Divider

Символика шаманских бубнов

Astaroth

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.949
Реакции:24
Баллы:38
Адрес: Краснодар
Бубны - ну куда же без них!

Абстрактные знаки (своего рода протописьменность) были знакомы народам, находившимся на догосударственном уровне развития. Так, например, в сибирском шаманстве, не без влияния кириллицы, письменные знаки и сам процесс письма внедряются в первобытную мифологию.

Алтайцы-телеуты считали, что свою волю верховный бог Ульгень изъявляет в письменной форме. «Если нет бумаги – письма Ульгеня, шаман как станет камлать?» – говорили они. Как явное новшество представляется знак на телеутском бубне – это «письмо-книга, собрание законов-решений Ульгеня, когда надо было предсказать судьбу человека, шаман заставлял своих духов смотреть в эту книгу».

«Раз в году дух оспы приходил к шаману Дюхаде во сне и заставлял перечитывать письмена, которые, оказывается, есть внутри головы. Дух обещал, что не тронет народ шамана, если тот, не сбиваясь, правильно прочтет письмена. «Это чтение очень сложное, – уверял шаман, – и, если я спутаюсь, в этом году мои люди будут болеть оспой». Характерно также представление о знаке, как о метке владельца. Нанесение знаков нередко отождествлялось с клеймением, отчуждением вещи в личную собственность. «Будущий хакасский шаман в своих видениях должен был пройти к горе, на вершине которой растет сосна. Только тот, кто вырежет на сосне знак, может стать истинным шаманом, поэтому путник заботился о том, чтобы украсить дерево и своей меткой». Воображение поражает гигантское дерево на вершине горы, испещренное знаками всех великих шаманов. Эти знаки – священный алфавит, каждая буква которого – человеческая жизнь.

В карело-финском эпосе «Калевала» произнесение слова приравнивается к совершенному действию. Герой эпоса Вяйнямейнен многие вещи получает при помощи заклинаний.

У творца прошу я знака...

Жду настойчиво ответа.

Божий знак открой мне правду,

Знак всевышнего скажи мне...

Где теперь укрылось солнце

И куда пропал наш месяц.

(руна 49)

Выпытывая у великана Випунена тайные знания, Вяйнямейнен заговаривает его числами. Речь последнего – апофеоз неистребимости и преемственности мысли, слова и знака...

Не должны скрываться знаки,

Не должны слова таиться,

Не должны зарыться в землю

И по смерти чародея

(руна 17)

Сходный мотив висения на древе и его связь с «рисованием знаков прослеживается в карело-финском эпосе «Калевала». Здесь герой-мститель Куллерво, еще, будучи ребенком, был повешен на дубе своими врагами.

Не пора ль пойти проверить

Жив ли Куллерво на дубе

На суку он не погиб ли

Куллерво и тут не умер,

Не погиб на этом дубе!

Он в коре рисунки режет

У него в ручонках гвоздик

Все стволы стоят в рисунках

Ствол дубовый изрисован.

(руна 31)

Висение на дереве метафора самопожертвования ради творчества, средство достижения просветления. Поэтому мифологему об обретении письма (важнейшего элемента культуры) через страдания и лишения можно обнаружить также в житиях Месропа Маштоца, Кирилла и Мефодия, Вульфилы и некоторых других исторических письмотворцев.
saman2.png

Натягивали и крепили кожу на бубен с помощью сухожилий. Били шаманы в бубен колотушкой из оленьей кости, рога или заячьей лапкой. Бубен уносит шамана в мир образов – говадас. Сам бубен мог считаться барабаном видений – образов (говадасат-бубен). Камлание сопровождалось ритуальным пением – Йойкингом. Сама же песня называлась – «Вуолле» (для камлания в Нижний мир). Пение происходит на особом священном языке йуойгат. Слова этого языка быстрее находят путь к бессознательному, чем обычный человеческий язык.
saman3.png


А: Саамский бубен.

В: Солярный знак (бога солнца Пейве) на саамском бубне в виде четырехугольника, от углов которого идут «вожжи» на всю землю. На левой «вожже» - изображение бога-громовика Айеке-Тиермеса, на правой - бога ветра Пьегг-ольмая.

С: Священные олени (Мяндаш-парень, или Мяндаш-пырре).


Бубен является главной ритуальной принадлежностью шамана. Путешествие шамана в подземный мир Ябме-абимо не носило бы характер непродуманной импровизации, если бы мы предварительно использовали в полной мере те возможности, которые предоставляет этот замечательный инструмент.

При изготовлении бубна нужно соблюдать целый ряд обрядов и правил, в частности, для обода следует найти дерево, растущее (наклоненное) посолонь, что угодно богу солнца Пейве. Нарисуем на бубне красной краской фигурки главных божеств лопарского пантеона. Конечно, не следует использовать знаки тех богов, общение с которыми нам пока не по силам. Например, знак небесного бога Мадератча рисовали лишь самые сильные нойды. В центре поместим знак бога солнца Пейве, нанесем знаки бога грома Айке-Тиермеса, повелителя ветров Пьегг-ольмая, богини земли Маддер-акке, изобразим также подземный мир Ябме-абимо, мертвого нойду, медведя и т.д.

Предположим, что мы находимся на берегу Сейд-озера, где расположен спуск в царство мертвых. Положим специальное кольцо «арпа» на знак Пейве и начнем бить по бубну колотушкой из дерева или рога оленя. Если направление движения кольца указало на северо-восток, то нам следует идти в направлении цирков горы Аллуайв (Высокой). При этом нас должно обнадежить, что при своем движении кольцо вращалось посолонь - это хорошее предзнаменование. Далее, если арпа останавливалась на знаке богини земли, а затем на изображении медведя, то для полной гарантии благополучного возвращения из загробного мира нам следует добыть в тайге медведя и принести жертву Маддер-акке.

Еще проще подойти к самому берегу Сейдозера и пением и игрой на бубне вызвать сайво-куэлле (духа-помощника) и с его помощью отправиться в царство мертвых.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу