Мелисандра
Well-Known Member
Регистрация:4 Фев 2014
Сообщения:331
Реакции:1
Баллы:0
В наши дни мало кто знает и поёт колыбельные песни своим крохам. Да и те, что звучат, не содержат духовного начала, не включают в себя родовые знания. А ведь колыбельная песня это оберег детской души, звено в передаче традиционного мироощущения.
Колыбельные выполняли ту же функцию, что и заговоры. В песне мать просила дать ее малышу силы для сна и роста, чтобы он был сильным и здоровым в будущем. Каждому младенцу колыбельная полагалась своя — ее сочиняла мать. Затем эта песня всю жизнь оставалась его оберегом(но так же можно было и использовать колыбельные рода, известные колыбельные).
Начинали петь колыбельные еще в период беременности. Теперь уже доказано, что ребенок в утробе матери воспринимает музыку, речь, интонации. Потом новорожденный, слушая песенки, которые мама пела ему, узнает их и успокаивается, быстрее начинает реагировать на мамин голос и издавать в ответ мелодичные звуки. Монотонная ритмика колыбельных — хорошая профилактика от двигательных и речевых расстройств.
Нежность, ласку, сердечность, покой несут эти песни, они снимают излишнюю тревожность, возбуждение. Дети, которые не знали колыбельных, вырастают более эгоистичными и злыми, они чаще подвержены разным психическим расстройствам.
1. песни мира ребёнка, в неё входят песни о животных, подарках, песни-пугания;
2.песни, описывающие мир матери — в эту группу входят песни-пожелания, песни, описывающие будущую жизнь ребёнка.
Примеры колыбельных:
1. Колыбельные про животных и мифических существ.
Чаще всего животные в колыбельных были связанны с потусторонним миром. Например, Кот (Кот-Баюн), был связан с домовым.
Так же часты упоминания и самих мифических существ, как злых, так и добрых — злая бука, добрые сон и дрёма. Соответственно, колыбельные пелись, чтобы отогнать злых и призвать добрых.
В ряде колыбельных(скорее всего в более поздних) напрямую призываются святые силы - Бог, ангелы.
2. Зарисовки природы.
А какие колыбельные пели Вам или поете Вы своим детям, внукам?
Колыбельные выполняли ту же функцию, что и заговоры. В песне мать просила дать ее малышу силы для сна и роста, чтобы он был сильным и здоровым в будущем. Каждому младенцу колыбельная полагалась своя — ее сочиняла мать. Затем эта песня всю жизнь оставалась его оберегом(но так же можно было и использовать колыбельные рода, известные колыбельные).
Начинали петь колыбельные еще в период беременности. Теперь уже доказано, что ребенок в утробе матери воспринимает музыку, речь, интонации. Потом новорожденный, слушая песенки, которые мама пела ему, узнает их и успокаивается, быстрее начинает реагировать на мамин голос и издавать в ответ мелодичные звуки. Монотонная ритмика колыбельных — хорошая профилактика от двигательных и речевых расстройств.
Нежность, ласку, сердечность, покой несут эти песни, они снимают излишнюю тревожность, возбуждение. Дети, которые не знали колыбельных, вырастают более эгоистичными и злыми, они чаще подвержены разным психическим расстройствам.
Русские народные колыбельные.
Традиционные народные колыбельные подразделяются на два вида:1. песни мира ребёнка, в неё входят песни о животных, подарках, песни-пугания;
2.песни, описывающие мир матери — в эту группу входят песни-пожелания, песни, описывающие будущую жизнь ребёнка.
Примеры колыбельных:
1. Колыбельные про животных и мифических существ.
Чаще всего животные в колыбельных были связанны с потусторонним миром. Например, Кот (Кот-Баюн), был связан с домовым.
"Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Моего детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога."
остальные животные(волк, ворон, грач, медведь и т.д) были связанны с миром мертвых или теневой областью подсознания, которые находились за "краем". "Край" обозначал границу перехода из одного мира в другой, а так же черту, за которую переступать не стоит. Граница добра и зла, граница личного пространства – своей люльки, своего дома, своего двора, в котором заключалась защита, поэтому чаще всего с этим словом встречаются колыбельные - предупреждения(или пугайки).Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Моего детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога."
" Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочек.
И потащит во лесок
Под рахитовый кусток.
Ты к нам, волчик, не ходи,
Нашу (имя) не буди."
*иногда вместо имени, говорили "кроха", т.е "нашу кроху не буди".Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочек.
И потащит во лесок
Под рахитовый кусток.
Ты к нам, волчик, не ходи,
Нашу (имя) не буди."
Так же часты упоминания и самих мифических существ, как злых, так и добрых — злая бука, добрые сон и дрёма. Соответственно, колыбельные пелись, чтобы отогнать злых и призвать добрых.
"Бай-бай, бай-бай,
Поди, бука, на сарай,
Поди, бука, на сарай,
Коням сена надавай.
Кони сена не едят,
Все на буку глядят.
Бай-бай, бай-бай!
Поди, бука, за сарай,
Мою детку не пугай!
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню,
Поди, бука, куда хошь,
Мою детку не тревожь."
(Бука(анг. вариант "бугимен") - страшное злобное существо живущее в шкафу или под кроватью, которое ночью нападало на детей, вселяя в них страх. Воздействовал только на детей, вера же взрослых в него - его убивало).Поди, бука, на сарай,
Поди, бука, на сарай,
Коням сена надавай.
Кони сена не едят,
Все на буку глядят.
Бай-бай, бай-бай!
Поди, бука, за сарай,
Мою детку не пугай!
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню,
Поди, бука, куда хошь,
Мою детку не тревожь."
"Баю, баю, баю, бай
Приходил вечор бабай.
Приходил вечор бабай,
Просил: (имя) отдай.
Нет, мы (имя) не дадим,
(имя) нужен(а) нам самим."
(Бабай - еще одно существо, которым пугали детей(что роднит его с Букой). В поверьях, бабай - страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой, живет в лесу или в заброшенных постройках. Встреча с ним опасна, особенно для детей.)Приходил вечор бабай.
Приходил вечор бабай,
Просил: (имя) отдай.
Нет, мы (имя) не дадим,
(имя) нужен(а) нам самим."
"Уж как сон ходил по лавке,
Дрема по полу брела,
Дрема по полу брела,
К (имя) нашей забрела,
К ней в кроватку забрела,
На подушку прилегла.
На подушку прилегла,
(имя) ручкой обняла."
(Дрема - ночной дух в образе доброй старушки, оберегающий сон детей). Дрема по полу брела,
Дрема по полу брела,
К (имя) нашей забрела,
К ней в кроватку забрела,
На подушку прилегла.
На подушку прилегла,
(имя) ручкой обняла."
В ряде колыбельных(скорее всего в более поздних) напрямую призываются святые силы - Бог, ангелы.
"Баю-баю, дитятко,
Баю-баю, милое!
Поспи, дитятко, поспи,
У Бога счастья попроси!
Боже счастьица дает,
Тебе в люлечку кладет!
Мимо ангелы летели,
Сына крылышком задели,
Сына крылышком задели,
Сыну спать дольше велели."
Баю-баю, милое!
Поспи, дитятко, поспи,
У Бога счастья попроси!
Боже счастьица дает,
Тебе в люлечку кладет!
Мимо ангелы летели,
Сына крылышком задели,
Сына крылышком задели,
Сыну спать дольше велели."
2. Зарисовки природы.
"Месяц взошел. Баю-баюшки-баю!
Во лазоревом краю
Солнце село, скрылось прочь,
День угас, настала ночь.
Тишина в лугах, в лесах,
Звезды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.
Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звездам и слышна.
Только звездам, только ночке
В синей сини над селом…
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем.
Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: «Баю-баю!»
А конец: «Баю-баю!» "
На первый взгляд может показаться что это песня о гармонии(особенно во втором и третьем куплете), но на самом деле небесные светила в традиционных русских колыбельных так же имели скрытый смысл — солнце, месяц, звезды. Звезды считали душами, попавшими на небо. Месяц чаще всего был связан с загробным миром. Так же дутка и рожок являются как в христианской, так и в языческой традиции духовыми инструментами конца света. Поэтому и звучит в следующих куплетах тема предпочтительности домашней, семейной песенки вместо мелодии месяца-пастушка для засыпающего ребенка, которому рано отправляться в иной мир.Во лазоревом краю
Солнце село, скрылось прочь,
День угас, настала ночь.
Тишина в лугах, в лесах,
Звезды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.
Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звездам и слышна.
Только звездам, только ночке
В синей сини над селом…
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем.
Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: «Баю-баю!»
А конец: «Баю-баю!» "
"На лужайке спит трава,
На деревьях спит листва,
Спит осока у реки,
Спят сомы и окуньки."
Это не простое перечисление рыб и растений в привязке к конкретной местности. Здесь на самом деле доступным для ребёнка образом сформулирована идея единства всех царств природы, присущая славянской традиции; мысль о том, что синхронность поведения с их обитателями – основа гармоничного сосуществования и поддержания цельности мира.На деревьях спит листва,
Спит осока у реки,
Спят сомы и окуньки."
А какие колыбельные пели Вам или поете Вы своим детям, внукам?