Divider

АЛБАСТЫ

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
Лобоста (албасты) - по славянский поверьям, это были злые русалки. Они селились по берегам рек, в камышах, опаснее обычных русалок, ибо старше, опытнее и сильнее. В отличие от обычных русалок лобасты предстают часто в виде нежити - ужасных полумертвых старух.

Албасты — демонические персонажи тюркской мифологии. Обычно представляется в виде уродливой обнажённой женщины с длинными распущенными жёлтыми волосами и обвислыми грудями. Иногда образ албасты добавлял третий глаз и длинные когти.

Известна история о том, как в лесу одному человеку повстречалась Албаста и избила его грудью. Этот человек вернулся домой еле живой, а через три дня умер. Все его тело было в синяках.

Албаста истребляет маленьких детей. Она поджидает, пока ребёнка оставят одного, и если дождётся, кормит его своей грудью, и ребёнок умирает. Чтобы Албаста не навредила, в изголовье кровати, на которой спит ребёнок, кладут нож или иной металлический предмет- иногда прикалывают иголку.

Также Албаста приносит вред беременным женщинам. В старину беременным рекомендовали носить платья, к подолу которых прикалывали иголку.

Больше всего демон вредит женщинам во время беременности и родов. Албасты может «задавить» женщину, и тогда она становится «бешеной». У юртовских татар распространены поверья о том, что албасты «давит» человека во сне.

Зафиксирована информация о появлении духов природы и на территории Северного Прикаспия. Так, во второй половине XIX века астраханский медик Ольдекоп пишет, что в Астраханской губернии “верят в “лопастов”, околдованных людей, в водяных и в русалок, причиняющих людям разное зло...”. Так как здесь требуется разъяснение, обратимся к такому знатоку великорусского языка как Владимир Даль. Оказывается, лопаста или лопастый (соответственно, женская и мужская ипостаси), а в некоторых случаях лобаста, это род водяного и русалки, но живущие в камышах. Любопытный факт оказывается, наши предки видели отличие речных русалок от тех, кто обитал в камышовых зарослях.

Известный русский фольклорист Д. К. Зеленин указывал, что термин лобаста (лопаста), применяемый также на Кавказе, является производным от восточного албасты, названия антропоморфного духа, широко известного у тюркских народов Все же надо отдать должное, Д. Зеленин верно подметил сходство слов нижневолжского диалектного “лопаста” и общетюркского “албасты”. Кто же скрывается под этим именем? У ногайцев этот дух природы носит название албаслы, у казахов, таджиков, туркмен - албасты, у некоторых других народов Средней Азии и Северного Кавказа - алмасты. Термин “албасты” состоит из двух слившихся слов: al (alp) и bast?. В тюркских языках alp ~ al?p - “высокий”, “могущественный”, “возвышенный”, “сильный”, bast? - “придавил”, “задавил” (ср. немецк. alp-frau и кумыкск. albasl? qat?n). Следовательно, под именем албасты скрывается некто обладающий упомянутыми качествами. По представлениям таджиков албасты может появляться в разных обличьях, но чаще всего показывается в образе женщины с длинными висячими грудями и длинными косами, которые она расчесывает гребнем. Тот же образ вырисовывается из представлений ногайцев, описывающих албаслы как женщину “с длинными волосами, отвислыми грудями, которые она, убегая, закидывает за спину...”. По их же сообщениям, албаслы наделена огромной физической силой, ростом с крупного мужчину и ходит вразвалку. Похожее описание дают и казахи. Соответственно описывают лобасту терские казаки, выставляя ее как нагую женщину внушительного роста и размера, с громадными, примерно в аршин (т. е. 71,12 см), грудями и волосами, доходящими до земли.

Невзирая на весьма обширную территорию распространения поверий в албасты, разную этническую и конфессиональную принадлежность информаторов описания существа идентичны, даже в незначительных деталях. Впрочем, нет единодушия в указании мест проживания, что, в общем-то, неудивительно исходя из разнообразия на этом пространстве физико-географических условий. Как отмечает О. Муродов таджикские албасты живут в горах, лесах, степях. Особо прельщают албасты водоемы, отчего ее можно застать “купающейся в арыке или моющей в нем голову или сидящей на берегу реки, расчесывающей свои лохматые волосы”. Степным обитателем предстает албасты у казахов. Так, в одной из быличек рассказывается о молодом пастухе, который пас лошадей в степи, где обитала албасты. Несмотря на ее непривлекательную внешность, он “сошелся с нею и жили они себе как муж с женою”. На Тереке лобаста живет при больших болотах и озерах. Не чурается воды и волжская лобаста. По сообщению священника Виноградова, относящемуся к 1848 году, некие проезжие встретили ее на речном берегу в Енотаевском уезде: “Глядь, ан за ериком-то (протоком) девка - знать лобаста -нагишом, чешет голову, а волосы-то длинные-предлинные, а тело-то лохматое-прелохматое, да как захохочет, да в ладоши ударит, они и пуще тово испужались...”. Очевидно, люди застали дикую “даму” сразу же после купания.

Зная пристрастие лобасты (албасты) к воде неудивительно, что в Астраханской губернии местом обитания они предпочитают водоемы, поросшие камышом, где, по сообщениям середины XIX века, “по ночам хохочут, пугают путников, угоняют стада, даже иногда бросаются на человека и хватают его сзади...”. А вот очень ценное для нас наблюдение: “Теперь в степи они вывелись, потому что там поселилось много народа, и находятся в чернях (мелководная часть взморья на севере Каспия, покрытая тростниковыми зарослями), но и там от умножившегося населения их проказы слышны менее”.

Албаста (лобаста, лопаста) - в русских поверьях - стихийный дух, разновидность нечистой силы.
В народных верованиях название албаста могло относиться и к женским, и к мужским духам (в мужском варианте - албастый, лопастый и т.д). Например, албастым (лобастым, лопастым) в Вятской губернии называли лесного духа, появляющегося вместе с вихрем, бурей, сильным ветром. На Урале лопастами (лопастиками) нередко называли чертей и мелких бесов (ср. выражение: "Не наше дело попов судить, на то лопастики есть").

Однако чаще всего название албаста (лопаста) относилось к женскому демоническому персонажу, связанному с водой и сходному со "страшной" северорусской русалкой. Кое-где на севере албастой называли водяницу, живущую в камышах, по большей части в болоте или заболоченных местах. Согласно поверьям Астраханской и Вятской губерний, лобаста - это отталкивающего вида нагая лохматая женщина большого роста, "весьма полная", с огромными грудями (которые она, передвигаясь по суше, закидывает иногда через плечи за спину) и длинными, достигающими земли космами волос. В некоторых местах албастам приписывали и вовсе демонический, чудовищный облик ("Вот она какая лобаста! Попадете к ней в болото, не спустит. Ростом лобаста, как эта осина, тело белое, что заячий пух, а ручищи, словно крылье с красным когтем, словит да этим когтем, хоть и нежен он, что костянка, а защекочет до смерти"). Впрочем, хотя лобаста и наделялась иногда совершенно демоническим обликом, чаще ее представляли пусть уродливым, но вполне человекообразным существом. Это было связано с тем, что происхождение лобасты (как и русалок) связывалось с заложными покойниками и душами умерших. Некоторые поверья гласили, что в лобаст, как и в русалок, превращаются дети, умершие некрещеными, или девушки-утопленницы, скончавшиеся до свадьбы.

Поведение лобасты в рассказах и поверьях обычно также весьма напоминало поведение русалок и водяниц. Как и русалки, лобасты в некоторых местах считались не просто духами воды, но также и стихийными духами, способными насылать бурю, дождь или град, сильный ветер и т.п. В быличках албаста часто появляется у рек и озер, где сидит на камне и расчесывает длинные распущенные волосы. При появлении человека она бросается в воду и исчезает, иногда - оставив на камне свой гребень или мыло. Как и русалки, лобасты, по народному убеждению, очень подвижные и резвые. В некоторых местах считалось, что на русальной неделе они бегают по лесу или в цветущих полях, играют, водят хороводы и иногда ловят девушек, затаскивают их в свой хоровод и уводят с собой. Нередко они также ловят случайных прохожих и щекочут их до смерти или утаскивают в омут.

Этимология слова албаста или лобаста не вполне ясна. Более вероятно заимствование этого слова из тюркских языков. Существо, называемое албасты (албасти, алвасти, албассы, албарсты, алмасты и т.п.), было известно у турок, казанских, крымских и западносибирских татар, казахов, башкир, тувинцев, алтайцев, узбеков, туркмен, таджиков, киргизов, азербайджанцев. В поверьях этих народов албасты выступал как злой дух, женское демоническое существо, имеющее обычно облик огромной уродливой женщины с длинными распущенными светлыми волосами, спускающимися до земли руками и длинными грудями, закинутыми за спину (облик, свойственный славянским русалкам и лешачихам).

Albast? ~ Almast? - в мифологии турок, казанских, крымских и западносибирских татар, казахов, башкир, тувинцев, алтайцев, узбеков (албасты, алвасти), туркмен (ал, албассы), киргизов (албарсты), каракалпаков, ногайцев (албаслы), азербайджанцев (хал, халанасы), кумыков (албаслы къатын), балкарцев и карачаевцев (алмасты ~ алмосту) злой демон, связанный с водной стихией. У турок назывался также ал, ал-ана, ал-кары, ал-кузы, у тувинцев и алтайцев - албыс, у казахов, каракалпаков, киргизов, узбеков - марту (мартуу, мартув, мартук), узбеков Зеравшанской долины - сары кыз («жёлтая дева»), у западносибирских татар - сары чэч [«желтоволосая (дева)»].

А. обычно представлялся в облике уродливой женщины с длинными распущенными светлыми волосами и такими длинными грудями, что она закидывает их за спину. Существовали поверья, что А. может превращаться в животных и в неодушевлённые предметы. Казанские татары считали, что А. принимает облик воза, копны сена, ели. Азербайджанцы иногда представляли А. с птичьей стопой, в некоторых казахских мифах у неё вывороченные ступни или копыта на ногах. Согласно тувинским мифам, А. имеет один глаз во лбу и нос из камня (или красной меди) либо у неё на спине нет плоти и видны внутренности (это представление встречается и у казанских татар). По представлениям западносибирских татар, на руках у А. острые когти. Киргизы и казахи различали чёрную (кара), наиболее вредоносную, и жёлтую (сары), или вонючую (сасык), А. Обычные атрибуты А. - магическая книга, гребень, монета. В кумыкских мифах у А. есть муж - дух темир тёш («железная грудь»), в казахских - леший сорель. В казахском фольклоре женщина с острыми медными когтями - jez-t?rnaq, живущая в пещере среди безлюдной холмистой степи.

По представлениям большинства народов, А. обитает вблизи рек или других водных источников и обычно является людям на берегу, расчёсывая волосы. Считалось, что А. может наслать болезнь, ночные кошмары, но в особенности вредит роженицам и новорождённым. В турецких, азербайджанских, киргизских, казахских и некоторых других мифах она крадёт лёгкие (или печень, сердце) роженицы и спешит с ними к воде. Как только А. положит их в воду, женщина умрёт. Казанские татары считали, что иногда А. пьёт кровь своей жертвы. Распространены представления о её любви к лошадям. А. по ночам ездит на них, заплетает им гривы. Согласно некоторым турецким, казахским, кумыкским, ногайским, тувинским поверьям, А. может вступать в сексуальную связь с человеком. Например, в тувинских мифах А., сожительствуя с охотниками, посылает им удачу, поит своим молоком и кормит мясом, которое отрезает от рёбер. А. можно подчинить человеку, для этого нужно завладеть её волосом (у туркмен и узбеков - ещё и каким-либо из принадлежащих ей предметов, магической книгой, гребнем или монетой). У турок считалось, что достаточно воткнуть в одежду А. иглу, и она становится покорной и выполняет все приказания. Человек, подчинивший А., или шаман может прогнать А. от роженицы. У карачаевцев, балкарцев, ногайцев, кумыков считалось, что усмирённая А. помогает по дому- по поверьям туркмен и узбеков, А. способствует обогащению своего хозяина, помогая ему излечивать заболевших по её вине людей.

Образ Албасты восходит к глубокой древности и проник в разной время в мифологию многих народов, вступавших в контакт с тюркоязычными этносами: албасти - у таджиков, ал паб - у лезгин, али - у грузин, ол - у татов, ала жен - у талышей, hал - у удин, hал анасы (алк) - у курдов, алг (мерак) - у белуджей, алы (алк) - у армян, алмазы - у ингушей и чеченцев, алмас - у монгольских народов и некоторые другие.

P.S. У якутов, возможно, это - абаасы либо девка Илбис.


«Тута камышами по ночам албаста шатается» (Перм.), «Смотрю, ан за ериком-то дева — знать лобаста — нагишом, чешет черепицу, а волосики то долготные-предлинные, а тело-то лохматое-прелохматое- да как захохочет, да в ладоши двинуть — они и пуще того перетрусить: как бы не защекотала» (Астр.).

Образ «албаста», по-видимому, заимствован у тюркских народов. В Астраханской и Вятской губерниях албасту описывали как русалку, но русалку «чудовищную», отталкивающего образа нагую матрону со крупными титьками и нескончаемыми космами влас. Как и русалка, албаста нередко сидит у реки или озера на камне, расчесывая распущенные волосы. При появлении субъекта шибает в воду и скрывается.

Лобаста, лобоста, лопаста — несколько измененное название той же самой «жуткой» русалки. Эту русалку, которую в многих местах Руси отождествляли со водянихой, лешачихой, болотницей, в Тверской зоны описывали так: «лобаста — нагая особа», «с отвислыми, приблизительно в аршин, грудями, закинутыми порой за плечи на спину, и с косами, достигающими до земли Она проживает в громадных захолустьях, озерах и омутах. Наводит ужас на людей, захватывает несчастных, беззаботно следующих мимо ее жилья, затаскивает в захолустье и щекочет сосками своеобразных грудей, щекочет целый час - до самой гибели жертвы». Щекотка - излюбленное «дело» лесных и водяных существ. Тем не менее вышеописанный ее прием не присущ для севернорусских или великорусских поверий.

В неизвестных регионах Простой и Нижней Волги (в Саратовской, Астраханской губерниях) лобосту описывали как женщину здоровенного роста - «мерой от неба до земли». Туловище ее — тусклая масса, голова косматая, с оскаленными клыками, конечности длинные, пальцы скрючены. Лобоста является в бурю. Она возникает из тучи, оглушительно насмехаться. Встреча со нею смертельно опасна.

У гребенских казаков (Сев. Кавказ): лабаста - нагая женщина с отвислыми грудями, закинутыми на спину. Живет в болотах, омутах, щекочет путников до смерти.

В мифологии северных алтайцев: мифические существа "алвун" (туба) или "албан" (челканцы) - их образ антропоморфен. Этих духов представляли в виде красивых девушек. Однако, согласно народной молве, они были очень тоненькими и быстро бегали. Вместо ногтей у них были длинные как ножи когти. Имеется также единичное указание, что "алвун / албан" обладали настолько большими грудями, что при стремительном передвижении они их забрасывали на свои плечи.

Албасты у казахов:

Сеит Каскабасов «ХИКАЯ» (Статья из монографии «Ой?рiс»). Перевод Шахимардена Кусаинова.

Проанализируем еще одно сюжетное поверие:

«Жил в Ак-Мечети бий (судья) Нурпеис. Случилось так, что его супруга, родив ребенка, потеряла сознание. В это время в то помещение, в котором она лежала, вбежала лисица. Один из собравшихся у дома мужчин увидел её, предположил, что это албасты, и попытался выгнать прочь. Лисица выскочила из дверей с легким роженицы в зубах и бросила его в полноводную реку. В этот же миг лежавшая без сознания женщина умерла» [2].

Албасты – здоровенная простоволосая девка с медными когтями и огромными грудями, заброшенными за плечи. Она вредит беременным и роженицам и, соответственно, каждому человеку с момента рождения.

Астраханская губерния, Ахтуба, среди карагачей – осколков ногайцев:

Женщинам особенно вредит албасты – существо женского же пола. Смертный исход во время родов – дело рук албасты. Водится в песках, окаймляющих тогай – место карагчской летовки. Видеть ее можно в полдень. Ростом один аршин, ноги в один вершок. Безобразно отвисшая грудь при бегстве забрасывает через плечи на спину. Ходит пятками вперед, ступнями назад. Старику Мурзали Салихову (из Айсапая), когда он будучи джигитом 18 лет, настегал албасты гашником, та дала слово никогда не вредить его родственникам. Обещание выполняет честно. Больше того, если семья, в которой ожидается прибавление семейства, одолжится у старика Салихова (161) – чапрашкой, роды в таком случае проходят весьма благополучно. Есть еще мужчина, имевший случай познакомиться с албасты, но знакомство это осталось без практических последствий.

В нашем краю близ озера Алаколь и по всему району все старики знают о произошедшем до советской власти случае. В ауле было несколько землянок и каждый знал другу друга. В один день при тяжелых родах женщины стояли у двери дома (дежурили). В это время в дом прошмыгнула незнакомая девушка, когда женщины спохватились и вбежали в дом, то увидели задыхавшуюся роженицу. Девушка выбежала из дома и побежала прочь, в открытое поле. Женщины стали звать мужчин на помощь с криками "сайтан, сайтан!" (чертовка), но никто из мужчин не рискнул гнаться за нечистой силой. На лошадь вскочил мой дед и на виду у всех догнал ее и стал стегать камчой, та взмолилась что никогда не придет в аул и тем более не приблизится к его потомкам и отдала ему свой алтын те?ге (золотой тенге, рубль), который якобы есть у каждого их рода и хранится под языком в подбородке. После чего девушка исчезла, а дед горделиво показал всем тенге. До сих пор старики когда распрашивают меня чей ты сын и откуда начинают вспоминать "Е-е, сайтанны? те?гесін ал?ан кісіні? немересісін ?ой" (А-а, ты оказывается внук человека, отнявшего у черта золотой тенге).
Здесь я думаю по правилам местного диалекта и местным представлениям албасты называется сайтан.


Албасты в мифологиях различных народов

Образ Албасты восходит к глубокой древности и встречается в мифологиях многих народов. Албаста встречается в мифологии турок, казанских, крымских и западносибирских татар,чувашей, казахов, башкир, тувинцев, алтайцев, узбеков (албасты?, алвасти?), туркмен (ал, албассы?), киргизов (албарсты?), каракалпаков, ногайцев (албаслы?), азербайджанцев (хал, халанасы?), кумыков (албаслы? къаты?н), балкарцев и карачаевцев (алмасты?), таджиков (албасти), ягнобцев (албасты или олбасты), лезгин (ал паб), грузин (али), татов (ол), талышей (ала жен), удин (hал), курдов (hал анасы, алк), белуджей (алг, мерак), армян (алы, алк), ингушей и чеченцев (алмазы), у монгольских народов (алмас), якутов (абаасы, т.ж. девка Илбис), башкир (албасты) и некоторых других народов.

Об этой встрече Тургенев рассказал Мопассану и Флоберу. Позже Мопассан описал этот случай в своей новелле "Ужас", где геной не вымышелнный, а сам И.С.Тургенев."

"Будучи еще молодым, он как-то охотился в русском лесу. Он бродил весь день и к вечеру вышел на берег тихой речки. Она струилась под сенью деревьев, вся заросшая травой, глубокая, холодная, чистая. Охотника охватило непреодолимое желание окунуться в эту прозрачную воду.

Раздевшись он бросился в нее. Он был высокого роста, силен, крепок и хорошо плавал. Он спокойно отдался на волю течения, которое его тихо уносило. Травы и корни задевали его тело, и легкое прикосновение стеблей было приятно. Вдруг чья-то рука дотронулась до его плеча... Он бысто обернулся и увидел странное существо, которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое, морщинистое, гримасничающее и смеющееся лицо.Что-то неописуемое - два каких-то мешка, очевидно груди - болтались спереди- длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной.
Тургенев почувствовал дикий страх перед сверхестественным. Не раздумывая, не пытаясь понять, осмыслить, что это такое, он изо всех сил поплыл к берегу. Но чудовище плыло еще быстрее и с радостным визгом касалось его шеи, спины и ног. Наконец молодой человек, обезумевший от страха, добрался до берега и со всех ног пустился бежать по лесу, бросив ружье и одежду. Страшное существо бежало за ним- оно бежало также быстро и по-прежнему взвизгивало. Обессиленный беглец - ноги у него подкашивались от ужаса - уже готов был свалиться, но тут прибежал вооруженный кнутом мальчик, который поблизости пас стадо коз. Он стал хлестать отвратительного человекоподобного зверя, который пустился наутек, издавая крики боли. Вскоре существо, похожее на самку гориллы, исчезло в зарослях".

А вот еще,



Баварский солдат Иоганн Шильтбергер на протяжении 30 лет (с 1396 по 1427 гг.) пребывавший в плену у турок и тимуридов, был подарен одним из тимуридов Абубекром могущественному Бию Золотой Орды знаменитому Едыге бию. Возвратившись позже на родину, он изложил свои воспоминания в «Книге путешествий». Там, он пишет, как однажды вместе с Едыге бием побывал в стране, «которая называется Сибирь» и где «живут дикие люди». Из ставки Едыге на Волге они добирались до Сибири два месяца. «Владетель упомянутой страны подарил Едигею двух диких людей – мужчину и женщину» (Алексеев М.П., Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей: введение, тексты и комментарии, т.1, 13-17 вв., Иркутск, 1932, стр.52-53).



В другой раз казакам (АКБ: Ермака осенью 1582 г.) на земле вогулов повстречался какой-то лесной великан – человекообразное существо ростом около двух метров, - который мог одновременно задушить десять человек. Пришлось застрелить его из пищалей (Садовников Д. Наши землепроходцы: Рассказы о заселении Сибири (1581-1712 гг.). – М., 1905, с.31).


Кстати, в прежние времена казахи восточного региона нашей республики называли человекоподобных существ сложным словом kisi-giyik ( < kisi 'человек' + kiyik 'дикое животное'). Это архаическое словесное обозначение неуловимой божьей твари, известной в миру как yeti, big-foot и "снежный человек" (следовательно, особь женского пола будет именоваться "снежной бабой"?).
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу