Divider

Развитие внимания, памяти, мышления

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
Исходя из идеи многообразия мира, невозможно создать совершенно одинаковых условий для деятельности хотя бы двух людей, да и двух одинаковых людей вряд ли можно отыскать. Ведь человек - результат развития все тех же бесконечно разнообразных условий - внешних (объективных) и внутренних (субъективных). Очевидно, и результаты деятельности двух разных людей также будут различны (оригинальны, неповторимы). В большей степени это будет зависеть от особенностей склада личности того и другого, от сформированности таких психических явлений, как внимание, память, мышление.

Прежде чем ответить на вопрос о возможности управлять своими вниманием, памятью, мышлением, развивать их, постараемся несколько расширить представление о предмете беседы, дополнить его некоторыми психологическими фактами

Внимание
Вероятно, любой из вас без особого труда сможет представить человека невнимательного. Его недолго искать: он всегда рядом с нами, часто в нас самих. Вот он кивает с умным видом, а потом подводит в ответственный момент, потому что, оказывается, вас не слушал- начинает с утра новую жизнь, чтобы с полудня продолжить старую- спланировав работу на час, не выполняет ее и за пять- приходит за книгой без читательского билета, а с лекции несет &quot-чистый&quot- конспект.

Что это? Болезнь или житейский недостаток? Наша беда или наша вина? Как мы знаем, вовсе не обязательно быть больным человеком, чтобы суметь развалить какую-либо работу. Невнимательность - как раз такое свойство, которое, даже не выходя за рамки физиологической нормы, способно привести к развалу любой деятельности, в том числе и учебной.

О нашей же ответственности (или мере вины) можно сказать так: если человек не воспитывает внимание, значит он воспитывает невнимательность. И так во всем. Если мы не поднимаемся вверх, значит скатываемся вниз. Топтание на месте - лишь форма отставания.

Внимание - такое психическое качество, без которого человек не мог бы выполнить ни одного направленного действия, ни одной мыслительной операции, так как перед исполнением даже самого незначительного дела мы должны выделить его среди других и на нем сосредоточиться. А сосредоточенность и внимание - почти одно и то же. Внимание так и определяется в психологии - как сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение . К. К. Платонов приводит более пространное определение: &quot-Внимание - это выделение сознанием одних воспринимаемых объектов с одновременным отключением от других, это направленность сознания на определенный объект. Во внимании проявляется избирательность психики&quot-.
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
Избирательность. Выделение. В самом деле, вряд ли сейчас найдется один из нас, который бы сумел выполнить одновременно несколько дел и с одинаковым успехом. Зато, говорят, Наполеон мог одновременно выполнять семь различных дел. &quot-Трудно проверить, что это так и было,- замечает К. К. Платонов.- Но вот в 1887 году французский психолог Полан демонстрировал свою способность читать слушателям одно стихотворение и в то же время писать другое&quot-. История знает и другие примеры. Столетиями мир вспоминает, когда надо сказать о какой-то исключительности, императора Юлия Цезаря, также умевшего одновременно делать несколько дел. Наш современник, мастер психологических опытов Юрий Горный демонстрирует параллельно выполнение десяти действий: одной рукой играет на пианино, другой записывает афоризмы, вслух читает незнакомый текст, тут же подсчитывает количество букв в декламируемых кем-нибудь стихах, извлекает корень из многозначного числа и выполняет еще четыре математических задания. Все это в одну минуту.

То, что поражает наше воображение в приведенных примерах, есть не что иное, как результат феноменального развития преимущественно одного из свойств внимания - распределения. Современной психологии известны и другие его свойства: объём, концентрация, устойчивость, переключаемость.

Распределяемость внимания характеризуется количеством действий, которые человек может выполнить одновременно. Здесь не обязательно обращаться к историческим феноменам - любой студент должен уметь одновременно слушать и записывать лекцию, успевая еще в какой-то мере обдумывать ее содержание. Это свойство не дается от рождения. Если годовалому ребенку, держащему в руке яблоко, дать в другую руку погремушку, он выронит яблоко, так как не сможет распределить внимание даже на два таких простых действия. Но, как мы убедились, это свойство совершенствуется в ходе той или иной деятельности или посредством тренировок.
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
Под объёмом внимания понимается количество объектов, которое может быть сознательно воспринято в очень короткий промежуток времени, то есть практически одновременно. Обычно объём внимания определяют для зрительных восприятий. Объем внимания зависит от врожденных особенностей человека, но его можно увеличить путем тренировки.

Устойчивость внимания. Это свойство характеризуется способностью удерживать в поле внимания необходимый объект в течение требуемого времени. Почти любой вид учебной деятельности может служить для нашего внимания испытанием на устойчивость.

Примером глубокой концентрации внимания является напряженный творческий труд. При этом может оказаться замедленной реакция на многие события обыденной жизни (так называемая профессиональная рассеянность, прямое следствие большой сосредоточенности-в отличие от рассеянности лентяя).

Если, читая учебник философии, вы все еще продолжаете в уме решать пример из мат.анализа, значит вы еще не овладели произвольным переключением своего внимания. Переключаемость - очень важное свойство, предохраняющее наше внимание от переутомления, объединяющее единичные акты осмысливания в поступательный процесс мышления.

Различают два вида внимания: непроизвольное - возникающее без нашего сознательного намерения - и произвольное - специально организованное внимание. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, в результате сильных и неожиданных, новых, контрастных и значимых для нас внешних воздействий. Наше внимание привлекает неожиданно наступившая тишина после продолжительного шума и резкий звук в этой тишине, захватывающе интересный фильм или рассказ, темный предмет на светлой водной глади и т. п. Произвольное внимание требует большего напряжения, чем непроизвольное. Оно возникает лишь в сознательной деятельности и присуще только человеку. Именно с произвольного внимания начинается самоуправление.
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
Психологи полагают, что критерием или мерилом нашей способности управлять своим вниманием может служить время, затрачиваемое на достижение так называемого послепроизвольного внимания. Считают, что оно близко к непроизвольному, так как требует минимума волевых усилий, но не возникает &quot-само собой&quot-, а сознательно достигается путем целенаправленного самопринуждения, которое рано или поздно уступает место всепоглощающему интересу (если деятельность построена не на уродливых началах).

Развитие внимания связано с развитием воли, но, в свою очередь, волевые качества человека зависят от особенностей его внимания. Необходимо тренировать и развивать свое внимание. Постоянное соотнесение промежуточных целей (подготовиться к занятиям, проштудировать учебник, заняться спортом и т. д.) с главной, страстно желаемой целью и будет тем приёмом, который поможет организовать ваше внимание в каждом конкретном деле. Отсутствие такого соотнесения приводит к разладу между намерением и исполнением, словом и делом, формализует цель, делает человека последователем &quot-страусовой политики&quot- - &quot-закрывания&quot- глаз на будущее.

Бесспорно, большое значение в деле воспитания внимания будет иметь для вас самостоятельное накопление эрудиции в этом вопросе (сведения, почерпнутые из книг, лекций, бесед со специалистами). Лучший же способ стать внимательным, как считает психолог К. К. Платонов, &quot-это никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно&quot-. Лишь тогда изучаемое вами будет понято всерьез и запомнится надолго. Без хорошего внимания нет, как известно, и хорошей памяти.
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
Память
&quot-Ему легче учиться: у него память хорошая&quot-,- оправдывается студент. &quot-Мне б иметь феноменальную память - я бы горы свернул&quot-,- мечтает другой.

Со студентами можно согласиться и не согласиться. Действительно, значение памяти в человеческой жизни и деятельности мало сказать велико, оно уникально. Нет ни одного вида психической деятельности (сознательной и бессознательной), который бы не опирался на память. Действующая память - необходимое условие существования психики, существования личности.

В зависимости от объекта и способа запоминания выделяют четыре основных вида памяти:

•словесно-логическая,
•образная,
•эмоциональная,
•двигательная.
У каждого человека имеются все виды памяти с возможным преобладанием какого-либо из них.

Словесно - логическая память - это память на все формализованное, т. е. осмысленное как логическая структура - на язык химии, математики, шахмат, музыки и др.- это основа нашей эрудиции, нашего образования, а потому так важно максимально использовать ее возможности. При прочих равных условиях тот из людей оказывается более способным, кто обладает лучшей словесно-логической памятью. Для того же, чтобы правильно воспитать память, необходимо прежде всего знать основные ее свойства, законы, управляющие ею.
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
Любой вид памяти, в том числе и словесно-логическая, имеет следующие свойства:

•полноту,
•четкость (точность),
•долговременность,
•готовность.
Полнотой памяти называется количество сбереженного памятью материала. Как правило, человек не сохраняет в памяти всего, что было предметом его заучивания (особенно если материал не заучивается наизусть). Но даже, казалось бы, при полном забывании в сознании все-таки остается след от выученного.

Точностью памяти называют способность к воспроизведению материала без искажения. Стопроцентная точность доступна не всем. Одной из причин снижения точности памяти является &quot-вмешательство&quot- в ее работу воображения и мышления. Но при помощи того же мышления необходимая информация отбирается и формируется для точного запоминания и воспроизведения.

Длительность сохранения в памяти полученного материала может быть самой различной, и в этом отношении люди очень отличаются друг от друга.

В едином процессе запоминания выделяют кратковременную и долговременную память. Разновидностью кратковременной памяти является так называемая &quot-оперативная память&quot-, которая служит для промежуточных мыслительных операций. Кратковременная память - это передовой рубеж памяти. Здесь прежде всего запечатлевается любая воспринимаемая информация. Ее средний объем равен среднему объему внимания: 5 - 9 несвязанных информационных единиц. В долговременной памяти хранится весь наш опыт, все приобретённые знания и способности. Это, по сути дела, единственное настоящее богатство, приобретаемое человеком, это ядро личности.

Выделяют еще так называемую &quot-свежую&quot- память, следующую по ходу запоминаемой информации сразу за кратковременной.

Важнейшим свойством памяти является ее готовность, т. е. способность выдавать материал именно в тот момент, когда в нем испытывается нужда. Высоконаходчивые люди действительно не лезут за словом в карман, так как их память работает подобно точному механизму.
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
Воспитание хорошей памяти - это воспитание способности к полному и точному воспроизведению информации, причем именно тогда, когда это необходимо. И начинается это воспитание с грамотного использования законов памяти в процессе заучивания.

Заучивание. Нельзя отрицать, что есть случаи, а также целые профессии, где без знания какого-либо материала наизусть просто не обойтись (актер, юрист и др.). Умение быстро и надежно заучить что-то наизусть никак не помешает и студенту. А представьте филолога, не знающего ни одного стихотворения, ни одного афоризма или крылатого выражения? Настоящего специалиста должно страстно тянуть к оригиналу. Именно оригинал обладает той бесконечной, неповторимой ценностью, кропотливо воссоздав которую, мы получаем столь же безграничную возможность что-либо творчески пересоздавать. Попробуйте пересказать &quot-Маленькие трагедии&quot- А. С. Пушкина своими словами - и они поблекнут, если не превратятся в маленькие комедии. Но выучите наизусть хотя бы любимые сцены, и если только вы обладаете поэтическим вкусом, то получите огромный творческий заряд в &quot-аккумуляторы&quot- вашего сознания, независимо от вашей конкретной специальности. Отныне, возникая по первому зову, эта &quot-информация&quot- всегда сможет обогатить творческой энергией мир ваших мыслей и чувств, способствовать проявлению красоты и творчества в любой вашей деятельности.

Какие же условия важны для успешного запоминания и вспоминания всякого словесно-логического материала (в том числе подлежащего заучиванию наизусть)?

Прежде всего, желание - одно из важнейших проявлений воли человека. Оно мобилизует ваше внимание, повышает интерес, обеспечивает настроение готовности к запоминанию. Это - важнейшее условие не только заучивания, но и любой самостоятельной деятельности.
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
Кроме того, словесно-логический материал запоминается более успешно в тех случаях:

•когда он интересен для запоминающего его человека-
•когда человек имеет уже некоторый объем знаний в данной области (чем больше - тем лучше)-
•когда у человека сформирована установка на длительность, полноту и точность запоминания-
•если заучиваемый материал полностью осмыслен-
•если при заучивании материал внимательно прочитывается минимальное количество раз (фактически один раз с разбивкой на смысловые фрагменты) и затем опрос производится путем активных повторений, повторений с подглядыванием-
•если число этих повторений на 50% превышает то их количество, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения-
•если между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью около 24 часов-
•если отдельные сеансы работы продолжительностью 45-60 минут разграничиваются интервалами отдыха длительностью около 15 минут-
•если при заучивании наизусть текст (кусок текста) прочитывается целиком сразу от начала до конца (он не должен содержать более 1000 слов) -
•если при всем этом вы проявите собственную творческую изобретательность. &quot-Одни,- пишет психолог В. Леви,- лучше запоминают, переписав, другие, услышав, третьи - увидев, четвертые - под тихую музыку, пятые - почесывая голову. Если вы еще не знаете индивидуальных особенностей своей памяти, надлежит перепробовать указанные способы, дополнив их новыми, насколько у вас хватит фантазии&quot- .
Хорошая память - это смысловая память, опирающаяся на механическую. Кстати, иногда даже бессвязный материал стараются превратить в смысловой (это называют мнемотехникой или мнемоникой).
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
Мышление
&quot-Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум&quot-,- остроумно заметил Франсуа де Ларошфуко, французский моралист XVII века. В наши дни он сказал бы, вероятно, то же. Разве не предпочитаем мы частенько снисходительно ругнуть свою память вместо того, чтобы признаться, хотя бы самим себе, в недостатке или лености собственного мышления?

Однажды мы уже упоминали, что основываясь, согласно своей природе, на памяти, мышление в свою очередь получает возможность распоряжаться её (памяти) дальнейшей судьбой. Именно направляемое нами мышление - великий организатор всякого самоуправления.

Очень часто задаваемый студентами вопрос: как улучшить память?- всегда вызывает некоторое подозрение и хочется задать встречный вопрос: а пытались ли вы мыслить? Попытаться размышлять о самом необходимом, думать постоянно и упрямо, в любых условиях, при недостатке и при избытке информации, мыслить во что бы то ни стало - вот первая заповедь всякого, действительно стремящегося к развитию своего мышления, вместе с тем внимания и памяти, без которых мышления не существует.

Но, конечно, это не единственное условие. Параллельно нужно стремиться по возможности скоро, но обязательно творчески овладеть общими и специальными (для вашей науки) методами научного познания. Изучить и тут же стараться применить в учебной и самообразовательной практике такие методы мышления, как анализ и синтез, классификация и обобщение, приемы аналогии, противопоставления, соотнесения и др. Постоянно развивать творческие интеллектуальные умения и способности, такие как: поиск и постановка проблемы, способность к свертыванию (&quot-привязывание&quot- к опыту) и переносу, &quot-боковое&quot- мышление, способность к целостному восприятию, умение сближать понятия, способность к гибкому мышлению, нахождение критерия и оценивание, генерирование идей, способность к доработке замысла и т. д.

Результаты мышления обязательно должны проверяться практикой. Всякий теоретический вывод должен быть по возможности проверен в ходе конкретной деятельности. Практическая деятельность является целью всякого мышления, его материальным бытием. Иначе мышление просто теряет смысл. Мыслительная и жизненная активность человека - это две взаимопитающие друг друга среды, обязанные одна другой своим существованием.
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
Поэтому нет у нашего интеллекта худшего врага, чем жизненная пассивность, лень во всех ее формах.

Необходимо помнить также, что активная мыслительная деятельность требует и большой волевой отдачи. Мышление всегда побуждает к деятельности, а деятельность, как правило, связана с преодолением трудностей, подчас с риском. Поэтому так иногда хочется спрятаться в скорлупу неведения, не думать о будущем, забыться, обмануть себя, а может быть и других. Поэтому борьба за активное мышление - это всегда одновременно воспитание мужества, честности.

Честность ума состоит в том, чтобы не отступать перед правдой, стремиться к ней, находить ее любой ценой, гнушаться легких и удобных половинчатых решений, унизительной лжи. Иметь смелость искать, судить и решать самому. Иметь смелость самостоятельно мыслить. Быть человеком&quot-.
 

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
Я считаю, что можно и в значительных размерах. Экспериментально доказано, что на подсознательном уровне человек воспринимает и запоминает в десятки раз больше информации, чем осознанно. И хранящаяся в подсознании информация стирается гораздо медленнее, чем сознательная. Это связано как с большой избыточностью получаемой информации, так и с особенностями подсознательной памяти. Но нас интересует то, что в определенных ситуациях происходит извлечение информации из подсознания на сознательный уровень. Мы вспоминаем то, что казалось, совершенно забыли.
Используя определенные приемы и ресурсы подсознательной памяти, можно укрепить свою сознательную память. Существует множество разнообразных подходов к улучшению памяти, одни лучше, другие хуже. И у каждого человека по разному. Но существуют определенные, фундаментальные принципы улучшения памяти.

Если кратко, то для этого надо:

развивать наблюдательность, что также приведет к увеличению количества и качества сложных ассоциаций-

использовать несколько органов чувств для запоминания. Информация, которая идет по нескольким каналам одновременно, не только позитивно дублируется, но и лучше запоминается из-за более системного воздействия на память. А также легче припоминается в связи с наличием большего количества триггеров (название блюда в ресторане можно вспомнить не только напрягая зрительную память на текст, но и вспомнив вкус, запах, фоновую музыку в это время, кинестетические ощущения от стула, столовых приборов и тд.) Вербальные комментарии по поводу запоминаемого, ассоциации образов и чувств тоже не помешают.

сознательно (активно) стремиться запомнить и припомнить необходимую информацию. Осознание процессов памяти, для наилучшего управления ими.

позитивно себя мотивировать, не ругать, а хвалить. Это имеет немаловажное значение.

учитывая, что в реализации памяти участвует почти весь головной мозг - развитие других психических способностей (внимание, интеллект, ощущения, творческие способности) гарантированно приведет к улучшению памяти.

формирование соответствующих установок на запоминание. Если человек при запоминании рассчитывает, что данная информация ему будет нужна и завтра и через десять лет, тогда он запомнит и в последующем вспомнит гораздо больше, чем в случае, если при запоминании информация нужна будет только в течении ближайших пяти минут.

концентрация внимания в момент запоминания и последующего припоминания значительно улучшает мнестические процессы. А сделав паузу, чтобы подумать и получше сконцентрироваться - мы еще больше улучшим свою память.

использование разнообразных мнемотехник - упорядочивание информации для более удобного запоминания и последующего припоминания. Чаще всего запоминаемая информация неструктурированна, размыта в гуще второстепенной информации и недостаточно понятна. Выделив важную информацию, поняв ее значение, расположив в определенном порядке (организовав) - Вы запомните гораздо больше, на длительный период и при вспоминании не испытаете значительных затруднений.

использование эмоций позволяет крепко зафиксировать определенную информацию. Все мы запоминаем, что происходит на пике эмоций, не обязательно положительных, но и отрицательных. Структуры мозга, отвечающие за память и эмоции, очень взаимосвязаны, и умеренные эмоции способствуют более качественному запоминанию. Но чрезмерные эмоции уже вносят дезорганизацию в процессы мышления, в первую очередь внимания и, соответственно, ухудшают память.


Усвоив и использовав данные принципы, можно улучшить свою память в несколько раз.
 

kittimitnick

Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:14
Реакции:0
Баллы:0
Тяжёлая статья, но любопытная.
 

lessor

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:64
Реакции:0
Баллы:0
много книжек по данной тематике пересмотрел, считаю что одна из самых лучших-"Память и треугольник судьбы" Cтанислава Мюллера,есть в свободном доступе....

Еще есть очень хорошая техника:выучивать стих каждый день(утром самое лучшее время,а вечером повторить).Несмотря на простату,память улучшается в разы!!!
 

lessor

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:64
Реакции:0
Баллы:0
советую Гарри Лорейна ,все книги просто великолепные.Мне понравилась книга-"Как развить невероятные способности памяти".Потрясающее практическое пособие...
 

Deimos

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:11.091
Реакции:61
Баллы:48
lessor пишет:Несмотря на простату,память улучшается в разы!!!

не знал что простата как то связана с памятью :achtung:
 

lessor

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:64
Реакции:0
Баллы:0
заметил когда написал,а исправить никак(((
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу