Divider

Медитация "Молчаливый свидетель"

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
Медитация «Молчаливый свидетель»

Сядьте или лягте в спокойном месте. Расслабьтесь. Не пытайтесь управлять мыслями, стараясь думать об одном и не думать о другом. Наоборот, позвольте уму думать о чём угодно. Наблюдайте за своим умом и начните осознавать, что находитесь в стороне от мыслительного процесса.

Скажите себе: «Я — безмолвный свидетель. Я не прилагаю никаких усилий, чтобы думать, но мысли приходят сами собой. Я наблюдаю, как мысли текут через мой ум, но я в стороне от них. Я — безмолвный свидетель деятельности своего ума».

Так вы сможете почувствовать, что отличны от своего ума. Вы не делаете никакого усилия, чтобы дышать или переваривать пищу, но дыхание и переваривание всё равно происходит. Подобным же образом, не требуя с вашей стороны никакого сознательного усилия, через ваш ум постоянно течёт поток мыслей. Некоторые из них приятны, некоторые — нет. Некоторые остаются в уме довольно долго, другие входят и выходят очень быстро. Вы можете наблюдать течение этих мыслей через ум так же, как, стоя у железнодорожного переезда, вы могли наблюдать, как мимо вас проносятся вагоны поезда.

Вы также можете наблюдать, как проносятся эмоции, чувства, желания, страхи и т.д., как они поднимаются на поверхность ума, а затем исчезают. Вот так и несётся поток содержимого ума, а вы наблюдаете за ним. Как человек, бывает, сидит у непрерывно бегущей реки, так и вы («я») сидите у потока содержимого ума. Река может быть чистой или грязной, и поток содержимого ума может быть таким же. В любом случае, вы — свидетель, а не сам поток.

Некоторым людям недостаточно просто сидеть на берегу реки и наблюдать, как она течёт мимо. Они, возможно, попытаются построить дамбу и направить реку по-другому или попытаются совсем остановить её. Подобным образом вы, может быть, не удовлетворитесь наблюдением за тем, как свободно течёт поток содержимого ума. Может быть, вы попытаетесь управлять им, направить его по-другому или остановить совсем. Но сам факт того, что вы можете пытаться перенаправить ум или управлять им, в сочетании с тем фактом, что желаемого результата добиться очень трудно, снова показывает, что вы, ваше «я», — не ум и не поток содержимого ума. Чтобы убедиться в этом, попробуйте проделать следующее упражнение.
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
Управление умом

Пристально посмотрите на любое изображение, находящееся рядом с вами. Теперь закройте глаза и посмотрите на образ этой картины в своём уме. Попытайтесь удержать это изображение в уме и смотрите на него довольно долго. Если оно начнёт двигаться — постарайтесь удержать его, если станет исчезать — верните его обратно.

Это упражнение должно ясно показать, как трудно управлять умом — удержать в уме то, что вы хотите в нём сохранить. У всех нас так бывает, что мы хотим сосредоточить ум на определённом предмете, но ум категорически отказывается. Он думает о чём угодно, но только не о том, на чём нам хочется его сосредоточить. Эта проблема хорошо знакома студентам. Иногда они пытаются читать то, что задано на дом, но, дойдя до половины первой страницы, осознают, что не могут даже вспомнить, о чём только что прочли. Вместо того чтобы сосредоточиться на задании, ум наполнен мыслями о футболе, вечеринках, телепередачах — обо всём, кроме домашнего задания.

Следующая иллюстрация факта вашего отличия от ума — мысли о том, о чём вам не хочется думать. Иногда в вашем уме могут возникать такие отвратительные желания, что вы смутились бы, заподозри кто-нибудь у вас их наличие. Когда такие мысли и эмоции проносятся в вашем уме, вам это не нравится. Вы можете протестовать: «Почему мой ум наполнен такими мыслями? Я не хочу так думать». Однако, как правило, попытка выкинуть из ума подобные мысли ни к чему не приводит.

Когда мы пытаемся управлять мыслями и направлять их, мы получаем убедительное доказательство того, что не являемся ими. Когда мы хотим думать о чём-то абстрактном или неинтересном, наш мыслительный инструмент часто отказывается слушаться нас: с этим сталкивался каждый студент, которому приходилось учить что-то скучное. Если ум мятежен и недисциплинирован, это означает, что «я» — не ум.


Если ум недисциплинирован, то кто пытается дисциплинировать его? Если умом нужно управлять, то кто должен управлять им? Кто пытается управлять умом? Это вы — нематериальное, трансцендентное «я». Вы пытаетесь управлять своим умом. Ум — ваша собственность. Он — не вы.
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
Кто же тогда вы? Какова ваша сущность?

Вы — духовная душа, искра Бога.

Вопрос: В случае медитации «молчаливый свидетель» вы сравнивали человека, наблюдающего за своим умом, с тем, кто сидит на берегу реки, наблюдая, как река или поток течёт мимо. Но в моём случае я чувствую себя так, будто сижу не на берегу, а посреди потока.

Ответ: Не бывает совершенных аналогий. Кроме того, это естественно — чувствовать себя так, словно вы сидите посреди потока, находитесь в центре, а ум не только перед вами, но и окружает вас (например, вы не только видите мысли и чувства, но и ощущаете их). Возможно, такая аналогия будет лучше: вы сидите не возле потока, а как неподвижный валун в его центре. Пусть поток проносится мимо — вы, как валун, остаётесь на месте и просто осознаёте, что он несётся. Не двигайтесь вместе с ним. Отделите себя от потока мыслей и чувств. Видели ли вы когда-нибудь посреди потока каменную глыбу, которая спокойно возвышается над ним? Будьте как эта глыба, и пусть вас не тревожит поток мыслей и чувств.
 

Baphomet SOLVE-COAGULA

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:201
Реакции:1
Баллы:0
Здесь есть обратная сторона медали,в моём случае разум умолкает,словно воды в рот набрав...
 

susanna

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:1.753
Реакции:1
Баллы:0
То есть активируется функция Смотрящего при этой медитации? Ты смотришь сам на себя со стороны,и за своими мыслями.
 

DaReKa

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:83
Реакции:1
Баллы:0
1973 год. "Искусство быть собой" В. Леви. В те времена это называлось аутотренингом ....

Цитата:Упражнения, которые усилят ваше внимание, укрепят память и работоспособность. Внимание должно быть ритмичным. Ни о чем не думать и думать ни о чем – не одно и то же.
****
Внимание и послушно и капризно: это знает каждый, кто пытался хоть на чем-нибудь сосредоточиться.

Почти физически ощутимая внутренняя сила чем дальше, тем настойчивее гонит внимание прочь, если мы удерживаем его на чем-то сверх определенного времени. (Слушать труднее, чем говорить.) Очевидно, внимание должно двигаться, движение – его естественное состояние. Первая операция, которую производит цивилизация над мозгом, – именно подчинение внимания, его избирательное удерживание.

Но, с другой стороны, переключать внимание со слишком большой скоростью тоже утомительно. Очевидно, существует некий оптимальный ритм переключения, диктуемый изнутри. Уходя от того, на что мы его направляем, внимание липнет к чему-то еще, что может быть и приятным, и неприятным, и безразличным, но только не тем, что нужно. Для психики труд – всякое принуждение внимания. И только одна сила внутри нас всегда властвует над вниманием безраздельно: сила эмоций.

****

ЧЕТЫРЕ КРУГА ЛИЧНОЙ МАГИИ

Разгадав как артист, что управление вниманием – это управление собой, Константин Сергеевич Станиславский предложил четкую схему, по которой актер может управлять объемом своего внимания, а через это – своими чувствами и поведением.

Он разделил все Пространство Внимания на три круга.

Большой круг – все обозримое и воспринимаемое пространство (в театре – весь зрительный зал).

Средний круг – круг непосредственного общения и ориентировки (в театре – сцена с играющими партнерами).

Малый круг – сам актер и ближайшее пространство, в котором он движется и действует.

Это хотя и предельно упрощенная, но очень удобная схема. В повседневной жизни наше внимание практически ориентируется примерно на те же три круга. Я бы только добавил к ним круг внутренний – ту часть внимания, которая занята событиями, происходящими внутри самого человека. Мы ведь можем быть заняты и своими мыслями, и какими-то ощущениями...

*****

УЧУСЬ СМОТРЕТЬ

(непрерывное созерцание)

В удобной, свободной, расслабленной позе в течение 1 – 2 – 3 (до 5) минут пристально рассматривайте – освещайте «прожектором» внимания – любой предмет (монету, коробку спичек, карандаш, свой палец, чашку и т. д.). При этом можно моргать сколько угодно. Но взгляд должен оставаться в пределах предмета. Вы, возможно, заметите, что внимание, несмотря на то, что вы продолжаете смотреть, стремится оттолкнуться от предмета, уйти куда-то по цепочкам внутренних ассоциаций – возвращайте его снова и снова. Разглядывайте предмет вдоль и поперек, находите все новые мельчайшие детали... Повторяйте это упражнение, пока внимание ваше не будет удерживаться на предмете легко. (Это значит, что оно само нашло свой оптимальный ритм.)

УЧУСЬ ВНИМАТЬ

(ритмичное созерцание)

Выберите любой предмет. Внимание! Впивайтесь в него «прожектором» и делайте спокойный вдох. Затем также спокойно выдыхайте. На выдохе закрывайте глаза – «стирайте» впечатление. На вдохе снова открывайте и снова впивайтесь, смотрите. Так – до 50 раз. Сделайте наоборот: созерцание на выдохе, «стирание» на вдохе. Возьмите любой другой ритм, например: на пять внутренних счетов глаза открыты – вы смотрите на предмет, на два следующих – глаза закрываются. Можно совмещать счет с дыханием. Вы заметите, что ритмическое сосредоточение дается намного легче.

Для АТ (аутотренинг) эти упражнения имеют значение как общая тренировка сосредоточения. Второе упражнение – очень хорошая подготовка к описываемому далее приему дыхательной ритмизации самовнушений.

УЧУСЬ ВПИТЫВАТЬ

(мысленное созерцание)

Непрерывно или ритмически созерцайте любой предмет в течение 3 – 4 (или больше) минут. Затем на 3 – 4 минуты закройте глаза и постарайтесь вызвать мысленно-зрительный образ предмета, целиком и во всех деталях. Открыв глаза, сличите мысленное «фото» с реальным предметом. Повторяйте так по 5 – 10 раз в каждом упражнении. Ваша задача – добиться отчетливого внутреннего видения. Конечно, оно не будет таким ярким, как наяву – образ будет поначалу походить на размытый силуэт в глубоких сумерках, но неотступность сделает свое дело.

Научившись «впитывать» и мысленно созерцать несложные предметы и фигуры, вы сможете перейти к более обширным картинам и текстам. Ваша зрительная память станет намного мощнее. Дробными последовательными мысленными созерцаниями вы сможете быстро и прочно усваивать любой материал.

Это упражнение применялось в некоторых вариациях еще художниками эпохи Возрождения. Навык управления зрительной памятью, достигаемый им, может с прекрасными результатами использоваться при самовнушениях.

ВНУТРЕННИЙ ВИДЕОСКОП

От полминуты до 2 – 3 минут «впитывайте» взглядом один предмет, предположим, спичечный коробок, затем другой, например, стакан. Пусть оба отчетливо «отпечатаются» в мозгу. Затем мысленно положите коробок в стакан. Наложение может быть двойным, тройным, ритмически-переменным и т. д.

Последние три упражнения особенно полезны тем, кто хочет развить сильное зрительно-пространственное воображение. Освоение их открывает путь к свободному оперированию образами и созданию внутреннего «видеоскопа» – сильного орудия самовнушения и интеллекта.

Некоторым людям, однако, сколько бы они ни старались, вызвать зрительный образ не удается. Не огорчайтесь, это значит, что вам легче, чем другим, дадутся иные упражнения.


Четыре упражнения на концентрацию внимания. Включить/отключить внимание, сконцентрировать его и научиться видеть только то, что желаешь.
Ни о чем не думать и думать ни о чем – не одно и то же
 

Baphomet SOLVE-COAGULA

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:201
Реакции:1
Баллы:0
Дарека,спасибо,упражнения начинающему художнику в помощь...
 

DaReKa

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:83
Реакции:1
Баллы:0
Цитата:КАК ДУМАТЬ НИ О ЧЕМ?

(специальные упражнения рассредоточения)

Задача их – прямо противоположная всем предыдущим: создать полную рассредоточенность, блуждание внимания, не позволить ему ни на чем останавливаться – что-то вроде того состояния, которое нормально бывает у бодрствующих младенцев, когда им ничего не нужно.

Длительность упражнений – от 1 до 5 минут.

Первый вариант: с открытыми глазами. «Скольжение».

Лечь или сесть, уставившись в одну точку (предположим, на стене, расстояние до которой 2 метра). Глазами очертить перед собой круг с центром в этой точке диаметром около метра. Приблизительно через секунду перевести глаза на любую другую точку этого круга, еще через секунду – на другую и так далее – в хаотическом «броуновском» движении. Все мысли и представления отгоняются: вы заняты только соскальзыванием с точки на точку.

Второй вариант: то же самое, но к соскальзыванию вы свой взгляд не понуждаете, пусть он сам скользит куда хочет, в пределах круга Вас ничто больше не интересует.

Третий вариант: с закрытыми глазами – сидя или лежа. Вы просто закрываете глаза и стараетесь ни о чем не думать. Это не удается, так как возникают самопроизвольные мысли, представления, воспоминания и т. д. Тогда вы делаете то же, что и в первом варианте: лишь только возникла какая-то мысль, образ, вы стараетесь мягко «соскользнуть» на что-то другое, с этого – на третье и так далее («Кошка... Шарф... Стелька...»). Теперь вы думаете ни о чем, потому что думаете обо всем. Внимание бежит от представления к представлению «в одно касание». Проделав это в течение 2 – 3 минут, снова совсем освободите внимание, дайте ему идти куда угодно. Еще раз, в чередовании, то же самое. Во время таких упражнений может возникнуть сонливость, некоторым они прекрасно помогают засыпать.

Четвертый вариант: «рождение заново» удается только тем, кто уже хорошо прочувствовал сущность самовнушения.

Закройте глаза. Интенсивно прикажите себе: «Я все забыл. Я ничего не знаю. Все незнакомо». Далее в течение 2 – 3 минут проделайте внутреннее «касание», затем быстро откройте глаза.

В случае, если самовнушение сработает, вы увидите знакомую обстановку как бы заново, отчужденно. Повторите это раз 5 – с каждым разом эффект будет усиливаться, вы в какой-то мере приблизитесь к тому первозданному видению, вернее, первоощущению вещей, которое было у вас в младенчестве и которое свойственно взрослому только в первые доли секунды после внезапного просыпания – чистые поверхности, формы, краски, с неопределенным значением, с непонятной взаимной связью... Такое видение долго удержать невозможно – хорошо, если оно продлится несколько секунд.

Упражнения рассредоточения, особенно «рождение заново», помогают при напряженной творческой работе, способствую и отдыху, и всплыванию из подсознания новых идей. Прекрасные результаты дает ритмическое чередование сосредоточения и рассредоточения. Вот один из вариантов.

Пульсация внимания (специальное упражнение для работников умственного труда, тренирующее психическую подвижность).

Сосредоточьтесь на любом предмете, представлении или внутреннем действии. Пусть это будет хотя бы «равнобедренный треугольник» или перемножение 395 Х 648. В течение 15 – 20 – 30 секунд – интенсивное сосредоточение, после чего резкий обрыв, бросок в состояние полной прострации и расслабления, примерно на 10 секунд. Затем снова сосредоточение и снова обрыв – так до 10 раз.

Импровизируйте. Это упражнение рассчитано на мобилизацию подсознательных резервов сосредоточения.

В советские времена об эзотерических практиках говорить было не принято. Управление сознанием называлось аутотренингом. Упражнения на концентрацию и рассеивание внимания мне в свое время хорошо помогли научиться визуализировать и отключать ВД.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу