомби» вдруг возрастает в геометрической пропорции. Пять, десять, двадцать. А что, если они все сейчас… Панически осматриваю пути отступления. Сомневаюсь, что смогу растереть мочки ушей паре бегущих на меня с перекошенными лицами взрослых мужчин. Впрочем, надо отметить работу отважных волонтеров: серьезно на фестивале никто не пострадал, разве что пара дюжин зазевавшихся отделались неприятными, но безвредными тычками.
08:20
Считается, что, впадая в транс, некоторые из участников фестиваля, могут приобретать черты изображенных на их телах животных – к примеру, тигра или обезьяны. Если внимательно посмотреть на позы и движения бегущих к сцене, определенное сходство действительно улавливается. На площади был с десяток фарангов с нанесенными на тело сак-янтами, но ни один из них не бежал к сцене, что сильно удивило моих спутников. Почему так происходит, мне неведомо. Вероятно, не все тайны открываются иностранцам, даже нанесшим на тело священный узор. Хотя я видела, как впал в транс один из гостей праздника, прибывший из Кореи или Японии. Этих ребят в одинаковых футболках привез на мероприятие большой туристический автобус.
9:39
На сцену поднимаются монахи, и начинается молитва. Если в течение предыдущих часов зрители на площади следили за происходящим со спокойными, а порой равнодушными или даже улыбающимися лицами, как на просмотре легкого кинофильма, то теперь ситуация кардинально меняется. Несмотря на утомительную жару и палящее солнце, сотни людей, много часов ожидавшие этого момента, повторяют слова молитвы с полной отдачей происходящему.
10:00
Когда чтение мантр заканчивается, неожиданно для нас начинается дикая толкучка. Вся площадь устремляется к сцене, откуда разгоряченную толпу поливают из шлангов освященной водой. Панически боясь подобных ситуаций, проскребаюсь к выходу. Встав под зонтик в долгожданную благословенную тень, наблюдаем счастливые лица вытекающих с площади людей.
10:30
Фестиваль закончен, и нас ожидает утомительная обратная дорога. Такси поймать невозможно, так что нам приходится битый час трястись стоя в местном автобусе. 24 часа на ногах. Когда я наконец добираюсь до кондиционированного бангкокского скайтрейна, сознание начинает понемногу отключаться. Под мерное жужжание рекламы в вагоне засыпаю и вспоминаю самые яркие моменты прошедших суток. Например, такой: только что предлагавший нам набить магические тату монах протягивает мне яблоко. Ох, знал бы он, как все это символично, если рассматривать ситуацию с точки зрения христианства! Яблоко-то я взяла, а вот от татуировки отказалась. Может, зря?..