Divider

Юнг и Тантра

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
Предлагаю вашему вниманию свою исследовательскую работу по одной из важных тем. Пока это голый, нешлифованный рабочий вариант. Однажды он, надеюсь, будет корректироваться, дополняться, сопровождаться списком использованной литературы. В начале, в первой половине этой короткой монографии идут цитаты из работ юнгианских психоаналитиков, затем начинается мой сравнительный анализ.

Анима и Анимус – наиболее древние архетипы, они ориентированы своим острием к глу¬бокому бессознательному, так же как Маска к внешней сре¬де, и оказывают большое влияние на поведение индивидуума. Согласно Юнгу, третий этап индивидуации – это встреча с Анимой и Анимусом. Сам Юнг относился к этому архетипу как к реаль¬ному существу, находящемуся в тайниках его души. Он сове¬товался со своей Анимой, считался с ее мнением, учился у нее.

Анима - центр всей женской энергии внутри человека. Эмоциональная, интуитивная сторона натуры.
Феминная фигура в мужчине и маскулинная в женщине получили название соответственно Анима и Анимус- они играют многие другие роли в жизни индивида.
Анима и Анимус – это представление о себе как о мужчине или женщине, Анима (у мужчин) имеет обычно феминическое, а Анимус (у женщин) - маскулинистическое содержание. По Юнгу, каждый мужчина, в глубине своей души, в своем бес¬сознательном – женщина, а каждая женщина – мужчина.

Предположение о существовании данных образований вocxoдит к представлению об исходной бисексуальности, точнее гермафродитичности человека, которая разрешается доминированием конкретного полового сознания в возрасте около пяти лет. То есть у каждого человека можно говорить о степени вклада мужского и женского. Охваченность противоположным половым сознанием нередко считается нормой для позднего возраста, то есть часто женщины в старости маскулинизируются, а мужчины феминизируются.

Каждый мужчина несет в себе вечный образ женщины – не той или иной определенный женщины, но образ женщины как таковой. Этот образ отпечаток или "архетип" всего родового опыта женственности, сокровищницы всех впечатлений, ко¬гда-либо производившихся женщинами. Все женщины, с которыми индивид был знаком в своей жизни, и особенно его мать, способствуют формированию этого образа.
Поскольку это образ бессознателен, он всегда также бессознательно проецируется на любую женщину, он является одним из главных оснований привлечения и "отталкивания".

Встреча с Анимой – трудное испытание, из которого не многие мужчины выходили с честью. Такая встреча может произойти во внешнем мире, поскольку черты и свойства Анимы проецируются на реальных женщин, или в мире внутреннем: интеграция с Анимой является необходимым этапом процесса индивидуации. Непонятная и таинственная Анима, являясь мужчинам в сновидениях в виде загадочных, оболь¬стительных и ужасных женщин, обычно проецируется на про¬тивоположный пол.

В сновидениях женские фигуры могут иметь характерные черты знакомых женщин, или же это может быть незнакомая женщина, а также животные, имеющие божественную женственность в мифологии, например, корова. Негативная Анима в сновидениях изображается фигурами ведьм, злобных колдуний, различными чудовищами женского пола.

Анима, как женщина внутри, предопределяет эмоциональ¬ные аспекты мужской личности, управляет жизнью его чувств и несет ответственность за всевозможные аффективно обу-словленные катастрофы – неуместные влюбленности, разру¬шительные привязанности, неудачи в браке и интимной жиз¬ни.
Положительные стороны Анимы не менее многочисленны, чем отрицательные ее свойства. Архетип Анимы воплощает идею красоты, духовности. Анима – это прежде всего душа.

Анима имеет четыре формы проявления:
1. Первая ступень ее развития – образ Ванйа Стри (приблизительный аналог - Ева)– природное, сти¬хийное начало, неспособность к рефлексии, моральным раз¬мышлениям, стремление только к чувствам, переживаниям. Эта ступень дает природное, биологическое начало способность к деторождению.
2. Вторая ступень – это Апсара (приблизительный аналог - Елена Троянская), олицетворяющая красоту и эротическую привлекательность, страстную романтическую любовь. Такая любовь слепа и не думает о последствиях, она способна на жертвенность и не лишена духовности.
3. Третья ступень соответствует Парвати (приблизительный аналог – Мария) , плодотворящей любви, поднимающей эрос до высот духовности. Вопло¬щенная в женщине одновременно Мать и Дева - заботливая, любящая, прекрасная, духовно богатая.
4. Наконец четвертая ступень – это Ануграха Бхайрави, премудрость, благодать, милость (приблизительный аналог – София). Это высшая богиня – вдохновительница и гуру, которая живет в самой глубине бездны нашего сердца, чья песня-свет дает нам вдохновение, знание.
Сова, иштадэви.

Как и любой архетип, Анима сочетает позитивные и нега¬тивные черты, божественную и демоническую природу.
Позитивные аспекты Анимы, связаны с тем, что она обес¬печивает компенсаторное равновесие сознания и бессознательного, посредничая между ними. В Аниме заключается полнота и целостность бессознательной душевной жизни.

Позитивные качества Анимы: Покровительство, Забота, Красота. Негативные: поглощение, пожирание, мистическая ведьминская натура (мать-разрушительница- Медуза Горгона). Мужчина боится в себе разрушительной – негативной Анимы с чертами коварства и обмана.
Когда мальчик инициирован мужским обществом, он опре¬деляется в мужской среде, но он боится вновь быть захвачен¬ным матерью. Если он возвратится к матери, то он будет от¬торгнут мужской средой.

В процессе индивидуации осознание Анимы способно компен¬сировать антагонизм Самости и Персоны. Анима часто выступает в спасательной роли в ситуациях, которые кажутся чело¬веку безвыходными.

Рост сознательности способствует интеграции спонтанных, рецептивных сенситивных и адаптивных качеств, но более всего Анима развивает сердечность. Её функции в целом уравновешивают мужскую агрессивность.

Интегрированная Анима становится уникальным посредни¬ком между сознанием и бессознательным, центром, который вносит психическое равновесие индивидуальности, прибли¬зившейся к Самости.
Эта гармония символически представлена женско-мужской парой, слиянием обеих начал, называемых на Востоке Янь и Инь.

Духовно зрелый мужчина имеет развитую Аниму и облада¬ет тонкостью, чуткостью, обонянием, творчеством и созидани¬ем. Неразвитая Анима у незрелой личности - капризна, мни¬тельна, грубо эротизирована и деструктивна.

Анима открывает свою истинную мудрость только мужчине, который серьезно воссоединился с ней, зная, для чего она существует. Только тогда она способствует наиболее полному раскрытию личности: потенциала, истинной Самости.

Анима, как и Великая Мать,– частные проявления Архитепического Женского – Великой Богини.

Анима адепта тантризма – это персональное конкретное проявление Великой Богини, связывающего адепта с ней. При процессе мистической самотрансформации анима адепта начинает проявлять божественные качества все сильней и сильней.
Фактически, можно сказать, что в тантрийском адепте Анима , в основном и главном проявляется именно в высшей фазе своего развития, из приведенных выше четырех фаз развития Анимы, согласно юнгианскому психоанализу. То есть, Анима для опытного тантрика проявляется как: Видья – богиня особой мистической мудрости, содержащей в себе огромную силу, энергию. Видий много, и Анима может проявляться в виде разных видий или в виде единой видьи. Хотя, с позиции тантризма, более точным будет сказать, что видья или видьи проявляются через Аниму или проявляются как Анима-
Иштадэви –персональная основная богиня адепта, имеющая определенные характерные свойства, качества, черты. Изрядная часть этих качеств уникальна и соответствует уникальным особенностям личности конкретного адепта.

Фактически, в Махакалагни марге, видья и иштадэви - суть одно. Тут надо подробнее осветить то, что в тантризме:
универсальная энергия мироздания – Великая Богиня, Махашакти, Парашакти-
женский уроборос-
архетипичное женское-
Великая Мать, в трех ее манифестациях: добрая богиня, разная богиня и злая богиня-
Анима, в ее трех манифестациях, аналогичных трем манифестациям Великой Матери-
суть одно. Все это является разными проявлениями, разными аспектами Махашакти. Со всем этим возможен грамотный, полезный контакт, грамотное, полезное взаимодействие.

Есть тантрийские пантеоны, относящиеся к более поздним традициям, метафизическим системам и путям, в которых существует очень много божеств, в силу детальной сегрегации их аспектов, функций, ролей. Махакалагни марга прошла через эпохи до нашего века и тоже, на одном из этапов, увеличила пантеон божеств. Однако эта традиция, все же, сохранила массу древнейших специфических особенностей. Посему, в Махакалагни марге одна и та же богиня, один и тот же бог, включают в себя функции и аспекты различных божеств.
Главной богиней системы, основной иштадэви, является Махакали Бхайрави Кауласиддхешвари. Она соединяет в себе черты трех видов Анимы и четырех ступеней развития Анимы.
Она проявляется и как Анима и как Великая Мать, в трех ее ипостасях. Когда она проявляется в Адепте как Анима – адепт является кандидатом в ее женихи, или, в случае с более продвинутым адептом, является ее женихом, мужем. Когда она проявляется как Великая Мать – адепт проявляется ее сыном или дочерью. Одно не вредит и не мешает другому – в каком-то аспекте адепт – всегда дитя, в каком-то аспекте – созревший адепт уже является возлюбленным. При этом, взаимоотношения «возлюбленный-возлюбленная» являются более зрелыми, более развитыми взаимоотношениями, нежели взаимоотношения «сын-мать» или «дочь-мать».

В тантризме все переплетается, все полисемантично. В абстрактном, универсальном, метафизическом аспекте Махакали Бхайрави манифестируется как Махашакти, Парашакти. При конкретизации этого понятия и образа – она манифестируется как Махакали Бхайрави. Также, Махакали Бхайрави может проявиться как, например, видья Чинамаста, как видья Лалита и т.д.

Если в обычном человеке разные аспекты Анимы и Великой Матери, Великого Отца – могут воевать между собой, в адепте все эти аспекты меж собой дружны и не противоречат друг другу, сохраняя свои различия. Если в случае с обычным человеком благая Анима и благая Мать – приносят пользу, а негативная Анима и злая Мать – приносят вред, то в адепте Махакалагни марги, пользу приносят все они, без исключений. Красиво? Сильно? Умно? Нравится – попробуйте стать тантрийскими адептами.

В отличие от других, более поздних богинь, чьи функции и роли – довольно однозначны и четко отделены от функций и ролей других богинь, Махакали Бхайрави – очень полисемантична, в силу ее древней, нерасчлененной природы. Она может проявляться и как девушка ведьма, и как старуха – злая мать. Может она проявляться и как девушка благая принцесса, и как добрая, помогающая и кормящая мать. Иштадэви может проявляться и как грубая женщина, охваченная похотью- и как колдунья, уводящая от духовного пути или тормозящая духовное развитие- и как ведьма-богиня, ввергающая людей в беды, ущерб и несчастья. При этом, в случае с развитым, подлинным адептом, данные аспекты не будут в богине доминировать, не будут вредить адепту. В первую очередь – иштадэви для адепта - есть богиня мистической мудрости, сил, знаний и умений. Все остальные аспекты, манифестации, проявления и лики – вторичны и подчинены главному – оси тантрийского проявления богини.

Таким образом, в Махакалагни марге, Трикасамарасья кауле, архетипы и символы очень органично слитны друг с другом. Древний менталитет во многом – бесконфликтен. В нем нет онтологической драки между «телом и духом», «злом и добром», «землей и небом», «светом и тьмой», «западом и востоком». Если какая-либо драка, битва в древнем сознании, в древнем пантеоне и появляется, то ее характер конкретен, ситуационен и частен, а вовсе не универсально онтологичен. Это не битва сил манихейства, зороастризма и христианства. Вчерашние противники сегодня могут быть друзьями, и наоборот. В тантризме же существует знания о том, с кем, когда и как вести битву, с кем, когда и как лучше договориться мирным способом.

Архетипы имеют в себе свойство проецироваться на так называемый внешний мир. Великая Мать и Анима – могут проецироваться на различные природные феномены и явления. Они могут проецироваться на земных женщин, в тех или иных своих аспектах: тормозящем, продвигающем, озаряющем, замутняющем, усиляющем, ослабляющем, созидательном и разрушающем.
Адепт тантризма практикует некоторые виды садханы, требующие использования феномена разницы полов, сексуальности - со своим партнером или с несколькими тантрийскими партнерами. В разных женщинах проявляются разные аспекты Анимы и Матери. Соответственно, для получения разных результатов, адепт-вира практикует с разными йогини. В некоторых случаях, если йогини соответствует наиоптимальнейшему проявлению в ней и через нее основного, главного аспекта богини – центральной, основной манифестации, роли иштадэви – в таком случае включение в свою жизнь практики с разными йогинями – может быть не обязательным.
Возникает вопрос. Если по сути, в мужчине есть и женское начало, а в женщине – мужское, если природа человека андрогинна – не исходит ли из этого то, что внешний партнер адепту не требуется? Не достаточно ли просто развивать Аниму в себе, женское начало в себе? Ведь это, вроде бы, дает независимость от внешних партнеров для практики.
В таких раскладах содержится ошибка: они не включают в себя практику с «внешними физическими партнерами», а если в тантрийский путь, в его практику, что-либо не включается – это значит, что нарушено правило Тотальности, тотального включения всего – сначала в обожествляющее трансформирование адепта, а затем – в божественность адепта.
Тантрик имеет физическое тело, физическую форму, половые различия. Все это должно быть включено в мистическую садхану.
К тому же, если мы любим кого-либо, нельзя сказать, что возлюбленная находится исключительно вовне нас, и не находится в нашем сердце, в нашей душе, в нашем уме.

Если адепт находится вдали от йогинь, или даже вообще вдали от любых женщин – он может практиковать садхану связанную с Анимой, в уме. То же самое – если практик болен, стар и физически не в силах практиковать некоторые вещи. Однако, духовная практика без физического партнера в тантризме Махакалагни – скорее вынужденная мера, нежели признак высокого духовного полета. Анима, Видья, Иштадэви – должны активно обожествлять адепта и внутри него, и в так называемом «внешнем мире».

Для иллюстрации сказанного мной, предлагаю вниманию читателя несколько текстов из канона Махакалагни, которые демонстрируют чрезвычайно полисемантичный и многогранный характер божеств этого духовного пути, вследствие огромной древности его корней. Тексты, предлагаемые вашему вниманию, раскрывают образ махавидьи и махадэви данного тантрийского пути в широчайшем многообразии. Богиня проявляется как Анима во всех четырех ступенях и во всех трех модусах (согласно юнгианской классификации) проявлениях и в разных манифестациях Великой Матери. Также в этих текстах будет показана связь богини с Архетипическим Мужским- с архетипом Великого Отца, во всех его манифестациях, важных для пути Махакалагни- с архетипом Тотема и с различными символами, олицетворяющими различные аспекты богини.
Для иллюстрации сказанного мной, предлагаю вниманию читателя несколько текстов из канона Махакалагни, которые демонстрируют чрезвычайно полисемантичный и многогранный характер божеств этого духовного пути, вследствие огромной древности его корней. Тексты, предлагаемые вашему вниманию, раскрывают образ махавидьи и махадэви данного тантрийского пути в широчайшем многообразии. Богиня проявляется как Анима во всех четырех ступенях и во всех трех модусах (согласно юнгианской классификации) проявлениях и в разных манифестациях Великой Матери. Также в этих текстах будет показана связь богини с Архетипическим Мужским- с архетипом Великого Отца, во всех его манифестациях, важных для пути Махакалагни- с архетипом Тотема и с различными символами, олицетворяющими различные аспекты богини.
 

Gearda

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:114
Реакции:0
Баллы:0
Уважаемый Unagdomed, это очень интересное начало "короткой" монографии. Возможно, рассматривая образ Анимы, Вы не обойдете своим вниманием и древнегреческую, римскую и египетскую мифологии- или Ваша цель это синтез Юнговского видения архетипов и тантры? В любом случае тема очень благодатная для раскрытия и я надеюсь, что у Вас будет время и возможность завершить начатое.
 

Lady Darkness

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:753
Реакции:3
Баллы:16
И мне очень понравилось.Буду ждать продолжения вашей исследовательской работы,Мастер Unagdomed.
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
дамы, это не мои исследования. тут не стоит моих реквезитов. но статьи на данную тему я еще буду выкладывать.
 

Крамольник

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:71
Реакции:0
Баллы:0
У архитипа нет формы,Богини и Боги это то через что он себя проявляет и потому необязательно рассматривать весь Божественный пантеон достаточно взять классификацию Юнга и показать на примерах некоторых персонажей как он себя проявляет.Как отправная точка может служить история Адама и Евы и с позиции Тантризма ее разворачивать.По поводу независимоти от партнера для реализации Анимы пригодился бы опыт Миларепы
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу