Divider

ИРОДОВЫ ДОЧЕРИ - СЕСТРЫ ТРЯСОВИЦЫ.

МИМИР

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.958
Реакции:0
Баллы:36
ИРОДОВЫ ДОЧЕРИ - СЕСТРЫ ТРЯСОВИЦЫ.

В традиционной славянской культуре лихорадки персонифицировались в образе женских демонических существ. Обычно считали, что существует много лихорадок: 7, 9, 12, 40, 77 или 99. Лихорадок считали сестрами. Их имена часто отражают действие, которое болезнь оказывает на человека. Тресея вызывает дрожь, Огнея бросает больного в жар, а Ледея – в холод, Ломея ломает, Желтея вызывает желтый цвет кожи и так далее.

Порою лихорадок называли также трясовицами или Иродовыми дочерями – традиция называла их отцом царя Ирода, а причиной их превращения в демонов – наказание за оскорбление Иоанна Крестителя или за его гибель. Терские казаки, например, рассказывали, что 77 дочерей Ирода, встретив Иоанна, стали над ним насмехаться, а он за это их проклял и вселил болезнь, которая трясет, корчит, ломает, знобит и сушит.

Каноническим борцом с Иродовыми дочерьми апокрифы рисуют Св. Сисиния. Его культ распространился из Греции по самым разным уголкам средневекового христианского мира. Его изображения и молитвы ему известны и у сирийцев на Ближнем Востоке, и у коптов в Северной Африке, и у болгар и румын на Балканах. Он один из сорока мучеников севастийских, стал восприниматься восточными славянами как избавитель от лихорадки. Ближневосточный образ святого Сисиния – это воин, который побеждает женского демона.
На Руси же Сисиний предстает в облике благочестивого старца, по молитве которого архангел Михаил (или Сихаил) побеждает лихорадок. Обычно в заговорах рассказывалось, что Сисиний, сидя на горе Синайской творит молитву, Иисус посылает своего архангела, который, встречая лихорадок, спрашивает, как их зовут. Лихорадки перечисляют свои имена и рассказывают, как каждая из них мучит человека. Архангел бьет лихорадок, а те клянутся, что не подступятся к дому, где будет упоминаться имя архангела.

Тексты этих апокрифических молитв-заговоров влияли и на иконописные сюжеты. Есть описания 16 икон, изображающих, как архангел Михаил (Сихаил, Рафаил) побивает 7 или 12 лихорадок. Написаны были эти иконы от XVII до XIX века. На них был изображен святой Сисиний, возносящий молитву к нарисованному в верхней части иконы Иисусу Христу. Иногда рядом есть другие святые. С другой стороны иконы находился архангел, поражающий копьем или трезубцем лихорадок (реже архангел бьет их розгами).

Сами лихорадки, нарисованные в нижней части, имели вид обнаженных дев, часто с разными демоническими атрибутами: кожистыми крыльями, остроконечными головами и так далее. Фигуры дев-лихорадок чаще всего значительно меньше размером, чем Сисиний и архангел. Размещаются лихорадки обычно в пещере или водоеме. Девы-лихорадки на иконах разноцветные: красные, зеленые, желтые...

Кроме икон этот сюжет обнаруживался и в иллюстрированных рукописях. В одной из них дева-лихорадка в ярко-красном платье держит на руках маленького человечка, объятого пламенем. Ее поза напоминает мать, держащую младенца, однако у человечка есть борода, а согнутые в локтях руки он поднимает в ужасе. Видимо, это образ человека, охваченного болезнь. Иллюстратор снабдил эту часть рисунка подписью: «Яко пещь распаляет дровами, тако я распаляю у человека все члены и кости».

Такие иконы встречались в Владимирской, Тверской, Московской и Орловской губерниях. Основным центром их изготовления была Владимирская область. Он встречался в Новгороде в XIV веке. Подобная икона присутствует на знаменитом складне мастера Лукиана (1413 год), хранящемся в Оружейной палате. Но в этом сюжете отсутствовали девы-лихорадки.
 

МИМИР

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.958
Реакции:0
Баллы:36
ЗАГОВОРЫ ОТ НЕЯСНОГО НЕДУГА, ЛИХОРАДКИ.

Народная медицина имело в своем арсенале немало магических методов избавления от лихорадки, но основным средством выступали заговоры.

Одним из самых верных заговоров считалось перечисление имен всех лихорадок. Списки этих имен хранили в домах и носили на груди в мешочке.

Было и немало апокрифических молитв, выступавших в качестве заговоров против лихорадок. Интересно, что самыми древними дошедшими до нас текстами восточнославянских заговоров были именно заговоры против лихорадки. Они найдены в новгородских берестяных грамотах. В грамоте 734, датируемой рубежом XII и XIII веков, написано:

«сихаїлъ сихаїлъ сихаїлъ
аньгѣлъ аньгѣлъ аньгѣлъ
гидьнь гѣ има аньгѣла»

(Архангел Сихаил – как мы увидим ниже, частый герой таких заговоров).

Текст берестяной грамоты 715 (XIII век) в переводе на современный русский язык звучит так:
«Тридевять ангелов, тридевять архангелов,
избавьте раба Божия (Имя) от трясовицы
молитвами святой Богородицы».

Подобные заговоры часто встречаются в рукописных, а затем и в печатных сборниках молитв, различных лечебниках, травниках и черных книгах. Апокрифические тексты и заговоры официально осуждаются церковью, но всё равно имеют очень широкое применение среди знахарей.

Например, такой заговор дает Мастер Степанова: Если человек долго болеет, а врачи никак не могут поставить диагноз, можно попробовать прочитать на него особый заговор от неизвестной хвори (после этого болезнь должна отступить). Итак, знахарь просит больного сесть на табурет лицом на восток. После этого он обходит вокруг него, держа в руках горящую свечу и читая следующий заговор:

Я (имя знахаря) Господа Бога прошу,
Матерь Божью помочь уговариваю,
Раба Божьего (имя больного) заговариваю:
От верченой, от крученой,
Сердечной и поперечной,
От двенадцати огневиц,
От двенадцати трясовиц,
От краснухи, почесухи, желтухи,
От колотья и ломотья,
От дерганья и морганья,
От глухоты, от слепоты, от нутряной маеты,
От которых знаю, от коих не знаю.
Как все эти хвори к рабу Божьему (имя) пришли,
Так бы той же дорогой от него бы ушли.
Слово мое крепкое, крепче булату, тяжельше укладу.
Ни на день, ни на час,
А ныне и присно и во веки веков. Аминь.
 

Каржак

Большая благодарность за материал! Как раз изучал метод порчи, где были даны имена, только теперь узнал чьи именно!
 

Yaroslava

Well-Known Member
Регистрация:3 Июн 2014
Сообщения:2.822
Реакции:0
Баллы:0
Уважаемый МИМИР, спасибо за интересную и познавательную статью! Прошу уточнить, что значит "8" в нижней строке заговора "Ни на день, ни на час,8", именно так и читать?
С уважением!
 

МИМИР

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.958
Реакции:0
Баллы:36
Yaroslava написал(а):
Уважаемый МИМИР, спасибо за интересную и познавательную статью! Прошу уточнить, что значит "8" в нижней строке заговора "Ни на день, ни на час,8", именно так и читать?
С уважением!
Уважаемая Yaroslava, это опечатка. Буду очень признателен уважаемым модераторам если они исправят текст.
 

Yaroslava

Well-Known Member
Регистрация:3 Июн 2014
Сообщения:2.822
Реакции:0
Баллы:0
Уважаемый МИМИР, благодарю за ответ!
С уважением!
 

Занция

Well-Known Member
Регистрация:18 Июл 2013
Сообщения:432
Реакции:2
Баллы:0
Адрес: Беларусь
Уважаемый Мимир,
с большим интересом прочитала Вашу статью и узнала много нового для себя. Я всегда думала, что Иродовых дочерей бывает только двенадцать, по крайней мере, в заговорной практике попадалось только это число. (например, простой старый заговор от лихорадки: "Мать ты моя, вечерняя звезда, жалуюсь я тебе на двенадцать девиц, Иродовых дочерей. Избави!"). И еще не знала, что даже иконы существуют с таким сюжетом, всегда он мне казался скорее апокрифичным.
Огромное Вам спасибо за такой познавательный материал!
 

Триптих

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:285
Реакции:1
Баллы:0
Уважаемый Мимир,благодарю за интересный материал и подход.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу