Divider

УРУСВАТИ - ИНСТИТУТ МИРА

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
Институт "Урусвати" - прошлое, настоящее, будущее

Прошлое

"24-го июля 1928 года было положено основание Гималайскому Институту научных исследований" - пишет Н.К.Рерих как президент-основатель этого учреждения в своём обращении по поводу трёхлетия института "Урусвати". Естественно, что идея создания подобного института явилась претворением в реальную жизнь указов Учителя, который руководил своими учениками - членами семьи Рерихов - на протяжении всего их земного пути. Так Е.И.Рерих записывает следующие слова Учителя в январе 1924 года: "И ряд домов дочь Моя укажет построить, знанию посвятив. Урусвати, собери самых несчастных, самых неизвестных молодых учеников, яви им дар одарить человечество. Подай им совет устав писать во Храме. Покажи им путь роста России. Уже давно Мир не видел Собрания во Храме. И Христос подаст милость познающим. Хотим видеть Храм прекрасным и живым. И никто не изгонит идущих к Свету, ибо гибель тому..."1. Из этих слов Учителя видно, что Им предполагалось создания Храма науки, в котором могли бы работать ученики Живой Этики, т.е. молодые духом учённые, изучающие Учение Агни Йоги. Также просим читателей обратить внимание на слова "И Христос подаст милость познающим", которые можно интерпретировать как выражение руководства Иерархии Света над учёнными будущего института. Эти два постулата - о приверженности учённых Учению и руководство учённых со стороны Иерархии - служили основными критериями при основании института "Урусвати". Этих же постулатов нужно придерживаться современным рериховцам при воссоздании будущего института "Урусвати".

Почётным основателями института стали старшие Рерихи - Елена Ивановна и Николай Константинович. Официальным директором стал старший сын Рерихов - Юрий Николаевич. В основания института были положены изыскания и находки, сделанные во время трансгималайской экспедиции. Структура института на первых порах определялась всецело его сотрудниками - членами семьи Рерихов, которая после приезда младшего сына, Святослава, в полном составе трудилась над развитием института. Так, археологическим и историческим отделами занимался Николай Константинович, этнологическим и лингвистическим - Юрий Николаевич, историей искусств и ботаническим отделами - Святослав Николаевич, философским - Елена Ивановна. Были образованны ботанические, орнитологические, зоологические коллекции, а также коллекция ценных древних манускриптов.

Чтобы соответствовать требованиям научного мира, необходимо было доказывать преимущества нового мировоззрения, излагавшегося тогда в рождающемся Учении Живой Этики, опытным путём. То есть встала необходимость оборудования института "Урусвати" научными приборами, с помощью которых можно было перевести древнюю мудрость Востока на научный язык, понятный западному мышлению. Для публикации результатов работы института нужен был свой печатный орган. Всё это требовало финансовых затрат, которыми Рерихи не располагали. Поэтому в 1929 году Николай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи отправляются к своим американским сотрудникам в Нью-Йорк, чтобы там организовать американский филиал института гималайских исследований "Урусвати", который должен был, с одной стороны, открыть возможность оказания помощи американских финансовых меценатов центральному институту в Гималаях, а с другой стороны, доводить до научных кругов запада результаты работы гималайского Храма знаний. Для того чтобы эта схема заработала, требовался небольшой аванс со стороны меценатов. Поэтому Николай Константинович поставил на карту всё своё влияние и весь свой авторитет, чтобы только заинтересовать американцев в идее продвижения нового подхода к научным исследованиям. В принципе, эта задача была выполнена - меценаты нашлись. В Наггаре началось строительство здания института. В работу готовились включиться химик В.А.Перцов и физик В.В.Диксон2. В 1931 году в Нью-Йорке вышел первый номер ежегодника института - журнал на английском языке "Journal of Urusvati Himalayan Research Institute". Наладилась почтовая переписка и обмен научными данными со многими учёными и научными учреждениями как Запада, так и Востока. Об этом этапе деятельности института "Урусвати" достаточно много и полно написано. Поэтому редакция не будет повторяться, экономя внимания читателя для нижеследующего изложения.

После бурного начала Рерихи столкнулись с нехваткой финансовой меценатской помощи в результате разразившегося в Америке экономического кризиса. После постройки главного корпуса в Кулу содержание института обходилось в приблизительно 200 долларов в месяц, что по тем временам было достаточно большой суммой, которую Рерихи не могли самостоятельно финансировать. Поэтому судьба института всё время зависела от частных пожертвований. После раскола американской группы в 1935 году в результате предательства четы Хоршей и Эстер Лихтман, меценатская поддержка работы института "Урусвати" постепенно сошла на нет. В результате в 1939 году институт окончательно закрывается, а все его фонды консервируются. После ухода из земной жизни Н.К.Рериха в 1947 году поместье в Кулу было оставлено Рерихами окончательно.



* * *



В 70-х годах прошлого столетия болгарскими рериховцами, работавших под патронажем Людмилы Живковой, была предпринята попытка получить архивы института "Урусвати", которые хранились там с рериховских времён3. По неизвестным причинам они не получили эти архивы. Вслед за болгарами, наггарскими архивами в 1979 году заинтересовались новосибирские учённые, которые, вообще, призывали перевести все наггарские архивы в СССР в планируемый Культурно-научный центр имени Н.К. и Е.И. Рерих, который, по мнению учёных, "будет состоять из ряда институтов, лабораторий и культурных учреждений, ставящих во главу угла изучение человека, его места в природе и той энергии, которая связывает человека с природой планеты и космосом, т.е. психической энергии"4. В частности, эта группа, в те годы молодых учённых, предлагала следующее: "Институт "Урусвати", основанный Н.К.Рерихом, ставил своей задачей изучение человека и природы в рамках обозначенной нами проблематики. Но в настоящее время деятельность Института законсервирована. Между тем, в "Урусвати" сосредоточены уникальные древние рукописи и книги, материалы о способах аккумуляции психической энергии, работы по тибетской медицине, борьбе против рака, исторические, археологические, этнографические, физиологические и иные изыскания космо-планетарного профиля с уникальными для планеты информационными данными. Все это богатство завещано Советскому Союзу и ждет советских исследователей. Необходимо перебазировать собственность нашей страны по адресу. Таким адресом должны стать учреждения Культурно-научною центра имени Н.К. и Е.И. Рерих. Часть материалов останется в "Урусвати", который сделается одним из отделов Центра за рубежом, где будут сотрудничать ученые ряда стран. Кстати, группа болгарских ученых готова посетить Кулу для реконсервации Урусвати. Почему же медлит Родина Николая Константиновича?"

Эта мужественная попытка новосибирских учённых и сегодня вызывает неподдельное восхищение и даже удивление. Как можно было в те застойные, брежневские годы решится на такой шаг? Естественно, противодействия государственной партократической машины не заставили себя долго ждать. "Реакция была совершенно неожиданной, - пишет спустя 19 лет один из авторов этой программы Ю.М.Ключников, - нас стали обвинять в религиозном идеализме. Поскольку я был выпускником отделения журналистики Высшей партийной школы, мне это не могло "сойти с рук". Два с половиной года меня терзали: исключали из партии, восстанавливали, требовали покаяния, отказа от своих взглядов. Я не покаялся. Всего я прошел через 70 (!) собраний и обсуждений. В общем, пришлось худо, но эта негативная сторона жизни оказалась и полезной, поскольку, сдавленный со всех сторон, я имел только одну возможность - идти по тому верному направлению, которое избрал. И эта прочистка мозгов способствовала более быстрому духовному созреванию. Учение помогло мне не сломаться. Меня уволили с работы, лет пять работал грузчиком на хлебозаводе, а потом началась перестройка, а с ней и другая полоса жизни".5

Эта новосибирская программа и сегодня остаётся актуальной.

Настоящее

"Благодаря усилиям его [Н.К.Рериха] прославленного сына, Святослава Рериха, и его невестки, Девика Рани Рерих, правительство Индии и правительство штата Химачал-Прадеш зарегистрировало 18-ого апреля 1993 года Международный мемориальный трест Рериха. - Говорит 9-ого июля 1997 года в своей речи Шри Сингх, секретарь индийского министерства культуры, по поводу открытия в отреставрированном здании бывшего института "Урусвати" выставочной галереи под названием "Центр искусств народов и племен Гималаев". - В распоряжение этого треста перешло всё имущество Николая Рериха и его семьи, расположенного в поместье в Наггаре. За последние два года трест провёл реконструкцию и капитальный ремонт института гималайских исследований "Урусвати", основанного Николаем Рерихом в 1928 году. Трест планирует использование этого здание для того, чтобы показывать картины Николая Рериха, а также коллекций, собранных Рерихами во время экспедиций по Гималаям и Средней Азии. Часть здания будет отдана показу племенного и ремесленного искусства народов Гималаев. Всё личное имущество Рерихов составило выставочную экспозицию дома-музея, которую посетители смогут рассмотреть в доме через стеклянную галерею.6 Согласно представлениям Николая Рериха, институт будет иметь четыре отдела: отдел археологии, отдел искусств, отдел науки и прикладных исследований, библиотечный отдел редких книг и рукописей. Трест также поставил перед собой задачу восстановления ботанического сада как научного отдела по выращиванию лекарственных растений согласно тибетским и аювердическим рецептам".7

Сам Святослав Николаевич, будучи до конца своих дней попечителем этого треста, выступал за широкое международное участие в работе ММТР. С.Н.Рерих разослал многим видным общественным и политическим деятелям того времени приглашение стать членами Опекунского совета ММТР (в частности, такое приглашение получили тогдашний президент России Б.Н.Ельцин и патриарх РПЦ Алексий- первый принял приглашение, второй - отклонил). С Индийской стороны почётными членами Опекунского совета ММТР стали члены правительства Индии, которые не ограничились простыми пожеланиями благодарности, а объявили Рериховскую усадьбу объектом культурного достояния Индии, и под этой маркой выделили солидные финансовые гранты. Так на 2000 год ММТР было получено из правительственных фондов Индии, как сообщает индийский помощник менеджера музея, около 70 тысяч долларов. А в 2001 году было выделено около 200 тыс. долларов. Спонсорскую поддержку оказывает и частный капитал. Наггарское имение посещают ежегодно около 40 тысяч человек (данные 2000 года). Словом, ММТР живёт и развивается, но вот только без активного участия международной рериховской общественности.

Как видно из сообщений косвенных источников, в Опекунский совет ММТР входят как индийские представители, среди которых правительственные чиновники штата Химачал-Прадеш и районной администрации Кулу, историки и деятели культуры (в частности известный тибетолог профессор Локеш Чандра (Lokesh Chandra)), так и представители русской стороны - нынешний посол России в Индии (Александр Кадакин), а также бывший посол и нынешний президент МЦР (Юлий Воронцов). Возможно ещё кто-то, но о деятельности ММТР известно очень мало, т.к. русские представители ММТР мало информируют русскоговорящую общественность о своей деятельности. Так и помощник менеджера8 ММТР от России, Алёна Адамкова, за последние четыре года своей работы на этом посту также не внесла ясности в работу треста. Кстати, примечателен тот факт, что помощников менеджера два - один с индийской стороны, а другой - с русской. Должность индийского помощника менеджера существует с 1996 года. На право занятия этой должности индийцами был проведён открытый конкурс, который, в трудной борьбе идей и знаний, выиграл молодой выпускник делийского университета Ракеш Кхандури. Должность русского помощника менеджера была введена в 2000 году решением Опекунского совета ММТР9, и была сразу же захвачена представителями одной московской организации, в правление которой входят А.Кадакин и Ю.Воронцов. Как догадался читатель, речь идёт о небезызвестном МЦР.
В связи с этим фактом у нашей редакции возник вопрос: почему индийские рериховцы пользуются цивилизованными дарами общепризнанной демократии, а русские рериховцы действуют по старому коммунистическому принципу "я-от-иван-иваныча"?! Неужели не обидно? Неужели русские рериховцы не в состоянии сами за себя решать судьбу своего наследства, а не отдавать свои кровные права на откуп полуцивилизованным методам, которые более подходят для "банановых" республик, чем для России?!


Наша редакция попробует выяснить положение дел в ММТР (см. открытое письмо на имя А.Кадакина), но в любом случае рериховцы России должны взяться за это дело самостоятельно. Можно было бы на ближайшей рериховской конференции (к примеру, в Санкт-Петербурге) поднять вопрос об объявлении конкурса на должность русского помощника менеджера ММТР. Все преимущества такого шага на лицо. Так выборный помощник менеджера будет отчитываться перед всем рериховским сообществом, а не только перед одной организацией (в данном случае - МЦР). Выборному помощнику менеджера ММТР можно дать задание от всех рериховцев, которое он будет выполнять в соответствии с разработанным всем рериховским сообществом планом. Таким образом, появится возможность влиять на ход событий в Кулу. Это нужно делать в независимости от мнения членов правления МЦР, которые входят в попечительский совет ММТР. Если они не согласятся выставить должность куратора ММТР на конкурс, то нужно обращаться напрямую к индийским членам ММТР.

Индийская сторона уже разработала под руководством индийского архитектора Раджендера Сингха генеральный план развития имения в Кулу10, о котором широкая рериховская общественность ничего не знает. Что предусматривает этот план? Создание музея или института? Или того и другого? Нам остаётся только гадать. А ведь речь идёт о нашем с вами имуществе, о нашем с вами праве распоряжаться тем культурным и научным наследием, которое Рерихи завещали всем нам - рериховцам всего мира.

Будущее

Развитие ММТР может пойти по трём направлениям:
1. Превращение усадьбы в Кулу в туристическое шоу, при котором она будет служить в роли выставочно-музейного центра.
2. Развитие поместья в международный научный центр, в котором будут возрождены традиции института "Урусвати" 30-х годов.
3. Создание некоего органичного симбиоза из первого и второго варианта.

Нашей редакции наиболее близок третий вариант, т.к. из него возможно извлечь наибольшую пользу для рериховского движения. В настоящее время рериховская усадьба в Кулу уже сложилась как всемирно признанная историческо-культурная достопримечательность. Было бы нецелесообразно разрушать этот имидж. Наоборот, его нужно развивать и стимулировать, чтобы как можно больше людей из всех концов нашей планеты смогли прикоснуться к культурному наследию великой семьи. На этой уже существующей популярности было бы достаточно легко воздвигнуть научный центр, в котором могли бы проводиться исследования по темам и в рамках Учения Живой Этики.

Так если бы мировое рериховское сообщество смогло провести общепланетарную конференцию и выработать на ней единый план создания научного центра на базе наггарского имения, то без сомнения такой план воплотился бы в жизнь. Нашлись бы и меценаты, и гранты, и кредиты. Нашлись бы и молодые духом учённые, готовые бескорыстно работать во имя Общего Блага. Нашлось бы всё! Только в настоящее время нет единства и созидательного духа в рериховских рядах. Небольшая, но громкоголосая часть рериховцев, объединившихся вокруг московского МЦР, делает всё, чтобы не допустить единения рериховцев вокруг идей Учения Живой Этики. Они желают объединяться только вокруг своего, только ими признанного, московского общества. И добиваются этого насильственными, антикультурными методами, которые ни имеют ничего общего с методами Светлой Иерархии. Поэтому будущее института "Урусвати" полностью зависит от способности рериховского движения изжить в себе нездоровые тенденции, направленные на захват власти, имущества, наследства, порождающих бесчисленные судебные разбирательства и кощунственные умаления рериховской символики. Способность общего организма рериховского движения на самовосстановление зависит от каждой его клеточки, т.е. от каждого рериховца в отдельности. Каждый должен сделать свой выбор самостоятельно и решительно. Половинчатые решения не принесут успеха.

"... ты не холоден, не горяч- о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих..." (Слова Иисуса Христа к ангелу Лаодикийской церкви, "Откровение Иоанна Богослова", Глава 3, строфы 15-16).

"Стремление людей всегда измеряется их служением Свету или тьме. По этому можно судить об их назначении в жизни. Так хуже всего половинчатость мышления и половинчатое устремление. Разрушители всегда только строят на половинчатом устремлении. Нет хуже служителя половинчатого, ибо он прячется явлением половинчатости, потому прямой враг Света Нами предпочитается. Малые черви, которые ползут по явлению тумана, Нами не допускаются к большим битвам. Так половинчатость должна быть избегнута. Всегда и всеми мерами нужно избегать общения с половинчатыми людьми. Так половинчатость, явленная учениками, отбрасывает их на тысячу лет- и потому нужно знать, где утверждать свое сознание. Так служитель Света не признает половинчатости". (Иерархия. 302).

Наша редакция желает своим читателям стать огненно-горячими, не признающими половинчатых решений, рериховцами!



Примечания

1."У порога Нового Мира".

2.Смотрите по этому поводу статью Владимира Росова "Биохимическая лаборатория в Гималаях. Страница завещанных и несбывшихся пророчеств из истории Института "Урусвати"".

3.Смотрите по этому поводу статью Тодора Яламова "Значение программы Людмилы Живковой "Международная детская ассамблея "Знамя Мира""

4.Программа "О проблеме создания культурно-научного центра в развитие идей Н.К. и Е.И. Рерих", поданная А.Н. Дмитриевым, И.А. Калининым, Ю.М. Ключниковым, П.П. Лабецким, Ю.Г. Марченко, В.И. Новожиловым на имя Сибирского отделения Академии наук СССР в 1979 году. Подробности в статье ""Живая этика" и власть: эпизод общественной жизни новосибирского Академгородка конца 1970-х гг".

5.Интервью Н.М.Смирнова с Ю.М. и С.Ю. Ключниковыми в 13-м номере журнала "Дельфис".

6.Решение об ограждении личного имущества Рерихов путём создания стеклянной перегородки очень мудро с агни-йогической точки зрения. Если читатель вспомнит 155-й параграф из книги "Надземное", в котором говорится об оккультной связи личных вещей с их обладателями, то решение наших индийских друзей об ограждении личных вещей семьи Рерихов является удивительным почтением по отношению к ним.

7.Речь Шри Сингха (Shri Singh), секретаря индийского министерства культуры, по случаю открытия "Центра искусств народов и племен Гималаев" в Наггаре 9-ого июля 1997 года (на английском языке).

8.Официальное название этой должности звучит на английском так: "Assistant manager of the International Roerich Memorial Trust". Но почему-то некоторые называют эту должность словом "куратор", которое в русском языке имеет совсем другой смысл.

9.Удивителен тот факт, что Алёна Адамкова в интервью газете "Сожружество" (N.7, октябрь 2002 г.) вводит читателей этой газеты в заблуждение по поводу статуса своей должности. Она говорит следующее: "Никаких других представителей в Мемориальном тресте и долине Кулу нет. Вероятно, многим неизвестно, что такое представительство. Оно открывается на уровне договоренности между президентами двух стран - России и Индии по согласованию с Мемориальным трестом". Наверное, держателям этой должности - организации МЦР, которая контролирует газету "Содружество" - очень выгоден такой обман. После такой лжи ни у кого не возникнет подозрения в том, что эта должность принадлежит рериховцам России, а не чиновникам МЦР.

10.Смотрите по этому поводу статью Сергея Кармалито "Кулу: возвращение к Рериху".

Дополнительные материалы
Рекламная брошюра института "Урусвати".
Годовой отчёт института "Урусвати" за период с 1929 по 1930 год.
Годовой отчёт института "Урусвати" за 1931 год.
"Урусвати - так назовите город" (подборка из дневников Е.И.Рерих).
"Урусвати" (Обращение Президента-Основателя по случаю трехлетия Гималайского Института научных исследований)
"Урусвати" (Н.К.Рерих)
Вершина современной науки (Ю.Н.Рерих)
Медицинские исследования в институте "Урусвати" (С.Н.Рерих)
Институт "Урусвати" - форпост русской науки в Азии (В.Росов).
Обсудить эту тему на форуме: Институт "Урусвати".
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
Институт Гималайских исследований "Урусвати"

Институт Гималайских исследований «Урусвати» («Свет Утренней Звезды») основан академиком Н.К.Рерихом 24 июля 1928 года в г.Дарджилинге с целью комплексного изучения и научного осмысления огромного количества материалов, собранных Центрально-Азиатской экспедицией на обширных территориях Азии, заселенных народностями, древнейшая культура которых оказала в свое время исключительное влияние на развитие мировой культуры, в первую очередь европейской.

«Институт по содержанию своей деятельности был прямым и непосредственным продолжением работы Центрально-Азиатской экспедиции. Он был продолжением Великого путешествия и являлся его неотъемлемой частью. Динамизм и подвижность, которые несла экспедиция, стали основой его работы. Институт действовал как постоянная база или штаб-квартира бесконечного путешествия». (Л.В. Шапошникова. Великое путешествие. В 3т. Т.1)

В декабре 1928 года Рерихи поселились в долине Кулу – одной из долин Западных Гималаев. Сюда же был переведен из г.Дарджилинга институт «Урусвати». Историческая долина Кулу, которую местные жители называют «Долиной трехсот шестидесяти богов», в археологическом, филологическом, этнографическом, а также геологическом, ботаническом и зоологическом отношениях, предоставляла для исследователей неисчерпаемый материал.

Тогда в мире таких институтов ещё не было. Структура института предусматривала возможность комплексного изучения большого круга научных проблем, деятельность института была рассчитана на широкие интернациональные связи. Передовой для того времени комплексный исследовательский подход стал визитной карточкой этого обширного междисциплинарного проекта. В его деятельности сочетались древние знания с самыми современными научными открытиями. «В его структуре и работе нашло отражение предвидение, которым отличался Николай Константинович. Многие потом придут к тем же мыслям и идеям. Эти идеи и мысли будут отвечать основным тенденциям в развитии мировой науки, но немедленного признания не получат». (Л.В. Шапошникова. Великое путешествие. В 3т. Т.1)

Концептуальной основой института «Урусвати» было научно - философское учение Живой Этики, где были даны знания о мироздании как о грандиозной энергетической системе, «в которой происходит интенсивный энергоинформационный обмен между составляющими её структурами различных состояний и измерений материи». (Л.В. Шапошникова. Исторические и культурные особенности нового космического мышления).

Структура института:

Археологический отдел: секции общей истории, истории культуры народов Азии, истории древнего искусства, лингвистики, филологии.

Отдел естественных наук: секции ботаники, зоологии, метеорологии, астрономии, изучения космических лучей в высокогорных условиях.

Отдел медицины: секция изучения древнетибетской медицины и фармакопеи, биохимическая лаборатория по исследованию методов лечения рака, бесплатная клиника для местных жителей.

Научная библиотека.

Музей для хранения экспедиционных коллекций.

Филиалы института были в Нью-Йорке при музее Н.К.Рериха и в Кейлонге, столице Лахуля. Задачи, поставленные Н.К. Рерихом перед новым научно-исследовательским учреждением, были грандиозны. Проблема культурных связей между народами Индии и России, захватившая его ещё в молодости, выходила за рамки чисто исторических интересов. Несправедливая недооценка прошлого, настоящего и будущего народов Востока являлась для Н.К.Рериха острейшей научной проблемой, требующей немедленного и коренного пересмотра. «Если поискать да прислушаться непредубежденно, то многое значительное выступает из пыли, из мглы. Нужно, неотложно нужно исследовать эти связи. Ведь не об этнографии, не о филологии думается, но о чем-то глубочайшем и многозначительном» - писал Н.К. Рерих.

Научные контакты института:

Институт Д.Боса в Калькутте (Индия)-

Музей естественной истории в Нью-Йорке-

Мичиганский университет (США)-

Гарвардский университет (США)-

Департамент земледелия США-

Американская Ассоциация медицинских колледжей-

Ботанический сад в Париже-

Национальный музей естественной истории (Париж)-

Парижский госпиталь-

Востоковедческие научные учреждения Америки, Европы, Азии-

Нью - Гарденс (Англия)-

Академия наук РФ (Ленинград) и другие.

Институт «Урусвати» обменивался публикациями с 285 институтами, университетами, музеями, библиотеками, научными обществами по всему миру, снабжал их энтомологическими и зоологическими коллекциями, коллекциями семян, гербариями.

Среди сотрудников института:

медик доктор К.К. Лозино - Лозинский, полковник А.Е. Махон, доктор Г.Лукин, профессор Дарджилингского университета лама Лобзанг Мингиюр Дордже, махапандит Рахул Санкритиаяна, лама Чомпел Дордже, ботаник Султан Ахмед, профессор Кашьяп, биолог Джагадиш Чандра Бош, лама Лобзанг Цондю, лама Дава Тензинг, член Нанкинской академии ботаник доктор Кенг, профессор Е.Д. Мерил, японский ученый Ицузо Такеучи, поэт и мыслитель Рабиндранат Тагор, физик Чандрасекхар Венката Раман, лигвист Сунити Кумар Чаттерджи, философ Сарвапалли Радхакришнан и др.

Советники по науке:

лауреаты Нобелевской премии А. Эйнштейн, Р. Милликан, Л. Бройль, президент Американского археологического института Р. Маггофин, путешественник Свен Гедин, профессор Института Пастера в Париже С.И. Метальников, профессор Гарвардского университета индолог Чарльз Ланман, французский археолог К. Бюнссон и др.

Было налажено сотрудничество с известным русским биологом Н.И. Вавиловым, которое прервалось после его ареста.

Всех ученых привлекал к Институту «Урусвати» не только уникальный район Гималаев, но и те способы научных исследований, в основе которых лежала методология новой системы познания. Характерной особенностью работы была постоянная подвижность, регулярные экспедиции, в которых участвовали сотрудники и корреспонденты. « Нужно то, - писал по этому поводу Н.К. Рерих, - что индусы так сердечно и знаменательно называют «ашрам». Это - средоточие. Но умственное питание «ашрама» добывается в разных местах. Приходят совсем неожиданно путники, каждый со своими накоплениями. Но и сотрудники «ашрама» тоже не сидят на месте. При каждой новой возможности они идут в разные стороны и пополняют свои внутренние запасы…Впрочем, сейчас всякий обмен научными силами, всякие экспедиции и странствия становятся непременным условием каждого преуспеяния. При этом люди научаются и расширять пределы своей специальности. Странник многое видит. Путник, если не слеп, даже невольно усмотрит многое замечательное. Таким образом, узкая профессия, одно время так овладевшая человечеством, опять заменяется познанием широким»

Вся семья Рерихов участвовала в организации и работе института. Елена Ивановна Рерих, являясь его Президентом – Основателем, была ведущей в различных областях его научной деятельности. Николай Константинович, сочетавший в себе синтез искусства, науки и большие организаторские способности, был также его основателем и идеологом.

Директором института стал Юрий Николаевич Рерих, востоковед, археолог, лингвист, обладавший широким космическим мировоззрением. Универсальные познания позволяли ему следить за разнохарактерными областями научных исследований, координировать и направлять их работу. Вместе с учеными ламами он работал над созданием тибето-санскритско-русско-английского словаря. Юрий Николаевич первым произвел ряд археологических раскопок в долине Кулу и прилегающих областях Гималаев.

Святослав Николаевич Рерих, художник, знаток древнего искусства и местной флоры, занимался историей культуры, в частности историей изобразительных искусств народов Азии. Он изучал естественные науки: орнитологию, ботанику, фармакопею, минералогию.

В «Урусвати» методы эмпирической науки сочетались с метанаучными. Нравственные и этические моменты при этом имели важнейшее значение. Сами основатели были высокодуховными и нравственными людьми, несущими в себе новое космическое мироощущение. Духовные знания, накопленные в Гималаях, получали экспериментальное подтверждение. Именно в «Урусвати» начинали научно познавать тонкие энергии, магнитные токи, космические лучи, иные состояния материи.

«Урусвати» являлся одним из первых институтов, где Гималаи изучались в самих Гималаях. Зимой сотрудники института работали в лабораториях, а летом уходили в научные экспедиции. Комплексный характер программ научно-исследовательских работ института сказывался и на разнообразии заданий её выездных экспедиций. И в то же время каждая из них имела свою специализацию, в зависимости от специальности участников похода.

Важным направлением в деятельности института были экспедиции в горные районы. Под эдигой «Урусвати» была организована экспедиция под руководством Дж.М. Бенара, профессора Христианского Колледжа Формана в Лахоре, которая проходила в рамках Всемирной программы изучения космических лучей, организованной в 1931-32 годах профессором Чикагского университета А.Х. Комптоном. В местах с различной широтой, долготой и высотой над уровнем моря регистрировалась ионизация воздуха и другие физические параметры, доступные науке того времени.

В лабораториях института намечался комплекс исследований психической энергии человека, энергии мысли, проблем человеческого сознания, а также влияние энергии самого человека

В «Урусвати» был разработан и внедрен в практику исследований комплексный подход к изучению древней восточной медицины. Лингвисты, историки, ботаники, тибетские ламы-врачеватели, профессиональные врачи Европы, философы, фармацевты – все сообща трудились над изучением тайн древнего знания о человеке. Поддерживались постоянные связи с научно-медицинскими центрами Европы и Америки. Стратегически исследования направлялись синтетическим умом Елены Ивановны, интуитивным провидением Николая Константиновича. Работой по изучению древней медицины непосредственно руководил Святослав Николаевич Рерих. При участии лам-врачевателей впервые в мире был составлен Большой Атлас тибетских лекарственных растений, впоследствии явившийся одним из основных учебных пособий для всех исследователей медицины Центральной Азии.

Отчеты и дневники проводившихся экспедиций, исследований, связанные с важнейшими направлениями науки, последними открытиями ученых публиковались в «Журнале Института Гималайских исследований».

За короткий период существования института было сделано многое. Комплексные экспедиции прошли по долине Кулу, Лахулю, Бешару, Кангре, Ладаку, Занскару. В 1935 году прошла Маньчжурская экспедиция. Музей института пополнялся богатейшими коллекциями: ботаническими, орнитологическими, геологическими, археологическими.

Юрий Николаевич собрал ценнейшие образцы гималайского фольклора. Были изданы три солидных тома трудов Института и отдельные научные работы его сотрудников, построены здания, приобретено лабораторное оборудование, значительно пополнилась библиотека.

«Станция (институт «Урусвати» - ред.) должна развиться в город Знания, - писала Е.И. Рерих. – Мы желаем в этом городе дать синтез научных достижений. Потому все области науки должны быть впоследствии представлены в нем. И так как знание имеет своим источником весь Космос, то участники научной станции должны принадлежать всему миру, то есть всем национальностям- и как Космос неделим в своих функциях, так и ученые всего мира должны быть неделимы в своих достижениях, иначе говоря, объединены в теснейшем сотрудничестве. Место станции избрано совершенно сознательно и обдуманно, ибо Гималаи представляют неисчислимые возможности во всех отношениях. Внимание научного мира сейчас обращено на эти высоты. Изучение новых космических лучей, дающих человечеству новые ценнейшие энергии, возможно только на высотах, ибо все самое тонкое, самое ценное лежит лежит в более чистых слоях атмосферы».

Академик А.П. Окладников говорил об институте «Урусвати», созданной волей и мыслью семьи Рерихов: «Это был настоящий подвиг великого русского художника. В колониальной Индии, в далеких Гималаях, за перевалами, без дорог и электричества, основываясь на частных пожертвованиях и средствах от продажи картин, создать интернациональный научно-исследовательский институт по изучению целого комплекса проблем, связанных с районом Гималаев!».

Город Знаний, который был задуман Рерихами, как мировой катализатор новой науки космического мышления, не сбылся. Исторические события сложились так, что институт Гималайских исследований был лишен возможности дальнейшего развития. Сначала финансовый кризис, а затем Вторая мировая война оборвали связи института с внешним миром. Институт пришлось законсервировать. Коллекции уложили в ящики, лабораторное оборудование размонтировали, жилые помещения для ученых закрыли.

В 1947 году скончался Николай Константинович, в 1955 году ушла из жизни Елена Ивановна. В 1957 году уехал в Советский Союз Юрий Николаевич и в 1960 году скончался. В Индии остался один Святослав Николаевич. Он сделал немало усилий, чтобы восстановить работу Института. Но его обращения к Советскому Союзу не принесли результатов. В 1993 году, уже после смерти Святослава Николаевича, в Кулу был создан Международный Мемориальный трест Рерихов. Трест сделал немало в Кулу для увековечивания памяти Рерихов, но «Урусвати» до сих пор ждет своей очереди.
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
Институт «Урусвати»

(Научная деятельность Н. К. Рериха и Ю. Н. Рериха в Индии)



Долина Кулу... Узкая полоса плодородной земли, втиснутая между западными, и восточными отрогами Гималайских гор. Весь район расположен далеко от крупных городов Индии, от центров ее культуры. Тем не менее эта 'отдаленная и малоизученная область представляет собой осколок древнейшей культуры Индии. Вряд ли где-нибудь еще в стране можно найти столь своеобразную и интересную местность. Склоны Гималаев вплотную подходят к реке Беас, протекающей по долине. В некоторых местах достаточно пройти несколько сот метров, чтобы оказаться на тропе, которая поднимается прямо в горы. До сих пор цивилизация мало коснулась Кулу. Долину и сейчас можно считать богатейшим историко-этнографическим и природным заповедником. К Кулу прилегают малоизученные области индийских Гималаев - Лахуль, Спити, Чамба. Все, вместе взятое, представляет огромный интерес для различного рода исследований, начиная с геологии и кончая этнографией и археологией.

Этот регион интересен также с точки зрения важных проблем, связанных с этногенезом народов Индии. Основным населением этих областей являются потомки древних кунинда, или каннета, упоминавшихся в ведах. Есть основания полагать, что кунинда населяли Кулу и в доведический период. В связи с этой проблемой представляется уникальной изолированная долина Малана, расположенная за перевалом Чандракани. Немногочисленные жители Маланы до сих пор сохранили древнее наречие, традиции 'и культуру, на которые внешний мир оказал незначительное влияние. Население долины Кулу является живым источником для 'историка, этнографа и лингвиста. Земля Кулу и смежных с нею районов хранит 'немало древних, еще не известных нам реликвий, поэтому археологические раскопки имеют здесь большие перспективы.

Богатый животный и растительный мир индийских Гималаев, специфика геологической структуры, возможность вести метеорологические наблюдения делали эту область ценной для ученых самых разных профилей, и у Николая Константиновича Рериха было достаточно оснований выбрать ее в качестве места для Гималайского института научных исследований. "Гималаи, - писал русский художник и ученый, - являются неистощимым источником не только аюрведических исследований, но и со стороны исторической, философской, археологической и лингвистической всегда будут неисчерпаемы. Место института в древней долине Кулу, или Кулута, тоже было удачно. В этих местах жили риши и мудрецы Индии. Многие легендарные и исторические события связаны 'с этими нагорьями. Тут проходил Будда, и в свое время процветали десятки буддийских монастырей. Здесь находятся развалины дворцов Пандавов, пещера Арджуны- здесь собирал Махабхарату риши Виаса. Здесь и Виасакунд - место исполнения желаний" [9, 124].

Комплексный институт "Урусвати" ("Свет утренней звезды") имеет 'свою трудную и славную историю. Он основан Н. К. Рерихом 24 июля 1928 г. /Дата принята согласно указаниям самого Н. К. Рериха [14, 229]. В публикациях фигурируют и иные даты: 12 июля 1928 г. [18, 88] и 1929 г. [16, 262]. Последняя датировка, по-видимому, связана с началом деятельности института в долине Кулу./ в Дарджилинге после завершения им Центральноазиатской экспедиции. В декабре 1928 г. институт был перебазирован в долину Кулу.

Инициативу открытия в Индии специального научного учреждения именно русским исследователем Азии нельзя считать случайностью. Русские ученые-востоковеды и путешественники в XIX-XX вв. активно осваивали малоизученные просторы Азии. Круг их интересов лежал в области того древнего и прямого пути, который 'связывал народы Юго-Восточной Азии с Россией через Сибирь и Тибетское нагорье в направлении Индии.

Правда, этот исторически сложившийся путь был чреват многими опасностями, вызванными не только суровой природой, но и тем барьером, который воздвигала вокруг себя "священная" Лхаса. В течение столетий его преодолели лишь отдельные смельчаки, переодетые паломниками-буддистами, попытки же приблизиться к Лхасе с научно-исследовательскими экспедициями успеха не имели.

Тем не менее русские исследователи никогда не отказывались от намерений проникнуть в таинственные области Азии, и вряд ли путешествие Н. К. Рериха можно рассматривать изолированно от общих усилий и сложившихся традиций отечественного востоковедения. Во всяком случае хорошо известно, что Н. К. Рерих тщательно следил за его достижениями и со многими из своих современников-востоковедов был тесно связан.

Великая Октябрьская революция и последовавшие за ней политические события усложнили работу русских исследователей в колониальных владениях западных стран. Великобритания всегда противодействовала пребыванию русских ученых в своих колониях, а в начале 20-х годов шансы появления в них русских исследователей практически были сведены ею к нулю. Это испытал на себе и Н. К. Рерих. Только трехлетнее пребывание в США и широко развернутая международная культурно-просветительская деятельность помогли ему в конце 1923 г. приехать в Индию, о чем он мечтал уже с начала 10-х годов.

К концу 1924 г. Рерих подготавливает большую экспедицию в Центральную Азию. Ее маршрут дважды пересекал Тибетское нагорье: с юга на север - в его западных областях и с севера на юг с обратным выходом в Индию - в восточной части. По своим масштабам такая экспедиция не имела прецедента в истории изучения Центральной Азии.

Рериху удалось осуществить свое, на первый взгляд казавшееся несбыточным намерение. Его Центральноазиатская экспедиция 1925-1928 гг. - самостоятельная тема, выходящая за рамки этой статьи. Мы упомянем лишь об одной характерной детали. Возвратиться в Индию с территории Советского Союза Рерих мог обходным путем, по китайской территории. Но он выбрал наиболее трудное направление - через владения Лхасы, которым уже пытались пройти его славные предшественники Пржевальский и Козлов. Завершая начатое ими дело, Рерих все-таки вынужден был обойти Лхасу кружным путем по совершенно неизвестным областям Трансгималаев. Однако это непредвиденное обстоятельство лишь обогатило науку многими ценными открытиями.

Николай Константинович Рерих вышел с экспедицией, в со^- ставе которой находились его жена Елена Ивановна и старший сын Юрий Николаевич, в марте 1925 г. Экспедиция двинулась из Сиккима через Сринагар в Центральную Азию и вернулась в Сикким в конце мая 1928 г., перевалив через Гималайский хребет с севера в районе Джомолунгмы. На своем пути экспедиция собрала обширнейший научный материал. Вопрос о его систематизации, обработке и дальнейшем использовании так или иначе должен был возникнуть перед Рерихом. Решить его можно было по-разному: передать находки заинтересованным научным учреждениям Запада, которые частично финансировали экспедицию, найти подходящее научное учреждение в самой Индии или же заняться продолжением успешно начатого дела самостоятельно. Рерих остановился на последнем, как на единственно приемлемом для себя решении.

Интересы Рериха никогда не замыкались изучением какойлибо одной страны или национальной культуры Востока. Научав свою научную деятельность с археологических изыскании в северо-западной части России, Рерих увлекся проблемой исторических миграций народов Азии, влиянием их древних культур на более молодую культуру славянских племен. И это привело к тому, что 'в конце концов исследовательская деятельность Рериха-ученого охватила обширнейшую территорию, включившую в себя северо-запад России, Алтай, Монголию, северо-запад Китая и Гималаи.

Приехав в 1923 г. в Индию, Рерих спешит в Сикким, к южным склонам Гималаев, откуда ведут пути через Тибет и Монголию до самой Сибири. Первые дневниковые записи Николая Константиновича [12- 20] больше повествуют о Тибете и Монголии, чем собственно об Индии. Много в них упоминании и о России. Рерих как бы готовится к походу в те области Центральной Азии, куда не смогли проникнуть его соотечественники с северного направления.

Стремление внести свою лепту в русское востоковедение, согласовать свою деятельность с теми задачами, которые приобретали актуальность для Советского Союза, никогда не угасало в Рерихе. Об этом свидетельствуют как его постоянные усилия наладить связи с советскими учеными, так и его контакты с советской дипломатией за рубежом начиная с 1924 г. Николай Константинович имел полное право заметить в "Листах дневника": "Для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азийским путям" [9, 244].

Особый интерес Рериха к тем районам Азии, которые ближе подходили к сибирским землям, вполне понятен. Однако как для русского востоковедения в целом, так и для Рериха индология сохраняла свое ведущее место. И изучение возможностей прямого общения России с Индией через Тибет в прошлом, настоящем и будущем все больше и больше сближало Рериха с индийской культурой, останавливало его внимание на проблемах, связанных с русско-индийским культурным и научным сотрудничеством. Поэтому организация на индийской территории независимого научного учреждения, преследующего такие цели, имела для Николая Константиновича первостепенное значение. Он писал: "Если поискать да прислушаться непредубежденно, то многое значительное 'выступает из пыли и мглы. Нужно, неотложно нужно исследовать эти связи. Ведь не об этнографии, не о философии думается, но о чем-то глубочайшем и многозначительном. В языке русском столько санскритских корней. Кое-какие ответы на такие запросы имеются, 'но ведь они разрозненны и забыты в пыли неведомых полок библиотечных. Пора русским ученым заглянуть в эти глубины и дать ответ на пытливые вопросы. Трогательно наблюдать интерес Индии ко всему русскому. В нем не только доверие к русской мощи, но и нечто родственное [...]. Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские. Истинно "Алтай-Гималаи"-два магнита, два равновесия, два устоя. Радостно видеть жизненность в связях индо-русских" [там же, 268]'.

"Алтай-Гималаи"-книга, собранная из путевых записей Н. К. Рериха 1923-1928 гг. Как бы объявляя о своих намерениях и настроениях, он открывает книгу словами, записанными еще по пути в Азию: ""Урус карош" -Кричит лодочник в Порт Сайде, увидав мою бороду. Всюду на Востоке звенит этот народный привет всему русскому. И сверкает зеленая волна, и красная лодка, и бело-голубая одежда, и жемчуг зубов: "Карош урус!" .Привет Востока!" [5, 10].

В двух английских изданиях "Алтай - Гималаи" [21- 22] начальные слова русского оригинала рукописи по вполне понят ным причинам были опущены. Книга "Алтай-Гималаи" содержит записи о Цейлоне, Сиккиме, Кашмире, Синьцзяне, Советском Алтае, Монголии, Тибете, собственно Индии. И если мы взглянем на географическую карту, то увидим, что место, выбранное Рерихом для нового института, находится в центре той громадной территории, которую охватывали его научные интеоесы. При этом они не ограничивались прямой специальностью Рериха-ученого - археологией. Помимо археологического отдела при институте "Урусвати" сразу же были открыты отделы естественных наук и медицины, научная библиотека, музей для хранения экспедиционных находок. Отделы имели 'свои специализированные подразделения. Так, при археологическом отделе существовали секции общей истории, истории культуры народов Азии, истории древнего искусства, лингвистики и филологии. Отдел естественных наук занимался ботаникой и зоологией, метеорологическими и астрономическими наблюдениями, изучением космических лучей в высокогорных условиях. В медицинском отделе наряду с изучением древнетибетской медицины и фармакопеи была организована биохимическая лаборатория, в которой исследовались современные средства борьбы против рака.

Институт "Урусвати" был задуман Н. К. Рерихом как научно-исследовательское учреждение по комплексному изучению обширных территорий Азии, заселенных народностями, древнейшая культура которых оказала в свое время исключительное влияние 'на развитие мировой культуры, в первую очередь европейских народов, несправедливо забывших, а подчас и сознательно искажавших предысторию своей цивилизации.

Солидаризуясь с народами Востока, с их представителями науки и прогрессивной общественной мысли, Рерих отказывался примириться с подобной несправедливостью. Недооценка прошлого, настоящего и будущего народов Востока, с умыслом или непреднамеренно подкрепляемая европоцентристскими теориями, уже сама по себе была для него острейшей научной проблемой, требующей немедленного и коренного пересмотра. Поэтому и значение Н. К. Рериха как ученого нельзя определять исходя только из тех научных дисциплин, в которых он непосредственно вел научную работу. Рерих был также и замечательным организатором науки, ее идеологом, активно боровшимся за то, по его словам, "руководящее знание", которое'содействовало бы воцарению справедливости на всем земном шаре.

Предпосылки возникновения института "Урусвати" можно в основном свести к следующим:

1) научная деятельность Н. К. Рериха до 1917 г., выражавшая общие традиции русских востоковедов и исследователей Центральной Азии-

2) экспедиция 1925-1928 гг., блестяще завершившая деятельность русских путешественников XIX и начала XX в. Впер-

вые был проложен маршрут из Сибири через Тибетское нагорье и Трансгималаи прямо в Индию-

3) необходимость научной обработки собранных в экспедиции материалов-

4) повышенный интерес Н. К. Рериха к Индии и его давнишнее стремление наладить регулярное научное и культурное сотрудничество между Россией и Индией.

Мы сейчас не касаемся художественных интересов и устремлений Рериха. Он всегда и при всех обстоятельствах, конечно, оставался художником.. Искусство народов Востока, в том числе индийское, было ему бесконечно дорого и оказало на его живопись заметное влияние. Через всю богатую творческую жизнь Рериха изобразительное искусство проходило красной нитью. Однако было бы ошибочно полагать, что только оно привело Рериха в Азию. Достаточно упомянуть, что одним из первых его визитов по приезде в Индию в 1923 г. было посещение научного института Дж. Боса в Калькутте. Известный индийский ученый серьезно отнесся к предложению Рериха о сотрудничестве и вскоре навестил его в Сиккиме. В дальнейшем институт Дж. Боса и "Урусвати" не прерывали научных контактов.

Задачи, поставленные Рерихом перед этим новым научно-исследовательским учреждением, были поистине грандиозны, а то, что "Урусвати" находился в тогда еще колониальной Индии, намного усложняло их решение. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что далеко не все намеченное Рерихом удалось полностью реализовать. Более достойно удивления то, что ему удалось так много сделать в неимоверно трудных условиях 20-30-х годов и что многие поставленные им проблемы не только :не потеряли актуальности в наше время, но приобрели еще большее значение. Предвидение крутого поворота в судьбах народов Востока не обмануло Рериха, и все его начинания оказались на редкость перспективными.

Первыми практическими шагами по укреплению положения института "Урусвати" была поездка в западные страны. В июне 1929 г. Николай Константинович и Юрий Николаевич посетили Нью-Йорк. Там заканчивалось строительство 24-этажного здания, предназначенного для размещения музея, Института объединенных 'искусств, Международного центра искусств и других культурных организаций, созданных американскими сотрудниками Рериха. Среди них были весьма влиятельные люди - видные деятели науки и культуры. Поэтому по приезде в США Рерихи были приняты президентом Гербертом Гувером и мэром Нью-Йорка Дж. Уокером.

Интерес к недавно закончившейся Центральноазиатской экспедиции Рериха был в США исключительно велик, так как экспедиция эта была осуществлена при содействии американских научных и культурных организаций, шла под американским флагом, и еще до ее окончания Ньюйоркский музей им. Н. Рериха получил от художника в дар около 300 полотен азиатской тематики, вызвавших усиленный приток посетителей.

Для дальнейшего развития научной работы 'в Индии Рериху была необходима американская поддержка. Она придавала институту "Урусвати" респектабельность в глазах английских властей и способствовала созданию его материально-технической базы. Поэтому при Музее им. Н. Рериха в Нью-Йорке сразу же было открыто отделение "Урусвати", которому художник пожертвовал ценнейший Канджур-Танджур - буддийский священный канон на тибетском языке, состоящий из 300 книг. Другой Канджур-Танджур, также вывезенный из Центральной Азии, остался в Кулу.

Рерих довольно скоро наладил деловые 'связи с научными учреждениями Америки и Европы, заинтересовал их обменом научной информацией и предоставлением помощи на местах ученым, посещающим Азию. В частности, сразу же была достигнута договоренность об оказании организационной помощи сотруднику Мичиганского университета, д-ру Вальтеру Кельцу, выехавшему в долину Кулу для изучения и сбора альпийской флоры Гималаев.

Весной 1930 г., после посещения Парижа и Лондона, Николай Константинович и Юрий Николаевич были уже готовы выехать обратно в Индию, но их задержали совершенно непредвиденные обстоятельства. Позже, отмечая трехлетие работы института "Урусвати", Рерих писал: "Не забудем, что из тридцати шести месяцев существования более восьми месяцев ушло на прискорбные и совершенно ненужные трения, нанесшие глубокий как денежный, так и моральный вред" [14, ЗОО].

Эти трения, грозившие срывом всех планов Рериха, были вызваны попыткой англичан воспрепятствовать возвращению Рерихов в Индию. Это была уже вторая акция британского министерства иностранных дел, направленная против Рериха. Первая, чуть было не стоившая жизни всем членам Центральноазиатской экспедиции, была предпринята зимой 1927 г., когда по .требованию англичан экспедиция была задержана лхаскими воинскими подразделениями на высокогорном плато в Тибете.

Не добившись в Лондоне въездных виз в Индию, Николай Константинович и Юрий Николаевич выехали в принадлежавшую тогда Франции колонию Пондишери, где занялись обследованием местных древних погребений с урнами и саркофагами.

Только к концу 1930 г. Рерих и его старший сын попадают обратно в Кулу, где безвыездно находилась жена художника Елена Ивановна и приглашенный еще в июне 1928 г. из Риги в Индию секретарь института "Урусвати"- Владимир Анатольевич Шибаев.

По возвращении в Кулу Николай Константинович немедленно приступает к подготовке новых экспедиций как в самой долине, так и в прилегающих к Западным Гималаям областях Тибета. В 1931 г. он уже ведет экспедицию из Кулу через перевал Ротанг в Лахуль. Перевалы Западных Гималаев да и весь Кашмир представляли для него исключительный интерес, так как через них шли пути к Средней Азии, пески которой скрывали остатки древних культур народов, общавшихся на востоке и юге с Китаем и Индией, а на западе и севере с европейскими странами и Сибирью.

В течение двух лет институтом "Урусвати" было проведено пять экспедиций непосредственно в долину Кулу и экспедиции в Лахуль, Бешар, Кангру, Лахор, Ладак и Занскар, систематизированы находки Центральноазиатской экспедиции, подобрана научная библиотека, богатая уникальными древними манускриптами. В музее института появились ценные ботанические, орнитологические, зоологические коллекции, возведено новое здание биохимической лаборатории.

Руководство институтом "Урусвати" было возложено на Юрия Николаевича Рериха, который и состоял его бессменным директором. Универсальные познания Ю. Н. Рериха позволяли ему следить за разнохарактерными областями научных исследований, координировать и направлять их работу.

Сам Николай Константинович, проводивший ежедневно несколько часов за мольбертом и обремененный множеством других дел, в том числе перепиской с несколькими сотнями корреспондентов, не переставал уделять институту "Урусвати" много внимания и был его вдохновителем и идейным наставником. Большую помощь ему оказывали: жена Елена Ивановна, кото^ рая была президентом- основателем института, и младший сын-Святослав Николаевич, художник, знаток древнего искусства и местных фармакопеи, хороший ботаник и орнитолог. Многосторонность знаний и занятий каждого члена семьи Рерихов при их слаженном сотрудничестве и неутомимой энергии давала особенно эффектные результаты и много способствовала успеху и широкому признанию института "Урусвати" как в самой Индии, так и далеко за ее пределами. ^

Деятельность института опиралась на международный обмен научной информацией и ее накопление из тех первоисточников, которые предлагали сотрудникам института малоизученные области Азии. Н. К. Рерих писал по этому поводу: "Когда мы основывали институт, то прежде всего имелась в виду постоянная подвижность работы. Со времени основания каждый год происходят экспедиции и экскурсии. Не нужно отказываться от этой уже сложившейся традиции. Если все сотрудники и корреспонденты будут привязаны к одному месту, то сколько неожиданных и хороших возможностей замерзнут [...]. Нужно то что индусы так сердечно и знаменательно называют "аш-

рам". Это-средоточие. Но умственное питание ,,ашрама" добывается в разных местах. Приходят совсем неожиданные путники, каждый со своими накоплениями. Но и сотрудники "ашрама" тоже не сидят на месте. При каждой новой' возможности они идут в разные стороны и пополняют свои внутренние запасы" [6, 76].

Некоторые экспедиции 'института возглавлялись самим Ни-, колаем Константиновичем. Так, в 1931 г. он посетил Лахуль, в столице которого

- Кейлонге - был создан филиал института "Урусвати" для' регулярных летних наблюдений. В последующие годы туда обычно выезжала месяца на два Елена Ивановна.

Путевые записи Н. К. Рериха свидетельствуют, что, как историк, он всегда мыслил широко и стремился объяснить причины глубочайшего взаимопроникновения древних культур. В Лахуле он записывал: "В историческом и археологическом отношении край мало исследован. Картина "Менгиры 'в Гималаях" будет напоминать о менгироподобных камнях, утверждаемых с древнейших времен и до наших дней на горных перевалах. Обычай этот имеет несомненную связь с древними менгирами Тибета, открытыми нашей экспедицией в 1928 году, подобными менгирам Карнака [...]. Ладак, Дартистан, Балтистан, Лахуль, Трансгималаи, часть Персии, Южная Сибирь (Иртыш, Минусинск) изобилуют разнообразными сходными в техническом отношении изображениями, невольно напоминающими скалы Богуслана и изображения ост-готов и прочих великих переселенцев" [14,261].

Одновременно с походом в Лахуль другая группа сотрудников "Урусвати" находилась в Ладаке, где собирала превосходные коллекции в окрестностях Леха.

Придерживаясь сббственных научных концепций и неприемлемых для западных колонизаторов взглядов на ближайшее общественно-политическое развитие стран Востока, Н. К. Рерих отнюдь не игнорировал значения американских и европейских культурных и научных организаций и налаживал с ними контакты, без которых деятельности "Урусвати" грозила бы некоторая односторонность.

Например, уже первые экспедиции, проведенные силами института, позволили собрать и обработать для Мичиганского университета в США богатую энтомологическую коллекцию и гербарий из 3700 единиц, представлявших около 1500 видов растительности. Для Ботанического сада в Нью-Йорке была составлена коллекция семян и собрано 3800 образцов растительного мира Гималаев. Департаменту земледелия США ^Вашингтон) была послана коллекция семян, музею Гарвардского университета (Кембридж, США)-зоологическая коллекция, Национальный музей естественной истории в Париже получил около 2 тыс. образцов горных растений и коллекцию семян.

Медицинский отдел института "Урусвати" наладил сотрудничество с биохимиками Гарвардского университета. Большой интерес вызвали переводы на европейские языки древних манускриптов по тибетской медицине и фармакопее. При участии лам-лекарей впервые был составлен атлас тибетских лекарственных растений.

Сразу же завоевали признание труды Юрия Николаевича Рериха по лингвистике и филологии. Его сотрудничество с известным знатоком тибетской литературы и местных диалектов, профессором Дарджилингского университета, ламой Лобзанг Мингюр Дордже было особенно плодотворным. Лобзанг Мингюр Дордже подолгу оставался в Кулу для совместной с Юрием Николаевичем работы.

Тесные связи с такими светилами индийской науки, как Чандрасекар Раман, Джагадиш Чандра Бос, с такими видными представителями индийской литературы, философии, искусства, просвещения, как Рабиндранат Тагор, Обининдранатх Тагор, Асит Кума^ Халдар, Сунити Кумар Чаттерджи, Рамананда Чаттерджи, Сарвапалли Радхакришнан, Свами Сананд Сарасвати, Тейджа Сингх, Дас Гупта, К. П. Тампи, Р. М. Равал, и многими другими придавали институту "Урусвати" особый вес и значение в глазах западных ученых. Большую популярность деятельности института принесли и изданные в Нью-Йорке, Лондоне и Париже книги Н. К. Рериха и Ю. Н. Рериха о своих азиатских путешествиях и исследованиях.

Не удивительно, что в списках почетных советников по науке, членов-корреспондентов и постоянных сотрудников "Урусвати" скоро появились и имена таких известных западных ученых, как лауреаты Нобелевской премии А. Эйнштейн, Р. Милликен, Л. Бройль, президент Американского археологического института Р. Маггофин, знаменитый путешественник Свен Гедин, профессор Института Пастера в Париже С. И. Метельников, профессор Гарвардского университета, индолог Чарльз Ланман, профессор К. К. Лозин-Лозинский (Париж), французский археолог

К. Бюиссон, директор Ботанического сада в Нью-Йорке Е. Д. Меррил и многие другие.

О доверии к институту "Урусвати" и признании за ним больших научно-исследовательских возможностей свидетельствует и последняя азиатская экспедиция, проведенная в 1934- 1935 гг. под личным руководством Н. К. Рериха и при участии Ю Н. Рериха и нескольких специалистов-ботаников. Эта экспедиция была предпринята по инициативе Департамента земледелия США и имела свои специфические задания. Из-за хищнического использования земельных и лесных угодий американское сельское хозяйство несло большой урон от эрозии почв. Полное обеззеленение в некоторых районах страны влекло за собой распространение пустынь. Департамент земледелия, обеспокоенный угрожающим характером этих явлении, предложил

Н. К. Рериху организовать изучение и отбор засухоустойчивой барханной растительности, которую можно было бы использовать на сожженных солнцем полях западных районов США.

В апреле 1934 г. Н. К. Рерих договорился в Нью-Йорке об условиях финансирования и оснащения экспедиции, а в мае уже направился в Маньчжурию, где экспедиция приступила к работе в районах степной Барги и западного нагорья Хинганского хребта. В 1935 г. экспедиция была переброшена в Северный Китай и исследовала предгорья Хингана и окраины пустыни Гоби. Всего Рерихом было послано в США около 2 тыс. посылок различных травяных семян, разнообразных видов засухоустойчивых трав и кустов. В Америке они испытывались и размножались на специальных плантациях, откуда и поступали в оголенные равнины западных штатов.

Кроме прямых заданий экспедиции, ее участники, как всегда, занимались археологической разведкой, сбором фольклорного и лингвистического материала. Удалось также собрать много образцов лекарственных растений, а в одном из старинных монастырей был обнаружен и переписан редчайший тибетский медицинский манускрипт.

Н. К. Рерих и Ю. Н. Рерих вернулись в Кулу в декабре 1935 г. Цели экспедиции 1934-1935 гг. не были для Рериха случайными. Актуальная для нашего времени проблема охраны природы тревожила его с самого начала столетия, а в 20- 30-х годах он неоднократно выносил этот вопрос на широкое обсуждение. Он писал: "Люди, которые еще в простоте душевной полагают, что "Бог траву родит", забывают пословицу: "На Бога надейся, а сам не плошай". Когда приходится видеть систему орошения египетских пустынь, мне всегда приходит мысль: как сравнительно мало нужно сделать, чтобы, казалось бы, мертвая поверхность опять зацвела! И в этом смысле каждый, как специалист, так и доброжелательный обыватель, одинаково должны сойтись, чтобы помочь целым странам. И в этой помощи будущим поколениям будет одно из тех безымянных благодеяний, которыми держится бытие [...]. Да, нужно уметь беречь не только рукотворные ценности человечества, но и простирать ту же заботливость и ко всем истинным источникам жизни. Потому оживление пустынь как в своем буквальном значении, так и в переносном, духовном понимании является благородной задачей человечества. Да процветут все пустыни!" [II].

Успешная деятельность института "Урусвати" превратила его в одно из крупных научных учреждений Индии. Институт сотрудничал со многими научными организациями стран Европы и Америки. Обменивался публикациями с 285 институтами, университетами, музеями, библиотеками, научными обществами. Выпускался ежегодник "Журнал Института гималайских исследований Урусвати". Многие научные учреждения различных стран стремились получить это издание. Статьи, содержавшие-

ся в нем, затрагивали важнейшие проблемы, связанные с рядом ведущих научных дисциплин. В журнале публиковались материалы по археологии, этнографии, лингвистике, философии, ботанике, фармакологии, геологии и т. д. Большой раздел журнала был посвящен 'отчетам и дневникам регулярно проводившихся экспедиций. В этой связи необходимо отметить выдающуюся роль Ю, Н. Рериха, которую он сыграл в -научной работе института и его публикациях. Статьи Ю. Н. Рериха занимали значительное место в журнале "Урусвати". Им были опубликованы ценнейшие работы, такие, как "Проблемы тибетской археологии", "К изучению Калачакры", "Тибетский диалект Лахуля" и т. д. Отдельными изданиями вышли такие важные работы Юрия Николаевича, как "Звериный стиль у кочевников Северного Тибета", где он проследил контакты различных культур и цивилизаций, "По тропам Центральной Азии", в основу которой легли его дневники во время Центральноазиатокой экспедиции.

Публиковались и монографии сотрудников. Среди них важнейшее место занимала серия "Tibetica", посвященная древностям Тибета, создателем которой был Ю. Н. Рерих.

Работая в качестве директора института и будучи его ведущим сотрудником, Юрий Николаевич оказал огромное влияние на организацию и развитие разнообразных исследований. Он первый произвел ряд археологических раскопок в Кулу и прилегающих областях индийских Гималаев. В Лахуле он обнаружил три типа древних погребений, по преданию принадлежавших пришельцам с 'севера. В погребениях нашли человеческие останки, этническую принадлежность которых трудно было установить, железные изделия и керамику. Как археолог и этнограф, Ю.

Н. Рерих всегда стремился проследить взаимные влияния различных культур. Так, изучая резьбу по дереву лахульских горцев, он отмечал, что "некоторые орнаменты-любопытно напоминали одну из нордических резьб по дереву" [17, т. 2, 150].

В Кулу, Лахуле, Спити Ю. Н. Рерих собрал ценнейшую этнографическую коллекцию и провел лингвистическое обследование Лахуля. В старинных буддийских монастырях ему удалось собрать уникальную коллекцию тибетских рукописей и книг. Вместе с этим Ю. Н. Рерих упорно трудился над созданием тибето-санскритоко-русско-английского словаря, макет которого впоследствии был передан им Институту востоковедения АН СССР. Вся эта деятельность Юрия Николаевича снискала ему мировое признание в востоковедных кругах.

В формировании его как ученого важнейшую роль сыграли постоянное сотрудничество с отцом и работа в институте "Урусвати". Николай Константинович Рерих рано начал готовить своего старшего сына к востоковедной деятельности. Еще в Петербурге, в гимназические годы Юрий Николаевич учился у знаменитого русского египтолога Б. А. Тураева и монголоведа А. Д. Руднева. В 1919-1923 гг. он обучался в Школе восточных языков Лондонского университета, затем в Гарвардском университете и Школе восточных языков при Сорбонне (Париж). К двадцати двум годам он получил степень бакалавра по отделению индийской филологии и звание магистра индийской филологии.

Когда в конце 1923 г. Юрий Николаевич приехал в Индию, он был уже хорошо подготовленным индологом, тибетологом, тюркологом и иранистом. Путешествие по обширным неисследованным районам Азии, многогранные интересы отца, его 'связи и орга
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
изаторские способности открыли перед молодым ученым такие возможности и такое поле деятельности, которые редко кому представляются. И эти возможности Юрий Николаевич блестяще использовал.

Весьма плодотворной была работа института и в области естественных наук. Регулярно проводившиеся экспедиции значительно расширили наши знания об одном из районов Гималайских гор. Собранные во время экспедиций коллекции - ботанические, зоологические, палеонтологические, геологические, орнитологические - представляли научный материал огромной ценности.

Сотрудники института регулярно участвовали в международных научных конгрессах. Скоро уже не сам институт, а другие научные учреждения Европы и Америки стали искать контактов с "Урусвати". Предлагали 'сотрудничать в организации разного рода экспедиций, в области изучения раковых заболеваний, интересовались переводами тибетских трактатов, посвященных древней медицине. Настойчиво добивались сотрудничества с институтом в долине Кулу Парижский госпиталь и Парижский национальный музей, Американская ассоциация медицинских колледжей, разного рода востоковедные научные учреждения.

Однако, несмотря на это, институт испытывал большие затруднения. Причина крылась в самом обычном обстоятельств-в отсутствии средств. Их поступление носило спорадический характер и зависело от финансовых возможностей сотрудничающих с "Урусвати" научных и культурных учреждений, от единовременных частных или общественных субсидий, от издательской деятельности. В начале 30-х годов западные страны были охвачены жесточайшим экономическим кризисом. Суммы для обеспечения бесперебойной работы института получить было все труднее. Подчас приходилось довольствоваться только личными доходами Н. К. Рериха с .продажи картин, а этого, конечно, не могло хватить для научно-исследовательской деятельности целого коллектива ученых.

В 1938 г. Николай Константинович с болью писал: "Пресеклись средства. Одними картинами не удастся содержать целое научное учреждение. Давали все, что могли, а дальше и взять негде. Между тем общий интерес к Гималаям все возрастает. Ежегодные экспедиции направляются сюда со всех концов мира. Новые раскопки раскрывают древнейшие культуры Индии. В старых монастырях Тибета обнаруживаются ценнейшие манускрипты и фрески. Аюрведа опять приобретает свое прежнее значение, и самые серьезные специалисты опять устремляются к этим древним наследиям. Стоит лишь вспомнить, какие интересные исследования произвел д-р Бернард, Рид, доказавший, что основы древнейшего письма близки нынешним открытиям. Все есть, а денег нет" [9, 125].

На третьем томе пришлось прекратить издание ежегодника "Урусвати". В 1935 г. американский бизнесмен Луи Хорш путем обманных махинаций с акциями присвоил здание музея

им. Н. Рериха в Нью-Йорке со всем его имуществом. Это усугубило и без того трудное финансовое положение института. Однако деятельность его не только не прерывалась, но в некотором направлении даже форсировалась Н. К. Рерихом. Ему необходимо было установить связи с советскими научными организациями, которые могли бы оказать содействие при уже конкретно намеченном сроке возвращения русского художника и ученого в Советский Союз. В "Листах дневника" Рерих отмечает: "В 1926 году было уговорено, что через десять лет и художественные, и научные работы будут закончены. С 1936 года начались письма, запросы. Г. Г. Ш. /Г. Г. Ш. - Г. Г. Шклявер, секретарь французского общества им. Рериха./ извещал, что Суриц /Я.З.Суриц - посол Советского Союза во Франции (1937-1940)./ предложил пожертвовать для музеев четыре картины. Наше французское общество писало Верховному совету о Пакте /Речь идет о Пакте Рериха по охране культурных ценностей при вооруженных столкновениях./ Писали в Комитет по делам искусства. Посылали книги. Ждали вестей" [там же, 245].

После провалившихся попыток не допустить Рериха в Индию в 1928 и 19
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу