Divider

Икона "Ангел Златые Власы"

Азазелечка

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:843
Реакции:1
Баллы:0
Адрес: Город под покровительством Архистратига
Икона "Ангел Златые Власы" (Лик Архангела Гавриила) одна из моих любимых икон, которая вызывает у меня умиление, спокойствие, гармонию души и тела.
Очень надеюсь, что смогу заложить в сердца форумчан, любовь к этой иконе и неимоверное желание приобрести эту замечательную икону. Расскажу Вам более подробно о самой иконе.
История Иконы​

Древняя икона дошла до наших дней с большими утратами красочного слоя и поздними переделками. Фон, опись головы архангела и часть хитона были переписаны в позднейшие времена, возможно, в ХVII веке. Лик прописан при реставрации. Но даже то, что сохранилось — свидетельство выдающегося иконописного мастерства художников Киевской Руси.
Икона получила известность в первой половине 1920-х годов, когда была обнаружена в Отделе древностей Румянцевского музея в Москве. Она была настолько записана, что атрибутировалась Симону Ушакову. Откуда происходит «Ангел Златые власы», где он находился на протяжении почти восьмисот лет, как попал в Румянцевский музей, никому не известно и теперь уже никогда не будет известно.
После того как икона попала в поле зрения исследователей, оценка ее значения неуклонно повышалась. Это сказалось на ее перемещении из одного крупного музея в другой. При расформировании в 1925 году Румянцевского музея икону распределили в Государственный Исторический музей. Там икона была впервые показана в 1926 году на выставке памятников древнерусской иконописи. После выставки «Ангела Златые власы» забрала Третьяковская галерея. В 1934 году галерея, которой было свойственно ценные вещи забирать, но отнюдь не отдавать, все же передала икону в Русский музей. Она стала самым древним иконописным памятником в его собрании.
Принадлежность иконы​

О принадлежности «Ангела Златые власы» к той или иной иконописной школе в специальной литературе существуют самые разнообразные предположения. Некоторые исследователи считали его творение суздальских мастеров, другие относили к Киеву. Чаще всего икону выводили из Новгорода. Однако до нашего времени дошло слишком мало памятников начального древнерусского периода, чтобы с полным основанием говорить о существовании на Руси в XII веке региональных иконописных центров. Иконопись этого периода, как и вся древнерусская культура домонгольского времени, была теснейшим образом связана с Византией, откуда Русь приняла крещение и общие христианские традиции. В. Н. Лазарев высказал осторожное предположение, что эта икона, также как «Спас нерукотворный» с «Поклонением кресту» на обороте (ГТГ) и «Устюжское благовещенье» (ГТГ), «вышли из мастерской „грека Петровича“, который, по свидетельству Первой Новгородской летописи, расписывал в 1196 году церковь Положения ризы и пояса Богородицы в Новгороде». Вместе с тем Лазарев добавляет: «Было бы, однако, неверно связывать византизирующее направление в новгородской иконописи XII века только с деятельностью этой мастерской» (Лазарев В.Н. История византийской живописи. — М., 1986. С. 112.).
О близости иконы к византийским памятникам говорит восточный, греческий тип архангела, совершенство его мягкой моделировки. Однако в «Ангеле Златые власы» нет суховатой аскетической отвлеченности, свойственной многим византийским иконам комниновского периода.
Лик Архангела Гавриила​

«Ангел Златые власы», архангел Гавриил, безусловно, не бытовал как отдельный молельный образ, а входил в состав оглавного деисусного чина, который, возможно, стоял на верху алтарной преграды неизвестной нам церкви. Этим объясняется поворот головы архангела влево, в сторону Спаса Вседержителя, чья икона должна была находиться в центре, а также редкий иконографический тип Гавриила. Обычно он изображался по пояс или в полный рост в традиционном облачении и с архангельскими атрибутами. На этой же иконе представлен только лик Гавриила крупным планом, хотя доска небольшая.
Вдохновенная торжествующая красота архангела — своеобразный эталон эстетических представлений византийских иконописцев. Лик архангела наполнен тихой печалью, которая видна в задумчивом взгляде его по-византийски огромных глаз. Целостность иконного образа покоится на цветовой гармонии, единстве тона, соразмерности форм, ритме округлых линий. Особенным благородством отличаются линейные абрисы и покрытые золотым ассистом пряди волос архангела, благодаря которым он получил прозвание «Златые власы».
Техника нанесения краски на Иконе​

В иконе использована техника многослойного вохрения с постепенным высветлением охры в выступающих местах лика. В затененных местах тенями просвечивает зеленоватая санкирная подоснова. Работа над иконой была завершена сейчас слабо выраженными белильными оживками и тонкой подрумянкой губ и щек. Все это создавало впечатление воздушного, неземного иконного пространства, отвечающей метафизической значимости образа. Рафинированность цветовой гаммы и изысканно-усложненная манеры письма «Ангела Златые власы» свидетельствуют о его византийском происхождении.

Стихотворение, посвященное Иконе «Ангел Златые Власы»

Я инок, приникший к иконе -
в смиренье проходят часы,
и он оживает, склоненный,
Архангел Златые власы.
Как облако, кажется зыбкой
волнистая ризы черта,
продленная взглядом улыбка,
и губ молчаливых чета.
За ризою - трав тень резная,
смыкаются крылья в огне,
он жизнь мою тайную знает,
он тайно грустит обо мне.
Из жизни, порой, исчезает -
поступкам своим господин,
но обликом вечным - спасает,
когда я стою перед ним,
когда его нежно-упорный
ко мне устремляется взгляд...

Он, вечностью отдаленный,
быть может, небесный мой брат...

(СПБ музей, просторы Интернета, стихотворение Людмилы Колодяжной)
 

Вложения

  • Архангел Гавриил.jpg
    Архангел Гавриил.jpg
    142,1 KB · Просмотры: 185

Алексита

Well-Known Member
Регистрация:25 Апр 2013
Сообщения:731
Реакции:1
Баллы:0
Адрес: Москва
Азазелечка , спасибо за материал. У меня есть такая икона, копия на левкасе Рублевской версии. Вызывает у меня аналогичные вашим эмоции. Купила в Питере в Казанском Соборе. Когда смотрю на нее в душе разливается тепло и благость. В сложные жизненные периоды медитирую на нее, сразу приходит облегчение. Проблемы, конечно , не исчезают, но варианты решений возникают тот же, и всегда выигрышные. Помогает мне архангел, мне так кажется, по крайней мере. С уважением!
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу