Divider

Правила составления вис

Aila

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.154
Реакции:0
Баллы:0
Мне регулярно задают одни и теже вопросы по висам, потому я решила составить подробный мануал, дабы не возникало базовых вопросов.


В данной теме, как мануале я распишу подробно методику применения вис простых строчных, вис в стихах, вис с использованием ключей - что есть самое сложное. Дам несколько вис - гимнов к богам, а также опишу принцип самостоятельно составления таких вис гимнов. Также опишу главные ьазовые правила, которые необходимо знать также, как свое имя.

Надеюсь, что данная тема принесет Вам пользу и даст ответы на многие, возникающие вопросы.
 

Aila

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.154
Реакции:0
Баллы:0
Что такое виса в целом?

Виса - это стиховорная сложенное обращение к богам, либо же описание действия формулы. Виса необходима для "зарядки" - смысловой нагрузки Вашей формулы. Если исходить из исторического перво источника, то вис было несколько видов. Вообще в самой обощенной форме мы имеем возможность говорить о висах, нидах и других формах скальдической поэзии. Почему я делю именно так?

Дело в том, что все это есть скальдическая поэзия (а это довольно своеобразрная форма стихосложения и я впринципе не жду ни от кого вис с аллитерацией, тут нужно быть поэтом), но висы при этом простые стихи (часто исполняемые с аллитерация, иногда простым ритморядом - что крайне редко было), ниды же отличались всего навсего применимостью, не техникой стихосложения. Нид - это наказательный, хулительный, неблагочистивый стих. Грубо говоря выговор с тихотворной форме, или выражаясь иначе - проклятие. Нид, если Вы помните, позорный столб скандинавов. Необходимо также вспомнить и мансинг - любовные стихи.

Помимо этого есть и иные виды скальдической поэзии,а именно: драпы - это некие гимны, состоящие из отдельных вис (вполне автономных), объединял их стев (это такой вариант припева). Флокки - это простые "бытовые" стихи.

Кто-то может изучить специфику скальдической поэзии и применять, соотвественно, висы такого написания. Кто-то будет соблюдать базовые правила и писать стихи согласно стандартному ритморяду. В идеяле писать висы на норвежском))


Теперь о поэтической стороне вис. Поэзия того периода, впринцпе была двух видов (мы говорим сейчас сугубо о литературной этнографческой стороне вопроса): эддическая и скальдическая. Интерисовать нас будет сугубо скальдическая поэзия. И все же, эддическая - фольклорная поэзия, поэтому ясно, какую смысловую нагрузку она несла.

Скальдическая поэзия не имела такого сюжетного разворота, однако, в нашем понимании, она более инетерсна. Поэзия строилась не на рифме, а на аллитерации, т.е. созвучии начальных звуков слов, стоявших под смысловым ударением и повторявшихся с определенной регулярностью в двух соседних строках стиха. Этим они оказывались «связанными». В каждой строке, кроме внешних, имелись и внутренние рифмы. Собственно, чаще всего применялись драпы - хвалебные оды.

Дальше немного о самой поэзии.
 

Aila

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.154
Реакции:0
Баллы:0
Скальдическая поэзия

"Старшая Эдда" и "Младшая Эдда" более известны широкому кругу читателей. Данные поризведения носят как культурно- историческое так и эзотерическое большое значение. Многие последующие литераторы черпали вдохновения в данных источниках прошлого: например, "Сломанный меч", "Приключения Гарольда Ши", "Хроники Хьерварда".
Эддическая поэзия всегда несла сугубо сюжетную нагрузку. Скальдическая поэзия тяготеет к формализации стихотворного ряда. Главной чертой является аллитерации, и многоколенные метафоры, и внутренние рифмы, словом полное подчинение содержания форме.По мнению исследователей это является прямым следствием осознанного перехода от певца к поэту. То есть песни Эдды авторов не имели, поскольку формировались десятилетиями, оттачиваясь и отшлифовываясь бесчисленными сказителями. В творчестве скальдов на первое место вышел человек - автор стихотворной формы.

"Гипертрофия формы - первый шаг на пути творческого освобождения поэта от связанности традицией, трамплин, благодаря которому совершается скачок огоромной важности в истории человеческого сознания - скачок от неосознанного авторства в осознанное." - М.И. Стеблин-Каминский.

Как эддическое, так и скальдическое стихосложение восходит в своей основе к древнегерманскому аллитерационному стиху. Однако, в то время как эддический стих - форма максимально простая, то скальдический стих - форма максимально усложненная.

В скальдическом стихе все строго формализованно:
количество слогов в строке;
наличие и положение внутренних рифм;
количество строк в строфе.

Самый распространенный скальдический размер - дротткветт. "Им сочинено пять шестых всей скальдической поэзии". Виса, т.е. строфа дротткветта состоит из восьми строк, образующих два четверостишия или четыре двустишия. В нечетных строках дротткветтной висы всегда два аллитерирующих слога, в четных - один, и это всегда первый слог.

Кроме того в каждой строке должны присутствовать внутренние рифмы (хендинги), которые по мнению скальдов и создавали красоту дротткветта. Хендинг может слагаться из согласной с предшествующей ей гласной (полная рифма) и из согласного без предшествующего ему гласного (неполная рифма).

Ведать будут, верно,
Вдовица и девица,
Что на град я ратным
Обрушился оружьем.
След от струй преострых
Стали там остался.
Мне от Нанны ниток
Несть из Руси вести
(Харальд Суровый, пер. С.В.Петрова)

В каждой строке дротткветта должно быть шесть слогов, из которых три несут метрические ударения. Предпоследний слог в строке всегда должен был нести метрическое ударение, а также его должен нести первый слог четной строки, поскольку на него всегда падала "главная аллитерация".

Жаль, бежал обидчик,
Вежеству обучен.

Самое, конечно, сложное и почти нереальное в исполнении, ввиду особенностей фонетики русского (украинского) языка, то есть не романогерманской группы - это переплетение предложений дротткветта. Они могут втискиваться друг в друга кусочками.

Верно я - а ворог –
Лишь видел плоть девичью,-
Врать горазд – устами
Тронул губы любы.
(Эйндриди Эйнарссон, пер. С.В.Петрова)

Менее распространены такие ритмы и размеры: тёглаг, хрюнхент, рунхент и квидухатт.

Тёглаг - четырехсложный размер:
Злато благ
Влаге чаек,
Где конь Рёккви
Гривой реет...
(Эгиль сын Грима Лысого, пер. С.В.Петрова)

Хрюнхент - восьмисложный и четырехтактный размер, аналогичный дротткветту. Ударные и не ударные слоги обычно располагаются по схеме хорея.
Слушай, Магнус, песню славну.
Слова я не вем иного.
Я твою, владыка даков,
Доблесть славлю речью доброй.
(Арнор сын Торда скальд ярлов, пер. С.В.Петрова)

Рунхент - единственный размер с конечной рифмой. Также в нем используется внутренняя рифма и аллитерация.
Воспеть велите ль,
Как наш вчитель
Славит своїми
Делами имя?
(Эгиль сын Грима Лысого, пер. С.В.Петрова)

Квиндухатт - самый простой размер. Здесь ни внутренних, ни конечных рифм, а расстановка аллитерирующих слогов весьма свободная.

В скальдической поэзии основными стилистическими элементами являются - хейти и кеннинги. Хейти - замена одного названия или имени собственного другим названием или именем собственным. Пример из "Старшей Эдды":имя Одина меняется на Высокий, Вещий, либо на любое из других его имен, каждое из которых и является хейти Одина.

Кеннинг - это замена существительного обычной речи двумя существительными, из которых второе определяет первое.
Традиционные кеннинги - конь моря, древо битвы, холм шлема. Кеннинги могут быть многочленными (огонь треска стрел - меч, т.к. треск стрел - битва, огонь битвы - меч).

Основной жанр скальдической поэзии - хвалебная песнь. Основная форма скальдической хвалебной песни - драпа. В средней части драпы всегда находился так называемый стев (припев, разбивающий драпу на несколько кусков). Таким образом, драпа представляет собой чередование вис и стевов, которые могут быть прозаическими, а могут - стихотворными. Драпа без стевов - флокк. Он представлял собой просто цикл вис и считался менее престижной формой.

Нид восходит к первобытным заклинаниям, налагавшимся на врага как явно, так и скрыто.


Это общий литературный анализ
 

Aila

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.154
Реакции:0
Баллы:0
Разбирать детально кеннинги и скальдический синтаксис я не буду. Кто пожелает - напишет мне в лс и я скину ссылки на филологические работы. Мы перенесемся непосредственно к методикам. И для начала условно разделим висы на простейшие и сложнейшие. Начнем мы с простых вис.

Простая виса пишется всегда с учетом того какие руны там используются и какая цель у данного воздействия. Описывать нужно каждую руну, либо же комбинацию из ру. Конечно, при составлении рунной формулы и висы к ней не стоит забывать о принципе централизации руны. То есть, палидром осуществляется из центра. в свою очередь строчная формула читается слева направо (то есть в соотвествии с нашим принципом работы восприятия).

Виса должна быть стихотворной (хотя, я и не отрицаю возможно не стихотворного написания висы). Стихотворность висы обуловленна тем фактом, что стихи ритмичны. Ритмичность, естественно, это определенные вибрации. Именно, вибрации и есть тот необходимый фактор висы. Классические, скальдические висы имеют правильную, интересную ритмичность, обуславливаему наличием внутренних и внешних рифм.

При создании висы, идеальный вариант, использовать слово прямо указывающее на действие. Например, альгиз - щит, так в висе и говорить. "Я создаю щит". Возьмем для примера более сложный вариант.

кано ансуз райдо, ансуз учеба, кано желание, райдо упорство стремление - формула для стремления к учебе. Что мы видим, центрирующую ансуз, которая у нас собственно учебу, познание и определяет. Также кано и райдо, определяющие разные аспекты стремления. Зачем мы выбираем два аспекта и "закрываем" ими ведующую руну? Делается это сугубо для того, чтобы работа была не однобокой. Например, если мы оставляем только кано, то у ребенка будет желание, но на одном желании далеко не уедешь. Либо же оставив только райдо, то получим битье головой в "закрытые двери". Итак, в висе мы должны также оговорить данные аспекты.

Алексея к познанию (ансуз)
пойдет с упорством (райдо) и желанием (кано)


Это простейшая форма, однако, она описывает слова маркеры, указывающие на руны. При произнесении висы, называть руны необходимости нет. В идеале, рифму желательно на слово - маркер делать. В силу другой семантики русского языка, дополнительной вибрации на внутреннюю рифму составить будет сложно, однако, возомжно. Также в висе, помиме строф описывающих руну, можно добавить дополнительные строфы расширяющие значение формулы и оговаривающие необходимые нюансы. Классическая виса имеет 6 - 8 строф. Приведем пример на той же формуле.

Алексей нерадиво дитя
пути не веду к знаниям тебя
Пусть зародится желание(кано)
к мудрости и знаниям (ансуз)
нерушимое упорство (райдо)
бесконечного роста.

6 строф и описание того же действия теми же словами.

Естественно, для начала Вами будут создаваться именно такие висы. Для лучшей работы в данном направлении Вам придется наработать личные аспекты и понимание рун, наработать их чувстование. А также развить литературный талант.

В идеале со временем, очень значительным временем, Вы сможете ощутить всю матрицу, а не только то, что дано здесь и сейчас и так "съедено" временами правления Великих.
 

Schance

Well-Known Member
Регистрация:23 Май 2013
Сообщения:1.695
Реакции:1
Баллы:0
Адрес: Deutschland
прочитала на одном дыхании, благодарю Вас, уважаемая Aila за эту тему - уверена, что большинству из нас будет она очень полезной, меня давно уже волнует вопрос Как же правильно составлять висы, с большим уважением
 

Aila

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.154
Реакции:0
Баллы:0
Тогда задавайте вопросы и получите на них ответы)
 

Schance

Well-Known Member
Регистрация:23 Май 2013
Сообщения:1.695
Реакции:1
Баллы:0
Адрес: Deutschland
Уважаемая Aila, скажите пожалуйста, вису нужно обязательно пропевать или как стихотворение можно читать? И не совсем поняла, слово-маркер - это то, что мне нужно получить в итоге от формулы или сами руны-имею ввиду то, чего я ими добиваюсь? И последний вопрос - сколько раз нужно читать-пропевать вису, тоже 9 раз как и воззвание к Одину? благодарю заранее, с большим уважением

[ Post made via Android ]
Android.png
 

Aila

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.154
Реакции:0
Баллы:0
Schance написал(а):
Уважаемая Aila, скажите пожалуйста, вису нужно обязательно пропевать или как стихотворение можно читать? И не совсем поняла, слово-маркер - это то, что мне нужно получить в итоге от формулы или сами руны-имею ввиду то, чего я ими добиваюсь? И последний вопрос - сколько раз нужно читать-пропевать вису, тоже 9 раз как и воззвание к Одину? благодарю заранее, с большим уважением

[ Post made via Android ]
Android.png

Можно просто прочесть как стих

слово маркер это то слово, которое определяет свойство руны, которая пропсиывается конкретной строфой.
9 раз
 

Schance

Well-Known Member
Регистрация:23 Май 2013
Сообщения:1.695
Реакции:1
Баллы:0
Адрес: Deutschland
Aila написал(а):
Schance написал(а):
Уважаемая Aila, скажите пожалуйста, вису нужно обязательно пропевать или как стихотворение можно читать? И не совсем поняла, слово-маркер - это то, что мне нужно получить в итоге от формулы или сами руны-имею ввиду то, чего я ими добиваюсь? И последний вопрос - сколько раз нужно читать-пропевать вису, тоже 9 раз как и воззвание к Одину? благодарю заранее, с большим уважением

[ Post made via Android ]
Android.png

Можно просто прочесть как стих

слово маркер это то слово, которое определяет свойство руны, которая пропсиывается конкретной строфой.
9 раз

благодарю вас, уважаемая Aila, за быстрый и простой-доходчивый ответ, с большим уважением
 

Presa Canario

Уважаемая Аила, мне не совсем понятно, зачитывание стихотворной висы и зачитывание рунической формулы, допустим "Силой рун, эта руническая формула/став/ делает.... тото и то то...ххх, Став работает без вреда для моего физич и психического здоровья итд"
Разве это не разные вещи? В каких случаях нужна стихотворная виса, а в каких формула как я описал выше?
Спасибо, С Уважением
 

Aila

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.154
Реакции:0
Баллы:0
То как Вы описали выше не в каких случаях не нужна. Разве, что ставы изредка описывают просто по принципу едйствия. Виса же создержит в себе принципы. То есть она не прямо говорит о воздействии, а показывает некие "знаки" вимволы свойств рун. Стихотворная форма задает ритм. к томуже каждая строчка флокка может содержать ключ к руне звуковой.

гальдры не имеют возможность описать отдельно каждую руну, потому там используется либо простое описание воздействия, либо же гимн обращение к божеству
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.298
Баллы:113
Отличная тема, Жрица Судеб !
Айла,- это вам

38883b8bde1d.jpg
 

Aila

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.154
Реакции:0
Баллы:0
Спасибо Магистр, я стараюсь
 

Presa Canario

Aila написал(а):
То как Вы описали выше не в каких случаях не нужна. Разве, что ставы изредка описывают просто по принципу едйствия. Виса же создержит в себе принципы. То есть она не прямо говорит о воздействии, а показывает некие "знаки" вимволы свойств рун. Стихотворная форма задает ритм. к томуже каждая строчка флокка может содержать ключ к руне звуковой.

гальдры не имеют возможность описать отдельно каждую руну, потому там используется либо простое описание воздействия, либо же гимн обращение к божеству

А как же если допустим нужен для работы става - начало его работы и конец его работы. Как в стихотворной висе описать его диактивацию? Получается так, что он будет бесконечно работать?
С Уважением
 

Aila

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.154
Реакции:0
Баллы:0
Никак, не активация, не диактивация в висе не проговаривается
 

Ray

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:130
Реакции:2
Баллы:16
Возраст:39
Адрес: Москва
Аила здравствуйте. скажите пожалуйста для начинающего можно на первом этапе после начертания всех рун, вязи, печати, голльдрастава обозначить просто цель и назначение своими словами?

часто встречаешь уже готовые гольдраставы и не поймёшь какие руны использовались (начинающий не поймёт) в таких случаях не понять какую вису произносить... обхоодятся стандартным обращением к Одину?
 

Aila

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.154
Реакции:0
Баллы:0
ray написал(а):
Аила здравствуйте. скажите пожалуйста для начинающего можно на первом этапе после начертания всех рун, вязи, печати, голльдрастава обозначить просто цель и назначение своими словами?

часто встречаешь уже готовые гольдраставы и не поймёшь какие руны использовались (начинающий не поймёт) в таких случаях не понять какую вису произносить... обхоодятся стандартным обращением к Одину?
Для гальдров виса с описанием рун не создается, так как все гальдры тилихованы. В этих случаях используются гимны либо общие висы. Потому составляйте общую вису
 

loginza56272

Уважаемая Аила, мне понравилось. спасибо
 

Atar

Well-Known Member
Регистрация:20 Янв 2014
Сообщения:530
Реакции:0
Баллы:0
Возраст:34
Уважаемая Aila в каких работах используется гимн-виса?
 

Aila

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.154
Реакции:0
Баллы:0
Atar, ритуалы, блоты
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу