Divider

Осторожно: Шаманские могилы

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Афескот

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.682
Реакции:2
Баллы:38
Адрес: ᅠᅠ
50500375.jpg

Леденящая кровь тема – шаманские захоронения. Сколько легенд о них ходит по Якутии, сколько мистики в этой теме, которая даже в наш век не перестает волновать любого, в ком есть хоть капля древней крови саха. Многочисленные случаи, передаваемые из уст в уста или зафиксированные в разных источниках, работах и СМИ, позволяют предположить, что мистическая сила, сосредоточенная в местах шаманских захоронений, обладает определенным интеллектом. Она откликается на смиренные просьбы о помощи, Она воспринимает ритуал покаяния, и Она же страшным образом мстит за нанесенные оскорбления. И наказание в таком случае вполне соразмерно преступлению.

Историки свидетельствуют о трех типах захоронений в Якутии: воздушные, подземные и сжигание. Последний тип – сжигание был нехарактерным, но все же встречался. Второй тип – подземное захоронение стал особенно активно распространяться с введением христианства. Третий тип захоронения, воздушный – наиболее древний. Не всем сегодня известно, но далекие предки европейских славян и их соседи когда-то, еще до погребальных костров, хоронили своих усопших подобным образом. Отсюда и идут русские народные сказки, например, о царевне, спящей в хрустальном гробу, который подвешен на цепях.

s07667272.jpg

Шаманы были и остаются главными выразителями традиционной культуры, для них вплоть до первых лет советской власти продолжала сохраняться традиция воздушного погребения. Поэтому, обнаружив сегодня в тайге древний арангас, можно уверенно сказать, что он принадлежит Ойууну или Удаганке. Шаманские могилы требуют к себе почтения независимо от того, какой тип захоронения применен. Существовал достаточно строгий ритуал перезахоронения шаманов, особенно великих. Останки каждого из них лежали в арангасе, пока он не разрушался естественным образом. Однако сибирская лиственница необычайно прочна, она способна удерживать арангас и больше века. В таких случаях, потомки совершали обряд перезахоронения ровно через 100 лет. Из уст в уста передавали следующему поколению необходимую информацию, чтоб не пропустить важную дату. Второй раз перезахоронение шамана проводили опять через 100 лет, или раньше, если арангас разрушался. В ответ на такую заботу Шаман продолжал хранить своих потомков и оказывал помощь в трудных ситуациях. Чтобы получить помощь Шамана, приходили на его могилу и просили предка вслух или мысленно.

Шаманы и сами продолжают охранять свои могилы всеми доступными способами от чужаков. Жителям якутских улусов хорошо известны возможные последствия беспокойства шаманских могил, поэтому и спрос с них строже. Помогать этнографам селяне не считают нужным. В одном центральном улусе Якутии на несколько сел окрест лишь один мужчина проговорился ученым, да и то, будучи нетрезвым. По его наводке ученые нашли и вскрыли богатый арангас женщины, одни массивные золотые перстни чего стоили! Но радость была недолгой. Один из участников экспедиции сошел с ума, а другой оглох. Неприятности разного рода прокатились и по жителям окрестных сел.

Тему эту можно продолжить эпизодом, связанным с самой известной Удаганкой Якутии, красавицей Анной Павловой – Удаган Дохсурума.

%D0%90%D0%BB%D1%8B%D2%BB%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B0%D0%B0%D1%85-%D1%83%D0%B4%D0%B05%D0%B0%D0%BD.jpg

Рассказы о ней собрал и систематизировал Айыы Ойуун Владимир Кондаков, с которым они принадлежат к одному роду, восходящему к легендарному Дуога Боотуру. Анна Павлова и после смерти никому не давала себя обижать. Однажды лесорубы обосновались близко от ее могилы. Но у них сгорел балок, потом начались разного рода неприятности. В общем, лесорубы убрались подальше. Потом в этом месте решили тянуть газопроводную ветку, ведь это Вилюйский улус, нефтегазовые месторождения. Но опять ничего не вышло. Газопровод пришлось пустить в обход могилы Удаганки, что вызвало удорожание проекта. Наконец, над могилой Шаманки стали летать вертолеты. Однако летчик, поставленный на эти рейсы, вскоре запросился на другие рейсы. Он пояснил, что всякий раз, когда он летит над определенной местностью, в небо взлетает грозная женщина, у всякого способная вызвать ужас. Летчика подняли на смех, а его коллега вызвался добровольцем: «Придумал какую-то летающую бабу, лишь бы от работы уклониться! Дайте мне этот маршрут!». Его вертолет рухнул… Маршруты полетов изменили. Теперь могилу Анны Павловой – Удаган Дохсурума никто не беспокоит.

Нельзя считать, что при соприкосновении с шаманскими могилами, человек получает по заслугам только за стиль поведения в этот краткий эпизод своей жизни. Это слишком примитивный подход. Владимир Кондаков называет такой контакт «проявлением неписанных сил Вселенной». При соприкосновении с этой силой, ВСЕ СЛОВА и ДЕЙСТВИЯ человека проходят тщательную «ревизию», а человек «отвечает перед всей Вселенной за свои поступки». Получается, шаманские захоронения – это места силы, момент истины, или, если хотите, страшный суд, который происходит на земле.

И в заключение цитата от Айыы Ойууна Владимира Кондакова: «Пусть хранятся древние тайны, пусть никто не мнит себя всезнающим и всемогущим. Древние тайны, в том числе и шаманские могилы, при кощунственном и неуважительном к ним отношении, очень опасны, шутки с ними не проходят».
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Divider

Personalize

Сверху Снизу