Divider

Ребенок. Рождение ребенка. Обряды 4

RIGDEN

Administrator
Регистрация:28 Июн 2016
Сообщения:1.293
Реакции:102
Баллы:48
Аналогично другим группам татар происходил обряд, связанный с наречением ребенка именем, у мишарей.
В ранних документах фигурируют тюркские имена. Во второй половине XIX — начале XX в. более распространенными были мусульманские имена, связанные с именами Мухаммада и других деятелей ислама. Вытеснение древнетюркских имен мусульманскими происходило по мере усиления влияния ислама.

Наречение имени в традиционных культурах было, без сомнения, основной формой моделирования социального статуса. Имя, заключая в себе характеристику, образ маленького человека, словно прогнозировало его будущее. Не случайно, по объяснению томских татар, родственники, давая имя, стремились, чтобы тезкой ребенка не оказался недостойный или бедный сосед.
Получая имя, ребенок с первых дней жизни вводился в систему родственных отношений. Сутью его дальнейшего существования было постепенное приобщение к семье, обществу, родовому коллективу. Важное значение в этом процессе имели обряды, связанные с изготовлением первой одежды младенца и первой стрижкой волос.

У телеутов эти события совпадали. Первую рубашку и «обутки» ребенку шили через полгода после рождения.
Нарядив ребенка в первую рубаху, родители прежде всего наносили визит повитухе. Ей привязывали подарок (платок) к правой руке, «золотили руки», затем устраивали угощение. Повитуха давала ребенку 15-20 копеек — «благословляла податью». Следующими посещали родителей матери новорожденного. Они дарили молодой семье скот. Только после двух этих обязательных визитов женщина могла навещать соседей. При первом ее появлении с ребенком каждая соседская семья дарила что-либо малышу. Так складывался круг социальных связей.

Особенно тесные отношения устанавливались между ребенком и его таем — дядей с материнской стороны. У всех южно-сибирских тюрков он принимал самое активное участие в воспитании детей своей сестры, в устройстве их судьбы и материального благополучия. Близкие связи племянника с таем возникали с первых дней существования ребенка. Дядя имел преимущественное право в наречении своего племянника. Он также обязательно должен был принести колыбель.

Одну из главных ролей дядя играл в ритуале первой стрижки. Этой процедуре придавалось особое значение. Волосы, с которыми ребенок появлялся на свет, ставили его в один ряд с природными существами. Их символическое удаление было обязательным условием социализации. Расставаясь с младенческими волосами, маленький человек отдалялся от иного, дикого мира. Тувинцы хранили эти волосы долгие годы. Теленгиты, по некоторым сведениям, сжигали их в доме родителей или относили в укромное место. Впервые такую стрижку они проводили приблизительно в возрасте одного года.

Тай, срезав прядь с головы племянника, забирал ее себе. Когда ребенку исполнялось три года, мать отвозила его к своему брату. Племянник ехал «выкупать волосы». Тай делал ответный подарок. Этот обмен закреплял отношения двух сторон. Трехлетний ребенок получал своего рода официальное признание. Он приобщался к роду своей матери. Понятно, что важнейшей фигурой в этом процессе был брат матери: «через него устанавливались отношения с чужим родом».

По наблюдениям Я. Д. Коблова, первой стрижке волос младенца татары придавали серьезное значение. Происходил этот обряд в разное время — через две недели, через месяц, иногда и позже. Снятые с головы волосы взвешивали и по этому весу определяли милостыню бедным. Среднего достатка люди соответственно размеру волос ребенка платили милостыню серебром, а богатые — золотом.

Обряды по случаю появления первого зуба, первой стрижки волос или первых шагов ребенка характерны для многих тюркских народов. Вот как они проводились, например, у узбеков Южного Хорезма: «Когда у ребенка прорезался первый зуб, устраивали праздник, на который приглашали лишь небольшой круг самых близких людей: родных, соседей (муллу не звали). Считалось, что праздник этот надо устраивать обязательно, тогда у ребенка зубы будут быстрее и лучше прорезаться.

Праздник по случаю первой стрижки волос ребенка совершался в разные сроки, когда ребенку исполнялось от года до трех лет. В семьях малоимущих иногда вообще не устраивали такой той, зато богатые проводили его с большой пышностью, приглашали много людей. На празднике обычно присутствовали старики, родные и соседи с семьями, мулла и парикмахер, который, срезая у ребенка волосы, оставлял у мальчика на темени один пучок. Девочке также состригали все волосы, оставляя на макушке по обе стороны темени две пряди. Парикмахер за работу получал рубаху (или отрез ткани на нее), деньги в платке, лепешки.

Срезанные волосы отдавали матери ребенка, которая их прятала. Часто срезанные волосы завертывали в кусок ткани и, сделав из них обереги — тумар, пришивали последние к шапочке ребенка или к его одежде на спину. В некоторых районах существовал и такой интересный обычай: сделанный из волос мальчика, срезанных на тое, тумар мать хранила в сундуке до свадьбы сына, а потом передавала его жене сына, и та подвешивала его на цепочке себе на шею.

Мулла, приглашенный на соч-той, читал молитву. Иногда не парикмахер, а мулла срезал немного волос у ребенка, которые мать его затем прятала в сундук или в какую-нибудь щель в стене. По существовавшим поверьям, выбросить или потерять первые срезанные у ребенка волосы было опасно: во-первых, потому что их могли разнести по своим гнездам птицы и тогда якобы у ребенка будет всю жизнь болеть голова; во-вторых, если птицы их расклюют, ребенок может облысеть.

После первой стрижки волосы ребенка продолжали время от времени срезать сами родители, однако они не трогали оставленных на соч-тое пучков волос. Девочке стригли волосы лет до 5-6, затем прекращали. Мальчику 5-7 лет пучок волос, оставленный на соч-тое, состригали на суннат-тое — празднике по случаю обрезания, связанном генетически с переходом мальчика в другую возрастную группу.
Когда ребенок начинал ходить, его родители устраивали праздник аяк-той (праздник ноги), на котором ребенка одевает уже его мать. На аяк-той приглашали обычно только соседей и родственников, угощали пловом и шурвой».

Прорезывание первого зуба у ребенка считалось радостным событием и у темниковских мишарей. Первого, кто замечал появление у ребенка зуба, родители награждали небольшим подарком16.
Важное значение придавалась у тюркских народов такому обряду, как обрезание. Вот как описывал этот обряд К. Фукс: «После трех или пяти лет совершают обрезание. Татары по предрассудку полагают, что в четное число, как, например, в четыре года, в шесть лет, ребенок обрезанный должен умереть. Обрезание совершается одним из избранных для этого муллою, которому платят за обряд всякой, что может более: дают по 50 рублей, иные по золотому и так далее. При обрезании читается сура какая-либо из Алкорана».

Значение совершения этого обряда для татар подчеркивал в своем сочинении Я. Д. Коблов: «Обрезание совершается в разное время — с 1 года и до пяти лет. Операцию эту редко производят муллы, большею частью этим делом занимаются особые специалисты, которые носят название “бабай” (дедушка) и переходят для совершения обрезания из одной деревни в другую. Иногда в деревне дети остаются необрезанными до тех пор, пока не придет означенный “бабай”. За труды ему платят в деревнях коп[еек] 20-40, да, кроме того, дают мясо или курицу и непременно каравай хлеба и соли, чтобы новообрезанный был человеком хлебосольным; в городах богатые люди совершителю обрезания, разумеется, платят больше.

Нужно сказать, что должность “бабая” в некоторых местностях передается наследственно, занимаются этим делом с разрешения прежнего “бабая”. Даже к врачам из магометан татары относятся недоверчиво, если врач не получил право на совершение этой операции от “бабая”, и есть примеры, когда врачи действительно обращались за разрешением к “бабаям”. В Казанской губернии есть деревня Масра, жители которой почти поголовно издавна занимаются совершением обрезания. По совершении обряда обрезания ребенок становится действительным членом магометанского общества. Хотя обрезание не имеет догматического значения — это только суннят, т. е. заповедь, исполнение которой предоставлено произволу каждого, но этот обряд настолько распространен среди магометан, что необрезанный в глазах магометанского общества не есть настоящий магометанин, хотя бы он и исповедовал догматы ислама. Только обрезанный по достижении совершеннолетия может исполнять наравне с другими все религиозные обряды магометанской общины в качестве равноправного члена ее».

Аналогично проводился этот обряд у других тюркских народов. Некоторое расхождение наблюдается лишь в сроках его проведения. Например, у сибирских татар это событие происходило у мальчиков в возрасте от 5 до 7 лет. Обряд совершали «“бродячие специалисты”, получая за свой труд телку, овцу или деньги. После обрезания родственники делали мальчику подарки по своим материальным возможностям. У постели мальчика ставили поднос, на который пришедшие гости клали мелкие деньги, сладости».

У татар-мишарей обрезание производили на третьем году жизни. В этот день гости поздравляли мальчика с обрезанием и вручали ему подарки. Если мальчик был первым внуком, то дедушка дарил ему по этому случаю барана или жеребенка. Родственники и близкие, кроме подарков, приносили и бузу
 

Аихоши

Well-Known Member
Регистрация:28 Авг 2014
Сообщения:1.556
Реакции:0
Баллы:0
Магистр Ригден Благодарю за тему.
 

archierei

Well-Known Member
Регистрация:25 Апр 2013
Сообщения:3.792
Реакции:0
Баллы:0
Возраст:54
Адрес: Россия
Благодарю Вас, уважаемый Магистр RIGDEN, очень познавательно.
 

Faruh

Уважаемый Магистр RIGDEN, благодарю Вас за продолжение темы! С уважением!
 

Маунт

Well-Known Member
Регистрация:8 Июн 2016
Сообщения:3.385
Реакции:0
Баллы:0
Уважаемый Магистр Ригден благодарю Вас за тему. С уважением.
 

Aidayada

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.450
Реакции:1
Баллы:0
Благодарю Вас, уважаемый Магистр RIGDEN, за раскрытие темы, связанной с рождением ребенка.
 

Natalia11

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:1.459
Реакции:1
Баллы:0
Благодарю вас уважаемый Магистр.С уважением
 

nuostabi

Well-Known Member
Регистрация:23 Май 2013
Сообщения:545
Реакции:2
Баллы:0
Уважаемый Магистр RIGDEN ! Благодарю Вас за продолжение темы.

[ Post made via Android ]
Android.png
 

Джинн

Well-Known Member
Регистрация:12 Янв 2015
Сообщения:4.550
Реакции:1
Баллы:0
Уважаемый Магистр RIGDEN, благодарю Вас.
С уважением.
 

Olga.Skovoroda

Well-Known Member
Регистрация:22 Май 2013
Сообщения:673
Реакции:0
Баллы:0
Возраст:54
Веб-сайт:vk.com
Благодарю Вас, уважаемый Магистр RIGDEN.

[ Post made via Android ]
Android.png
 

petiska

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:610
Реакции:0
Баллы:0
Возраст:43
Благодарю Вас Магистр RIGDEN.
 

skandinavska

Well-Known Member
Регистрация:26 Ноя 2013
Сообщения:3.140
Реакции:1
Баллы:0
Благодарю Магистр RIGDEN.
С уважением.
 

Lotus in bloom

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:561
Реакции:0
Баллы:0
Уважаемый Магистр RIGDEN, благодарю Вас за тему. С уважением к Вам.
 

destiny

Уважаемый Магистр RIGDEN!
Благодарю Вас за интересную тему.
С уважением.
 

Галина1959

Well-Known Member
Регистрация:25 Апр 2013
Сообщения:4.386
Реакции:0
Баллы:0
Благодарю уважаемый Магистр RIGDEN за продолжение темы ,с уважением.
 

Гелуня

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:2.309
Реакции:1
Баллы:0
Благодарю Вас, Уважаемый Магистр RIGDEN, за очень познавательную тему.
С Уважением.
 

Clarissa

Well-Known Member
Регистрация:15 Июн 2013
Сообщения:3.001
Реакции:0
Баллы:0
Уважаемый Магистр RIGDEN, благодарю Вас за продолжение интересной и познавательной темы.
С уважением.
 

Рита 123

Well-Known Member
Регистрация:25 Май 2013
Сообщения:4.129
Реакции:2
Баллы:0
Благодарю Магистр RIGDEN. С уважением.

[ Post made via iPhone ]
iPhone.png
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу