Divider

Перси Фоссет: в поисках затерянных городов.

  • Автор темы Шакини
  • Дата начала

Шакини

Персивал Харрисон Фосетт был одной из самых героических личностей XX века. Выдающийся британский археолог прославился своими экспедициями в Латинскую Америку. Пожалуй, не каждому под силу из почти шестидесяти лет жизни провести большую часть в странствиях и на военной службе. В непроходимых джунглях ему доводилось наблюдать невиданные для европейца зрелища, встречаться с колдунами, вызывающими души умерших, спасаться от пауков-людоедов и видеть индейцев, страдающих редким заболеванием, непреодолимым желанием поедать землю.

Перси Фосетт был уроженцем маленького английского городка Горквей. В 19 лет, окончив военное училище, он был направлен служить в английскую колонию на Цейлоне. Казавшийся замкнутым и нелюдимым, он, на самом деле, был романтиком, путешественником и мистиком в душе. Полагаясь всегда исключительно на себя, Фосетт, помимо военной профессии в чину полковника артиллерии, был еще и отличным топографом. Последнее обстоятельство сыграло немаловажную роль в его судьбе, когда весной 1906 года по заданию Королевского географического общества и по просьбе правительства Боливии он отправился в свою первую экспедицию в Южную Америку, чтобы провести топографическую съемку в приграничных территориях между Перу, Боливией и Бразилией.

В начале прошлого века Фосетт совершил восемь экспедиций в глухие труднодоступные районы центральной части Южной Америки. В результате этих экспедиций были нанесены на карту многие реки Парагвая, Бразилии, Боливии, уточнены границы между этими государствами, исследованы территории, долгое время остававшиеся «белыми пятнами» на картах мира. Большое внимание Фосетт уделял также археологическому и этнографическому изучению американского континента, хранящего, согласно рассказам индейцев и колонистов, затерянные в джунглях города с несметными сокровищами. В мифических оплотах древних цивилизаций Фосетта интересовали не скрытые там богатства, а сокровища знаний, которые он рассчитывал найти: «Я ставил своей целью поиски культуры более ранней, чем культура инков, и мне казалось, что ее следы надо искать где-то дальше на востоке, в еще не исследованных диких местностях <…> Я решил посвятить себя в будущем исследованиям и с помощью уже накопленных сведений попытаться пролить свет на мрак, окутывающий историю этого континента. Я был уверен, что именно здесь сокрыты великие секреты прошлого, все еще хранимые в нашем сегодняшнем мире…».

Он хотел разыскать затерянный в джунглях древний город, о котором слышал от индейцев, живущих на реке Мадиди. По рассказам индейцев, дома в этом городе были каменные, улицы пересекались под прямым углом; на центральной площади возвышался огромный храм, в котором хранился большой диск неизвестного назначения, высеченный из горного хрусталя. На реке, протекающей возле города, как рассказывали индейцы, есть большой водопад. Ниже него река образует огромное озеро, из которого не вытекает ни одна водная артерия. Видимо, избыток воды из озера уходит под землю. Над спокойной озерной гладью возвышается фигура человека, высеченная из кварца или горного хрусталя. Под влиянием подводных течений она движется вокруг центра водоема. Это единственная на планете движущаяся скульптура.

Индейцы рассказывали Фосетту о домах, которые освещались никогда не гаснущими «звездами». Путешественнику уже приходилось слышать о негасимых огнях, которые светились в некоторых домах, построенных за много лет до возникновения нашей цивилизации. «Может быть, речь идет о неизвестной нам энергии? — размышлял Фосетт. — Что, если кто-то смог преобразовать гравитационное поле Земли в световую энергию? Источник света, созданный по такому принципу, будет действовать вечно». Еще одно древнее сооружение в городе, по описаниям индейцев, походило на мощную каменную башню. По ночам из ее дверей и окон лился свет. Странная особенность башни или чульпы, как ее называли аборигены, состояла в том, что она расширялась кверху, напоминая конус, воткнутый вершиной в землю.

Любопытно, что индейцы, обитающие в джунглях, попадая в Куябу и другие города Бразилии, не удивлялись, замечая огромные дома и храмы. Они говорили, что видели дома куда выше и красивее этих. У них тоже широкие двери и окна, а внутри стоит высокий столб с большим кристаллом, который освещает все внутри и даже слепит глаза. Один из индейцев сообщил путешественнику, что, находясь неподалеку от древнего города, он слышал странные звуки, доносившиеся из леса. Они напоминали свист и страшные хрипы. Все, кто когда-либо слышал эти звуки, приходили в ужас. В болотах в пойме реки Мадиди аборигены видели каких-то огромных зверей и находили большие следы, которые не принадлежали ни одному из известных им животных. Одно из таких чудищ как-то ночью «оторвало» гигантский участок речного берега. Выслушав индейцев, Фосетт записал в дневнике: «На этом таинственном континенте можно обнаружить еще много удивительного, например, представителей вымерших на всей земле видов животных, доживающих свой век в обширных неисследованных болотах».

В своих записях Фосетт делится с нами необычной вестью: «У меня есть статуэтка дюймов десять высотой, высеченная из куска черного базальта. Она представляет собой человеческую фигурку, держащую на груди пластину, испещренную иероглифами; такие же письмена вырезаны на ленте, обернутой вокруг лодыжек. Статуэтку мне подарил Райдер Хаггард (английский писатель), приобретший ее в Бразилии, и я твердо убежден, что она найдена в одном из затерянных городов.
0.jpg

Эта каменная фигурка обладает престранным свойством: каждый, кто возьмет ее в руки, тотчас же ощущает подобие электрического тока, устремляющегося вверх по руке – ощущение настолько резкое, что некоторые люди спешат поскорее положить статуэтку. Причины этого явления мне неизвестны.

Эксперты Британского музея не могли объяснить мне происхождение этой фигурки. <…> Я видел лишь один способ разгадать загадку каменного идола – прибегнуть к помощи психометрии, методу, который у многих может вызвать презрительную усмешку, но, в то же время, пользующемуся широким признанием у людей, свободных от предубеждений. По общему признанию, психометрия как наука у нас на Западе еще находится в младенческом состоянии, хотя на Востоке она высоко развита. <...> Психометристы исходят из того положения, что любой материальный объект сохраняет в себе запись всей своей предшествующей судьбы, причем эта запись может быть воспринята человеком, который достаточно чувствителен, чтобы настроиться на специфические, возбуждаемые объектом колебания. Здесь вполне уместна аналогия с радиоприемником; ведь наука о радиосвязи всецело основана на таких вещах, которые сто лет назад сочли бы чистейшим суеверием. Так или иначе, я намереваюсь изложить факты и предоставить читателю возможность истолковать их, как ему будет угодно.

Психометрист, с которым я был совершенно незнаком, в полной темноте взял в руку мою статуэтку и затем написал следующее: «Я вижу большой, неправильной формы континент, простирающийся от северного берега Африки до Южной Америки. На его поверхности возвышаются многочисленные горы и местами видны вулканы, словно готовые к извержению. Растительность обильная – субтропического или тропического характера. Название материка было Атладта.

На африканской стороне континента население редкое. Люди хорошо сложены, необычного, трудно определимого типа, с очень темной кожей, однако, не негроиды. Их наиболее отличительные признаки – выдающиеся скулы и пронзительно блестящие глаза. Я бы сказал, что их нравственность оставляет желать лучшего, а религия их близка к идолопоклонству. Я вижу деревни и города, обнаруживающие довольно высокую ступень цивилизации, и тут есть какие-то разукрашенные здания, которые я принимаю за храмы.

Я вижу себя перенесенным на запад континента. Растительность здесь густая, можно сказать, роскошная, население много культурнее, чем на востоке. Страна более гориста; искусно построенные храмы частью высечены в скалах, их выступающие фасады покоятся на колоннах, украшенных красивой резьбой. Вереницы людей, похожих на священнослужителей, входят и выходят из храмов; на их первосвященнике или вожде надета нагрудная пластина, такая же как и на фигурке, которую я держу в руке. Внутри храмов темно, над алтарем видно изображение большого глаза. Жрецы совершают обряды заклинания перед оком, причем весь ритуал связан с системой жертвоприношений, хотя я не вижу жертв – животных или людей.

В разных местах храма имеется несколько изваяний, подобных тому, что я держу в руке; этот последний, очевидно, является изображением жреца высокого ранга. Я вижу, как первосвященник берет фигурку и передает другому жрецу с наказом бережно хранить ее и в надлежащее время отдать следующему избраннику. Он, в свою очередь, передает ее дальше, пока она не попадет в руки того, кто является перевоплощением человека, которого она изображает; тогда с ее помощью прояснится многое из забытого прошлого.

Города, расположенные на западе, густо населены; их жители разделяются на три группы: правящую партию, подвластную наследственному монарху, средний класс и бедноту, или рабов. Эти люди – полновластные хозяева мира, и многие из них безудержно предаются занятиям черной магии.

Теперь я слышу голос: “Узри судьбу, которая постигает самонадеянных. Они считают, что Творец подвержен их влиянию и находится в их власти, но день возмездия настал. Ждать не долго, гляди!”. И вот я вижу вулканы в неистовом извержении, пылающую лаву, стекающую по их склонам, и вся земля сотрясается под оглушительный грохот. Море вздымается, как от урагана, и огромные части суши с западной и восточной стороны исчезают под водой. Центральная часть материка затопляется, но все еще видна. Большая часть жителей или утонула или погибла при землетрясении. Жрец, которому был отдан на хранение идол, бежит из тонущего города в горы и прячет священную реликвию в надежное место, а потом устремляется дальше на восток. Некоторые люди, привычные к морю, садятся в лодки и уплывают; другие бегут в горы в центре континента, где к ним присоединяются беглецы с севера и юга. Снова слышен голос: “Кара Атлантиды будет судьбой всех, кто осмелится обожествлять власть!”. Я не могу точно определить дату катастрофы, но произошла она задолго до возвышения Египта, потом была забыта, и воспоминание о ней осталось разве лишь в мифах. Что касается самого идола, то он может принести несчастье тому, кто не состоит с ним в родстве, и я бы сказал, что отнюдь не безопасно смеяться по этому поводу…».

Впечатления других психометристов, бравших в руки каменную фигурку, близко совпадают с вышесказанным. <…> Не следует с пренебрежением отвергать идею связи Атлантиды с той частью суши, которую мы сейчас зовем Бразилией. Такое допущение, независимо от того, признается ли оно наукой, позволяет объяснить многие явления, которые иначе останутся неразгаданными тайнами. Позже я остановлюсь на этом подробнее…».

Безусловно, речь шла об Атлантиде, которая, как был уверен Фосетт, имела сухопутную связь с Бразилией. Индейцы Чили рассказывали ему о до сих пор населенном Городе Цезарей, где улицы вымощены серебром, а крыши зданий покрыты золотом. И полковник поставил перед собой задачу отыскать ключ к тайне потерянного города.

Еще во время первой экспедиции Фоссет слышал о «белых индейцах». Находились очевидцы, встречавшие в глуши сельв рослых, красивых дикарей со светлой кожей, рыжими волосами и голубыми глазами. И еще он слышал: в каких-то таинственных пещерах найдены удивительные рисунки и надписи на неведомом языке. Доходила смутная молва о развалинах древних городов. И Фоссету казалось, что все это образует единую цепочку: возможно, здесь проживали народы с высокоразвитой древней цивилизацией. Обнаружить их следы – значит открыть новую страницу в истории континента или в истории человечества вообще!

Главным указанием на существование в неисследованных районах Бразилии остатков допотопных городов Атлантиды (или ее колоний) для него служила обнаруженная им т.н. «Рукопись 512» – документ XVIII века, в котором описывалось открытие португальскими искателями сокровищ (бандейрантами) в 1753 году руин неизвестного мертвого города в глубине провинции Баия. Написанная на португальском языке рукопись неизвестного автора рассказывает о событиях первой половины XVIII столетия. Некий португалец отправился по следам без вести пропавших экспедиций на поиски серебряных рудников древних индейцев. Через десять лет он достиг высоких гор с крутыми обрывами. Путь наверх был тяжелым, но увиденное с вершины вознаградило людей за все трудности.

Они обнаружили внизу на равнине большой город. Жители давно покинули его. На стенах арок, сложенных из каменных глыб, были высечены непонятные знаки. В центре города высилась колонна из черного камня со статуей человека на вершине. Тут же находились руины дворца и храма. Почти все здания были превращены в бесформенные груды камня. Город во многих направлениях пересекали зияющие трещины. Португальцы поняли, что его разрушило землетрясение. Возле города валялись куски руды, богатой серебром. Бандейранты решили вернуться сюда позднее, а пока решили не сообщать об открытии никому, кроме самых высокопоставленных особ. Рукопись и была донесением вице-королю.

Между тем до Фоссета шли известия, укреплявшие его в том, что надо непременно спешить, чтобы черные копатели не достигли цели раньше. В каком-то месте находили серебряную рукоятку старинного меча, видели надписи на скалах. Наконец, один старик, разыскивая пропавшего быка, неожиданно вышел по тропе к руинам города, где на площади возвышается статуя человека. Правда, этот город находился подозрительно близко к населенным районам, совсем не там, где его думал искать Фоссет.

Незадолго до отъезда в свою очередную экспедицию он сказал своему младшему сыну Брайану: «Пройдем ли мы через джунгли и вернемся, или наши кости останутся гнить там, несомненно одно: разгадку тайны далекого прошлого Южной Америки, а возможно, и всего доисторического мира, можно будет найти, когда будут обнаружены и открыты для научных исследований древние города. Что эти города существуют, я знаю…».

29 мая 1925 года Фосетт телеграфировал своей жене, что отправляется в неисследованные территории втроем: со старшим сыном Джеком и его школьным другом Рэли Раймелом. Несколько местных жителей, которые возьмут часть поклажи, должны сопроводить только до определенного места. После этого трое углубятся в дебри из привычного цивилизованного мира. «Тебе нечего опасаться неудачи…» — такими словами завершил свое сообщение исследователь Амазонии.

Больше от него не поступило ни одной весточки. Из своего последнего путешествия Фосетт не вернулся, экспедиция бесследно исчезла. Высказывалось множество предположений, куда именно направилась маленькая экспедиция. Фоссет умышленно не назвал свой маршрут. Он писал: «Если нам не удастся вернуться, я не хочу, чтобы из-за нас рисковали спасательные партии. Это слишком опасно. Если при всей моей опытности мы ничего не добьемся, едва ли другим посчастливится больше нас. Вот одна из причин, почему я не указываю точно, куда мы идем».

Лишь в 1926 году Североамериканским газетным трестом была организована экспедиция для выяснения обстоятельств исчезновения Перси Фосетта и его спутников. К сожалению, удалось найти разве что жетон с именем Перси в 1927 году, а в 1933 – компас, принадлежавший ему, вблизи владений племени бачиари. В последующие десятилетия предпринимались поисковые экспедиции, не увенчавшихся успехом. 100 человек погибло более чем в 13 экспедициях, целью которых было раскрыть тайну исчезновения Фосетта. Экспедиция 1951 года обнаружила человеческие кости, которые позже признали не принадлежавшими Фосетту или кому-либо из его спутников.

По прошествии лет ходили слухи, что Фосетта, мол, держали в плену индейцы племени калапало, а его товарищей убили дубиной за то, что белый сын старика вступил в связь с одной из жен вождя. Также одни утверждали, что экспедиция пала жертвой свирепых хищников, другие говорили, что Фосетт стал предводителем племени каннибалов. Однако причина исчезновения замечательного путешественника и его спутников так и осталась неизвестной.

Использовав рукописи, письма, дневники и отчеты отца, его младший сын Брайан написал книгу «Неоконченное путешествие». Именно Перси Фосетт явился прообразом профессора Челленджера – героя романа Артура Конана Дойля «Затерянный мир», с которым водил дружбу знаменитый энтузиаст.
 

Каржак

Очень интересная статья, думал, что таких путешественников можно встретить только на страницах книг.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу