No XVII
Каникула
Перед нами не менее аллегорическая картина, и абсолютно египетская- она называется Звездой. Мы и впрямь видим здесь большую сияющую звезду в окружении семи звезд поменьше. Нижнюю часть картины занимает женщина, опустившаяся на одно колено и держащая два опрокинутых сосуда, из которых вытекают два потока. Рядом с этой женщиной виден цветок, на котором сидит бабочка.
Все это чистейший египтианизм.
Большая звезда -- это, вне всяких сомнений, Каникула, или Сириус. Эта звезда изображена здесь по той причине, что она восходит, когда Солнце выходит из Рака, а именно это мы видели на предыдущей картине.
Семь звезд поменьше, которые будто ухаживают за нею, суть планеты. Она в некотором смысле их правительница, поскольку отмечает начало года. Все они словно получают от нее приказы и регулируют по ней свое движение.
Изображенная под звездами дама, которая очень осторожно выливает воду из сосудов, -- это Царица Небес, ИСИДА, чьей благосклонности приписывают разливы Нила. Нил обычно начинал выходить из берегов с восходом Каникулы, поэтому появление этой звезды считалось знаком грядущих наводнений. Именно поэтому Каникулу всегда связывали с Исидой.
Так как восход этой звезды знаменовал еще и начало нового года, ее называли СОТ-ИС, "начало года", и именно под этим именем посвящали Исиде.
Наконец, бабочка и цветок, на котором она сидит, были символом возрождения и воскресения. В то же время они указывали на то, что благодаря милости Исиды поля Египта, прежде совершенно голые, с восходом Каникулы покрываются новыми всходами. No XVIII
Луна
Рядом с Луной, которая следует за Солнцем, тоже изображены золотые капли и жемчужины, ибо и она одаривает Землю своими щедротами.
Павсаний в своем "Описании Фокиды" замечает, что египтяне считали эти капли слезами Исиды, которые каждый год наполняют воды Нила и делают плодородными поля Египта.10
Согласно существующему в этой стране поверью, в час, когда в Ниле начинает прибывать вода, с Луны падает капля, или слеза.
В самом низу картины изображен рак -- для того, чтобы передать обратное движение Луны или показать, что Нил выходит из берегов в тот самый момент, когда Солнце и Луна выходят из созвездия Рака и проливают слезы. В это время также восходит Сириус, изображенный на следующей картине.
Впрочем, не исключено, что здесь соединены оба этих значения, поскольку символизм подобных изображений всегда довольно сложен.
Середину картины занимают две башни, по одной с каждой стороны. Они изображают два знаменитых Геркулесовых столпа, за которые никогда не заходят и над которыми никогда не поднимаются [Солнце и Луна,] эти два великих небесных светила.
Между этими двумя столпами изображены два пса, которые, похоже, лают на Луну и в то же время охраняют ее -- совершенно египетские идеи. Этот народ, известный своей любовью к аллегориям, сравнивал тропики с двумя дворцами, каждый из которых охранялся одним псом. Эти псы, подобно привратникам или верным стражам, удерживали Солнце и Луну на небосводе, не позволяя им скатиться ни к одному из полюсов.
Это не фантазии комментаторов. Климент, который сам был египтянином, поскольку происходил из Александрии, и который, стало быть, знал, о чем говорит, заверяет нас в своих "Лоскутках" (1), что египтяне сравнивали Тропики с изображениями двух собак, подобных Привратникам или верным Стражам, препятствующими Солнцу и Луне проникнуть слишком далеко и дойти до Полюсов.