Divider

Свет Мухаммада ( сас ) 2

RIGDEN

Administrator
Регистрация:28 Июн 2016
Сообщения:1.293
Реакции:102
Баллы:48
Итак, Аллах сотворил свет Мухаммада, Фатимы и Имамов его рода (мир им всем) прежде творения Трона, Престола и любых других вещей, а потом создал все другие вещи из их света. Поэтому вся иерархия творений – это сияние от изначального света, затем сияние от сияния, потом сияние от сияния от сияния и так далее.

И этот свет Мухаммада также называется «водой», которая есть свет светов и выпадает из «тяжелых облаков» Замысла Аллаха (машийа) на «бестравную землю» (арду ль-джузур) потенциальности, создавая все вещи: «И Трон Его был на воде» (11: 7). Вот почему в некоторых риваятах «первым творением» называется вода, как, например, в «Таухиде» Садука от Имама Бакира (А): «Аллах – да возвеличится Его поминание! – был, и не было ничего, кроме Него. И Он был велик, но не существовало величия, ибо Он был прежде Своего величия, и таково Его слово: “Пречист твой Господь, Господь величия. Превыше Он того, что Ему приписывают” (37: 180). И был Он творящим, но не было творения. Первым же, что сотворил Он, было то, в чем содержатся все вещи, и это – вода». Сказал спрашивающий: «Он сотворил всякую вещь из предшествующих вещей или из ничего?» Имам (А) сказал: «Он сотворил вещи из ничего, и не было вещей, которые были бы раньше. Если бы Он сотворил вещи из (предшествующих) вещей, то для них не существовало бы исчезновения никогда. И тогда наряду с Аллахом было бы еще нечто, тогда как наряду с Аллахом нет ничего. И Он сотворил вещь, в которой содержатся все другие вещи, и это – вода» («Таухид», хадис 55).

И «вода», выпадающая из облаков Замысла, — это слова, которые рождают смыслы на «бестравной земле» потенциальности, орошая её, и ты поймёшь это, если задумаешься над началом суры «Калам»: «Нун. Клянусь письменной тростью и тем, что пишут» (68: 1). Сказал Имам Казым (А): «Нун – это имя Мухаммада», то есть реальность Мухаммада (С).

Итак, «вода» тут – это тот же свет мухаммадов, или бытие, до которого не было бытия, потому что Аллах выше бытия. Как говорит Имам Садык (А): «Так хвала Аллаху, Который был прежде, чем было всякое “было”, и не существовало для Его описания “было”! Был Он изначальным и сущим (каин), но не сформировал Его существование некто формирующий, да вознесется Его величие! Но Он сформировал (каууана) все вещи прежде их существования (каун), и были они такими, какими Он их сформировал. Он знает то, что было и то, что будет. Он был, когда ничего не было, и не было говорящего, который сказал бы об этом, – Он был, когда не было бытия» («Таухид» Садука, хадис 52).

И отсюда следует принципиальная ложность доктрины «вахдату ль-вуджуд» («единства бытия») в любых формах, потому что нет ничего общего между бытием творения и бытием Творца, и Творец – выше бытия. Первым же абсолютным бытием, от которого произошло всё другое бытие, был свет Мухаммада, через который исполняется сотворённый Замысел Аллаха (машийа). И это абсолютное бытие (вуджуд мутлак), то есть бытие без условий и ограничений (не созданное через какое-то другое бытие), является носителем абсолютного вилаята над творением, то есть власти над всеми вещами, сотворёнными Аллахом. И сказать «реальность Мухаммада» и сказать «абсолютный вилаят» — значит сказать одно и то же. Эта реальность и этот вилаят – действие и повеление Аллаха, через которое есть всё, что есть, в мире проявленного бытия. А не так, как говорят суфии, что Сам Аллах есть действие и результат действия, и Тот, Кто действует, «един» с тем, кто получает воздействие, и это – чистый куфр.

Если же кто-то скажет: «Каким образом Аллах выше бытия? Разве Он Сам не имеет бытия, разве Он не “есть”? Разве Его нет?», то на это следует сказать, что Аллах, в отличие от Своего творения, описывается через соединение противоположностей и снятие их, в то время как для творения это невозможно и называется «противоречием правилам логики». Ибо невозможно в отношении любой тварной вещи сказать, что она одновременно «близка» и «далека», «высока» и «низка». Однако Аллах – Далёкий и Близкий, Высокий и Низкий, Скрытый и Явный, Первый и Последний. И «соединение противоположностей» в отношении Аллаха означает, что Он Далёкий и Близкий одновременно, а «снятие противоположностей» значит, что в действительности Он не далёкий и не близкий, потому что Он близок точно так же, как и далёк, а далёк точно так же, как и близок, а потому «Далёкий» здесь значит «Близкий», а «Близкий» значит «Далёкий». И это – особая логика, противоречащая той, которая действует в отношении творения, применимая только к Вечному. Аллах описывается через соединение противоположностей в смысле снятия противоположностей и через снятие противоположностей в смысле соединения противоположностей. Отсюда ясно, что когда мы говорим о «бытии» Аллаха, это бытие не имеет ничего общего с бытием творений, и Аллах выше любого бытия. Как сказал Имам Реза (А): «Его суть – это разделение между Ним и творением, Его возвышенность – это разграничение между Ним и тем, что кроме Него» («Таухид» , хадис 37). Или как говорит Имам Садык (А) в уже приведённом хадисе: «Так хвала Аллаху, Который был прежде, чем было всякое “было”, и не существовало для Его описания “было”!.. Он был, когда не было бытия».

Бытие само по себе создаётся через Замысел Аллаха, который вызывает все вещи из небытия к бытию. Имам Реза (А) говорит Йунусу о Замысле: «Знаешь ли ты, что такое Замысел? Это – первое упоминание (зикр авваль)» («Кафи», том 1, С. 157). И первое упоминание вещи Аллахом – это упоминание её бытия, и вызывание вещей к бытию – это и есть Замысел. Таким образом, Аллах создаёт бытие вещей, а не рисует вещи на Своём собственном бытии, как воображают себе суфии.

И это бытие всех вещей – от первого разума до сырой земли – есть свет Мухаммада и рода Мухаммада (С), ибо этот свет есть то, из чего сотворены все вещи, как сказано во многих риваятах. И именно поэтому через Мухаммада и род Мухаммада (С) «плодоносят деревья, восходят плоды, текут реки и растут травы»: их свет есть основа самого бытия «деревьев, плодов, рек и трав», через которую (эту основу) исполняется Замысел и повеление Аллаха. Реальность Мухаммада (С) – это величайший Посредник, без которого не был бы реализован Замысел, также как светильник не мог бы гореть без масла. Как сказал Аллах: «Масло её готово воспламенится, хотя бы его и не коснулся огонь» (24: 35), уподобив в этом аяте мухаммадову реальность маслу. Замысел Аллаха есть действие Аллаха, а реальность Мухаммада (С) – первое творение этого действия, в связи с которым исполняется само действие как таковое, подобно тому как жар огня исполняется на том железе, которое он нагревает. Жар не может быть познан и исполнен сам по себе: только по нагреванию железа он осуществляется как жар, потому что огонь не может жечь сам себя.

Мудрость Ахль уль-Бейт (А), далее, отвергает не только суфийский пантеизм с его «вахдату ль-вуджуд», но и основу философии, идущую от Платона и Аристотеля, с её приоритетом разумных прообразов вещей. Со времени Платона считалось, что первым творением был ряд «умных сущностей», которым уже затем даётся бытие, тогда как мудрость Откровения ставит на первое место волю Бога и говорит, что Бог сначала создаёт бытие, а не прообразы вещей. Сущности сотворены из Первоматерии, она же – Первосвет и Первооснова, она же – мухаммадова реальность, посредством божественной воли. И в этом в действительности состоит противоречие школы философии школе Откровения, где Бог может сделать невозможное с точки зрения разума, – вопрос, на котором мы не будем здесь более подробно останавливаться, потому что он требует длительного разбора.

Тут важно только то, что – вкратце — мудрость Ислама (хикмат), выраженная в аятах Корана и хадисах Ахль уль-Бейт (А), является принципиально несуфийской и нефилософской, то есть построенной на совершенно других основаниях, как ещё прояснится в ходе дальнейшего изложения.

Хадисы о том, что первым творением Аллаха являлся разум, имеют в виду первое творение в ограниченном (проявленном) бытии (вуджуд мукайад) — то есть бытии, имеющем форму и вид. Оно начинается с разума, который есть белый свет, ангел и верхний правый столп Трона, идёт к Трону, Престолу, семи небесам и заканчивается сырой землёй (сара) — тогда как выше разума располагается абсолютное бытие (вуджуд мутлак), и это – свет Мухаммада и его иерархии, и это – мир повеления, и это – сифаты действия Аллаха. Земля же потенциальности (арду ль-джуруз) является перешейком между этими двумя видами бытия.

По-другому абсолютное бытие и проявленное бытие можно назвать «миром повеления» (аламу ль-амр) и «миром творения» (аламу ль-хальк) соответственно, как сказал Аллах: «Ему принадлежит творение и повеление: пречист Аллах, Господь миров» (7: 54). И в этом мире повеления Замысел Аллаха (машийа) есть чистое действие, то есть сам процесс написания, потому что Аллах не думает и не медлит, создавая что-то, тогда как мухаммадов свет – это то, чем пишут, и одного не существует без другого. Поэтому Имам Казым (А) сказал о букве «нун» (ن) в начале суры «Письменная трость», что это – имя Мухаммада, и это – первый чернильный прибор, «и чернила — из света, и трость — из света, и скрижаль — из света». Соответственно, мир творения есть результат написания.

Время этого абсолютного бытия (Первобытия), то есть мухаммадова света, или – иначе — Замысла, который исполняется через мухаммадов свет, или мира повеления, или мира действия Аллаха, – это время сармади. Непереводимым словом «сармад» в арабском называют то, что имеет начало, но не имеет конца, в отличие от «азали» и «абади» («вечный»), то есть того, что не имеет ни начала, ни конца. Начиная с первого разума и Трона начинается время дахри, то есть тонкое время, текущее для того, что не имеет материи, например, духа, разума или души. Это смысловое время отмечает перемещение явлений, лишённых телесности, в духовном пространстве, то есть изменение состояний. Разница между сармади и дахри в том, что первое — время действия, а второе – время результатов действия. Наше земное время является временем замани, посредством которого характеризуется перемещение телесных вещей в физическом пространстве. Время сармади составляет внутренность и дух времени дахри, а время дахри составляет внутренность и дух физического времени. Чем ближе к началу временного потока, тем тоньше и менее материально то, что к нему приближается. Поэтому вход во время сармади даёт присутствие во всех точках времени дахри, и так же – со временем дахри относительно земного времени. Поэтому повелитель верующих (А) сказал: «Если бы не изменение предписания Аллаха, я рассказал бы вам обо всём, что было и будет до Судного Дня».

Иначе говоря, время как бы течёт сверху вниз, подобно водопаду, превращаясь на ближних небесах в циклическое движение небесных сфер и светил, а на земле – в череду изменений и физических метаморфоз. Все сроки, указанные в риваятах при описании небесных событий, имеют в виду время дахри и сармади, а не замани. После зухура Имама Махди (А) и особенно в эру раджаата земное время изменит свой характер, как это следует из ряда риваятов, став более тонким, то есть частично перейдя в духовное время дахри.

Разница между временем и пространством на земле и в дахре в том, что у нас перемещение во времени и пространстве связано с физическими координатами, а в дахре оно связано с состояниями. Изменение состояния, например, переход от любви к гневу, и означает перемещение в пространстве и времени. Это как если бы те, кто испытывает симпатии друг к другу, мгновенно собирались в одном месте, а те, кто ненавидит друг друга, сразу же расходились в пространстве и времени. На изменение течения времени в эпоху зухура и раджаата указывает ряд риваятов, которые говорят о мгновенных перемещениях или о том, что верующие будут видеть друг друга, где бы они ни находились. Обычно такие хадисы толкуются как указание на современную науку и технику (компьютер и т.п. ), тогда как на самом деле они имеют в виду гораздо более глубокие вещи: изменение фундаментальных законов этого мира, в частности, законов пространства и времени. И, как можно понять, сначала это изменение охватит узкую группу людей – то есть верующих, — а потом остальное человечество и, наконец, весь мир. Равным образом и такие явления раджаата, как возвращение умерших и повторение исторических событий, тоже сопряжены с трансформацией пространства и времени.

Далее, Замысел Аллаха (машийа) переходит в Волю (ирада), Воля – в Предопределение (кадар), Предопределение – в Решение (каза), Решение – в Подпись (имза), как сказал Имам Реза (А): «Знаешь ли ты, что такое Замысел? Это – первое упоминание (зикр авваль). Знаешь ли ты, что такое Воля? Она – намерение (‘азимат) на то, что Он пожелал (замыслил). Знаешь ли ты, что такое Предопределение? Это – построение (планировка или чертёж – хандаса) и установление границ для пребывания и исчезновения...» («Кафи», том 1, С. 157).

И Замысел, как мы сказали, — это «первое упоминание» вещей по их бытию, через которое рождается само бытие, которое до этого было небытием: «И сотворил все вещи из небытия», как говорится в дуа «Джаушан кабир». Но вещи не пребывают в Замысле сформированными и определёнными. Если ты возьмёшь перо и обмакнёшь его в чернила, то в этих чернилах будет содержаться любое возможное имя, какое ты можешь написать, в его бытии, но не в его сущности. Первым действием Аллаха является создание бытия, а не сущностей и форм, что видно уже из аята о творении: «Когда Он решит какое-то дело, говорит ему: “Будь” — и вот оно есть» (19: 35). И это бытие есть Первооснова, или первый свет, или реальность Мухаммада (С): «Аллах есть свет небес и земли. Пример его света – как ниша...» (24: 35).

Воля же (ирада) – это «намерение на то, что Он пожелал», или «второе упоминание», определяющее сущность вещей. Через Волю вещи, упомянутые в Замысле по их бытию, получают бытие по своей сущности. И в «первом упоминании» все вещи равны и просты, не отделены друг от друга, а «второе упоминание» — это место мира зарр, когда Аллах рассеял творения перед Собой и сказал: «Разве Я не ваш Господь», и Мухаммад – не ваш Пророк, а Али – не ваш Имам? (7: 172), и в соответствии с их ответом они получили свои сущности и отделились друг от друга. Пишущий, когда желает написать что-то, сначала создаёт чернила, а потом пишет ими отдельные слова. И «чернила» — это первое творение, до испытания равное перед Аллахом, а «написание» — это второе творение, после испытания, в зависимости от их выбора, и в нём было предопределено счастье или несчастье (подробнее об этом см. статью о сотворении человека).

Как сказал Посланник Аллаха (С): «Несчастный стал несчастным еще в животе матери, и счастливый стал счастливым еще в животе матери» («Таухид», хадис 437). И как сказал Имам Садык (А): «Поистине, Аллах создал счастье и несчастье прежде создания творения (то есть второго творения), и кого Аллах знает счастливым – никогда Он не возненавидит его. И если он совершит зло, Аллах возненавидит его деяние, а не его самого. И кого Аллах знает несчастным – Он не возлюбит его никогда. Если он сделает добро, Аллах возлюбит его деяние, но будет ненавидеть его самого за то, к чему он в итоге должен будет прийти. Если Аллах возлюбил что-то, то никогда не возненавидит это, а если возненавидел что-то, то не никогда возлюбит это» («Таухид», хадис 439).

Слово «мать» в словах Посланника Аллаха (С) имеет несколько толкований, одно из которых состоит в том, что «мать» — это форма, или сущность вещей, тогда как «отец» — это первоматерия, или свет, или бытие, как мы уже говорили, — свет, который предшествует всем формам и сущностям. Как сказал Аллах: «Он сотворил вас из одной души (или сущности — нафс) и создал из неё пару ей» (4: 1).

Предопределение же к счастью или несчастью совершается в чреве матери, то есть на той стадии, где из Первосвета бытия посредством испытания Аллаха рождаются формы и сущности. Это подобно тому, как дерево само по себе не может иметь блага или зла: оно становится таковым, лишь приобретая форму, то есть когда из него делают, например, дом или идола, и первый служит благу, а второй служит злу.

Испытание в мире зарр касалось всех творений, и в соответствии со степенью восприятия ими действия Аллаха, которое есть свет Аллаха, были сотворены их сущности или формы во втором творении. Это подобно соотношению «ломания» и «поломки»: второе является ответом на первое и его результатом. Аллах сотворил творение, и ответом творения на его сотворение было то, что названо испытанием в мире зарр.

Таким образом, сущность сама по себе есть сторона мрака, аспект восприятия света со стороны самой вещи, которое (это восприятие, то есть ответ Аллаху) определило его местоположение во втором творении. Иначе говоря, сам выход в оформленное бытие зависел от ответа на вопрос: «Разве Я не ваш Господь, и Мухаммад – не ваш Пророк, и Али – не ваш Имам?», и в соответствии с ответом каждого ему была дана его форма. И те, кто отверг языком и сердцем, стали шайтанами, и те, кто принял языком и сердцем – людьми, и те, кто принял языком, но отверг сердцем – подобиями людей с внешним обликом человека, но внутренним обликом шайтана. И Аллах не сотворил никого иначе как такими, какими они сами выбрали себя, а если бы сотворил их иначе, то это были бы не они. Как сказано: «Мы воздадим им за описание их, и Аллах – Мудрый, Знающий» (6: 139); «Аллах наложил печать на них за их неверие» (4: 155) – то есть сначала было неверие, а потом наложение печати, а не наоборот. «И вот назначили Мы каждому пророку врагов — шайтанов из числа людей и джиннов» (6: 112) — то есть ряд людей являются шайтанами по своей действительной сущности.

И отсюда идёт третья ступень действия Аллаха, которая есть область второго творения, – Предопределение (кадар). И это, как сказал Имам (А), — планировка или построение (хандаса), определяющее границы, пределы, сроки и облики во временах дахри и замани. Предопределение есть действие Аллаха, связанное с установление границ во всех смыслах этого слова, и это – «второе творение» в том смысле, в котором было сказано выше.

Эти стадии образуют процесс сотворения: творение (халака) на уровне Замысла, создание (бараа) на уровне Воли, формирование (саввара) на уровне Предопределения, как говорится в Коране: «Он Аллах – Творец, Создатель, Формирующий» (59: 24). И вместе с тем, всё это – одно действие творения, и стадии отличаются лишь в отношении к самому творимому.

В хадисе 391 из «Таухида» Садука сказано: «Он знал, и пожелал (ша’), и захотел (арада), и предопределил, и решил, и проявил, и удостоверил то, что решил, и решил то, что предопределил, и предопределил то, что захотел, и Его Замысел (машийа) был по Его Знанию, и Его Воля (ирада) была по Его Замыслу, и Его Предопределение (такдир) было по Его Воле, и Его Решение (каза) было по Его Предопределению, и Его Подпись (имза) была по Его Решению. Знание (Его) предшествует Замыслу, и Замысел – второе, и Воля – третье, и Предопределение совершается над Решением через Подпись».

Различие первого и второго творений видны из аята суры «Высочайший»: «...Который сотворил и упорядочил и Который предопределил и повёл» (87: 2-3), потому что Аллах разделил между собой две пары действий: «сотворил и упорядочил» — и «предопределил и повёл». Он не сказал: «Который сотворил, и упорядочил, и предопределил, и повёл». В арабском оригинале это звучит ещё яснее, потому что в нём эти две пары слов связаны предлогом «фа», означающим последовательность и связанность действий, тогда как перед вторым словом «Который» стоит «вав», то есть «и». Это так, потому что творение в Замысле – то есть вызывание самого бытия вещи — неотрывно от упорядочения в Воле, то есть создания её сущности, через которую она есть такой, как она есть. И эти два действия – первое творение, после которого начался первый экзамен, испытание и разделение (мир зарр). И в результате испытания и разделения мы перешли к «предопределил и повёл», то есть – наложил границы во втором творении и повёл по пути Своего Предопределения: «Разве не прошёл над человеком срок из времени, когда он не был вещью поминаемой?... Мы ведь повели его либо благодарным, либо неверным» (76: 1-3).

Решение (каза) – четвёртая стадия действия Аллаха, и оно есть завершение предопределения и окончательное формирование вещей такими, каковы они есть, как сказал Аллах: «И Он решил его семью небесами» (41: 12) – то есть придал небу облик семи небес.

И Подпись (имза) – это проявление всего того, что было в Замысле, Воле, Предопределении и Решении, и это – часть Решения в действительности, как сказал Имам Реза (А): «Аллах, когда замыслил вещь – волил её (арада), а когда волил – предопределил, а когда предопределил – решил, и её решение (каза) – это её подпись (имза)» («Бихар», том 5, С. 122).
 

Маунт

Well-Known Member
Регистрация:8 Июн 2016
Сообщения:3.385
Реакции:0
Баллы:0
Благодарю Вас Магистр RIGDEN за продолжение высоких знаний. С уважением.

[ Post made via Android ]
Android.png
 

NuRLucheZaR

Well-Known Member
Регистрация:12 Авг 2013
Сообщения:1.917
Реакции:6
Баллы:38
Возраст:44
Адрес: Казахстан, Алматы
Благодарю Вас Магистр Ригден! Очень познавательно.

[ Post made via Android ]
Android.png
 

Рита 123

Well-Known Member
Регистрация:25 Май 2013
Сообщения:4.129
Реакции:2
Баллы:0
Благодарю Вас,  Магистр RIGDEN.
С уважением.
 

Zhannetta

Well-Known Member
Регистрация:1 Май 2013
Сообщения:430
Реакции:0
Баллы:0
Благодарю, уважаемый Магистр RIGDEN за статью интересную.
С уважением.

[ Post made via Android ]
Android.png
 

Nelya de Giz

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.675
Реакции:1
Баллы:38
Уважаемый Магистр RIGDEN, благодарю за знания. С уважением.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу