Divider

Греческая богиня Афина

*ROMAN*

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.041
Реакции:2
Баллы:0
Мифология: Древнегреческая мифология

Предмет статьи: бог

Афина (?????) - в греческой мифологии - богиня мудрости и справедливой войны, входившая в число двенадцати великих олимпийских богов.

Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости" - греч. metis, "мысль", "размышление") позднего происхождения - периода оформления классической олимпийской мифологии. Зевс узнал от Геи и Урана о том, что Метида ждет девочку, но что если она понесет вновь, то родит сына, который лишит его власти. Тогда Зевс проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста, расколовшего ему голову топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась в полном боевом вооружении и с воинственным кличем. Поскольку считалось, что это событие произошло у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи.

Афина была одной из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, истоки ее образа в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. По своей значимости она была равна Зевсу и иногда даже превосходит его. Ей воздавались почести вслед за Зевсом и место её было ближайшее к нему.



Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия. На древнее зооморфическое прошлое богини указывают её атрибуты - змея и сова. Гомер называл Афину "совоокой", а орфический гимн - "пестровидной змеей". Афина была покровительницей змей. В ее храме в Афинах, по сообщению Геродота, жила огромная змея - страж акрополя, посвящённая богине. Истоки мудрости Афины были в её хтоническом прошлом. Ее образ восходит к образу богини со змеями крито-микенского периода. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени - прообраз олимпийской Афины.

Священным деревом Афины была маслина. Маслины, посвященные ей считались "деревьями судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого. Среди непременных атрибутов Афины была эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей.


Афина приняла активное участие в борьбе с ти­танами и гигантами. Вместе с Гераклом она убила одного из гигантов, на другого навалила остров Сицилия, с третьего содрала кожу и покры­ла ею свое тело на время сражения. Будучи богиней войны, она тем не менее не испытывала радости в битвах, подобно Аресу или Эриде, пред­почитая решать споры и утверждать закон мирным путем. В мирные дни она не носила оружия, а когда нуждалась в нем, то брала его у Зев­са. Она славилась своей добротой: когда в ареопаге во время суда над об­виняемым судьи расходились во мнении, она всегда отдавала свой голос в пользу обвиняемого. Однако, вступив в бой, она никогда не оказыва­лась побежденной даже в сражении с самим Аресом, превосходя его в тактике и стратегии.

Афина требовала к себе священной почтительности, ни один смертный не мог её увидеть безнаказанно. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия, сына своей любимицы нимфы Харикло, когда тот случайно увидел её омовение. Но лишив юношу зрения, Афина вместе с тем наделила его пророческим даром.



Классическая Афина была наделена идейно-организующими функциями. Она покровительствовала героям, защищала общественный порядок и так далее. Она поставила на царство Кадма, помогла Данаю и его дочерям, а также потомку Даная Персею, убившему Медузу. Афина хитростью застави­ла Геру покормить грудью младенца Геракла, даровав тем самым ему бессмертие, а затем неоднократно помогала Гераклу в его героических свершениях. Она способствовала оправданию Ореста, кото­рый, мстя за своего отца, убил собственную мать Клитеместру, а таюке пыталась умиротворить преследующих Ореста эриний. Афина покрови­тельствовала аргонавтам: она сама вставила в корпус "Арго" кусочек свя­щенного векового додонского дуба, шелестом листьев передающего во­лю богов, благодаря чему корабль обрел способность давать прорицания. Вместе с Герой она убедила Афродиту сделать так, чтобы капризный ма­лыш Эрот пробудил у Медеи неодолимую страсть к Ясону. В Троянской войне Афина выступала на стороне греков-ахейцев, поскольку Парис присудил золотое яблоко не ей, а Афродите. Спасая ахейцев, Афина на­слала безумие на Аякса, чтобы жертвой его меча стали не его соратники, а овцы и коровы. Афина покровительствовала Тидею и его сыну Диомеду, которых она хотела сделать бессмертными, но отказалась от этого замысла, увидев дикую жестокость Тидея. Любимцем Афины был Одиссей. В поэмах Гомера, особенно "Одиссее", ни одно мало-мальски важное событие не обходилось без ее вмешательства. Она была главной защитницей греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое.



Афина считалась защитницей греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и Др.) и носила имя "градозащитницы". Огромная статуя Афины Промахос ("передовой боец") с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Главные эпитеты Афины, наделённой гражданскими функциями, были Полиада ("городская") и Полиухос ("градодержица"). Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина - Фратрия ("братская"), Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"), Пронойя ("провидящая"). Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила "Евмениды". Гомер посвятил Афине такой гимн:

Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю,

Страшную. Любит она, как и Арес, военное дело,

Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны.

Ею хранится народ, на сраженье ль идёт, из сраженья ль.

Славься, богиня! Пошли благоденствие нам и удачу!
Афина была богиней мудрости. Ее мудрость отличалась от мудрости Гефеста и Прометея. Для Афины была характерна мудрость в государственных делах. Для поздней античности она являлась принципом символом всеобъемлющей мировой мудрости, тем самым её качества резко противопоставлялись буйству и экстазу Диониса.



Афина всегда рассматривалась как покровительница художественного ремесла и искусства. Считалось, что она научила людей прясть, ткать, строить корабли, строить и управлять колесницами и т.д. Она помогала гончарам, ткачихам, рукодельницам, вообще рабочему люду и называется Эрганой ("работницей"). Афина помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста. Её собственные изделия были подлинными произведениями искусства. Она со­ткала плащ Ясону, одежды Гераклу и Одиссею, а также отполировала древко ко­пья, подаренного Хироном Пелею. Лишь однажды Афину обуяла за­висть. Не найдя ни одного недостатка в работе знаменитой искусницы Арахны, выткавшей картины любовных похождений богов-олимпийцев, богиня и с досады и в отместку разорвала полотно на части. Арахна с горя повесилась, а пришедшая в себя Афина превратила ее в паука.

Одного прикосновения Афины достаточно было, чтобы сделать человека прекрасным - Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекательностью. Она наделила Пенелопу накануне встречи супругов удивительной красотой:

Мысль другая меж тем пришла совоокой Афине.
Сладкий сон излила на веки она Пенелопы,
Все ее члены расслабли, склонилась она и заснула
Там же на кресле. Тогда излила на царицу богиня
Божеских много даров, чтоб пришли в изумленье ахейцы.
Сделала прежде всего лицо ей прекрасным, помазав
Той амвросийною мазью, какою себе Афродита
Мажет лицо, в хоровод прелестный харит отправляясь.
Сделала выше ее и полнее на вид, все же тело
Стало белей у нее полированной кости слоновой.
Все это сделавши так, богиня богинь удалилась.

(Гомер Одиссея XVIII, 187-197)
Хотя культ Афины был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно она почиталась в Аттике - в Афинах. Название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города. Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, а юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих панафиней - апофеоз Афины-государственной мудрости. Основателем панафиней считался Эрихтоний, а преобразователем - Тесей. Ежегодные панафиней устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы Афине и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии. В Афинах богине посвящалась третья декада каждого месяца.

В Риме Афина отождествлялась с Минервой.

Образ Афины нашёл отражение во мно­гих значительных памятниках грече­ской пластики. Гигантская статуя "Афина Парфенос" Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне в 438 до н. э., не сохрани­лась и известна нам по нескольким уменьшенным копиям. Сохранился также ряд реплик другой статуи работы Фи­дия "Афина Лемния". До нас дошло около деся­ти реплик статуи Афины из группы "Афина и Марсий» Мирона. Широко известны также "Афина из Веллетри" и "Афина Джустиниани". Сохранились многочисленные статуэтки богини, например, "Афина, выпуска­ющая из рук сову". Отдельные сцены мифов об Афине нашли отражение в рель­ефной пластике храмов - например, многофигурная группа на восточном фронтоне Парфенона изображает ее рож­дение из головы Зевса, на западном фронтоне воплощён ее спор с Посей­доном за обладание землёй Аттики. Афина часто предстаёт в сценах гигантомахии (фронтон Гекатомпедона на Ак­рополе в Афинах, ок. 520 до н. э., фриз Пергамского алтаря, ок. 180 до н. э.), в сценах с Гераклом (метопа храма Зевса в Олимпии, середина 5 в. до н. э) и др. В грече­ской вазописи были распространены сцены, посвящённые рождению Афины, её участию в гигантомахии и Троянской войне, спору с Посейдоном. Встреча­ются изображения богини на помпейских фресках.


Афина (с картины Веласкеса)

В эпоху Возрождения Афину изобража­ют в соответствии с античной худо­жественной традицией - в панцире и шлеме - в произведениях аллегориче­ского характера. В ряде сцен, в том числе в чрезвычайно популярных в 15 -17 вв. многофигурных композициях "Пар­нас", к которым примыкают сцены "Минерва среди муз" (картины Н. Пуссена, К. Лоррена и др.), Афина предстаёт олицетво­рением мудрости. Она символизирует также триумф разума ("Минерва побеждает невежество" Б. Спрангера, "Царство Минервы" А. Эльсхаймера), добродетели и целомудрия ("Паллада и кентавр" С. Боттичелли, "Победа добродетели над грехом" А. Мантеньи), мира ("Минерва и Марс" Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.). Непосредственное обращение к мифам об Афине в живописи происходит довольно редко, главным образом в сценах, связанных с такими персонажами, как Арахна, Геракл, Парис. Редки слу­чаи воплощения её образа в европейской пластике ("Минерва" Я. Сансовино).

В музыкально-драматическом ис­кусстве мифы об Афине послужили сюже­том для либретто немногих произведе­ний 17-18 вв., главным образом ал­легорического характера, в числе ко­торых оперы "Рождение Афины" А. Драги, "Минерва" Р. Кайзера, "Паллада и Марс" М. Гримани, "Паллада торже­ствующая" Ф. Б. Конти, кантаты "Спор Паллады и Венеры" Л. Кальдары и "Паллада" П. В. Гульельми.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу