ВЕРБЕНА
Марцелл рекомендует вербену как магическое средство от опухоли. Мой специалист в stregoneria, услышав это, сказала: "Я не думаю, что она используется в медицине", и, оживившись, добавила: "Но это замечательная вещь для заклинаний". Затем она рассказала мне следующее, особенно заострив внимание на том, что все должно переноситься на человека:
"Вербена- это трава, которая приносит счастье, и вы должны всегда носить ее с собой. Особенно обратите внимание на следующее: если старая женщина хочет продать ее вам, вы не должны отказываться, иначе она вас проклянет (т.е. заколдует). Вы всегда должны что-нибудь купить и сказать:
"Не траву вербену покупаю,
А удачу, что мне счастье принесет".
Моя ведьма вполне была права, когда она сказала, что вербена превосходно используется в магии и заклинаниях. Если бы она знала латынь и могла на ней читать, она могла бы подтвердить свое высказывание ссылками на огромное количество латинских источников. Несомненно, что у нее было гораздо больше предков, которые говорили на латыни, чем у меня, возможно, традиции пришли из семьи, так как все они были stregoni, или колдуны и ведьмы - всегда!
Вербену высокопарно называют "святым растением", hiera botane, это пошло от греков, она считалась святой во всех жертвоприношениях, когда ее сжигали, особенно во время взывания к духам и пророчеств. Она была растением Венеры, считалось, что дает великую способность к деторождению, и среди прочего, как пишет Фридрих, она отгоняла злых духов, уничтожала колдовство и тому подобное воздействие. Послы носили ее как символ мира, "Semper e legatis unus utique Verbenarius loquitur", одна лента у послов называлась носитель вербены (Плиний, Естественная история, xxii., 3).
"Ибо живет в вербене некий дух или некая волшебница, которая дарует счастье и удачу тем, кто к ней взывает. Подумайте о том, когда чувствуете запах вербены! Если вы срываете ее у церкви, она принесет вам удачу". ("Ex ara hinc sume verbenas tibi atque eas substerne" (Теренций, Andr., iv., 4).
Другой автор приводит следующее средство от hordeolis oculorum- ячменя, для чего он прописывает девять зерен ячменя для лечения волшебным образом, от них нужно отщипывать понемногу и повторять каждый раз греческое заклинание. В Тоскане я обнаружил то же самое средство от той же болезни, или для глаз:
"Возьми девять зерен ячменя и положи их в черный горшок с пятью цветками бузины и девятью щепотками руты. Вари это все четверть часа, затем дай остыть, пока раствор не станет прохладным. Окуни в него кусочек полотна положи на глаза пациента, затем
возьми девять зерен ячменя, цветок бузины и руту, положи на тряпочку и произнеси:
Все сварил я для того,
Чтоб на очи возложить,
Чтобы исцелить больного-
И прошу, Санта Лючия,
Через три дня излечи!"
Святая Лючия- святая света, следовательно, зрения. Обе были идентичны в древней римской мифологии.
Кошка и заяц, когда с них содрали шкуру, очень похожи, также похожи и их шкуры. Допустив это, также учитывая, что у Марцелла есть несколько рецептов, где упоминаются кошки или шкуры животных, можно сделать вывод о сходстве с итальянским заклинанием:
"Pellem leporis recentem in olla munda vel tegula ita cum lana sua combures, ut in tenuissimum pulverem redigere possis, quem cribratum in vaso nitido servabis inde cum opus fuerit tria cochlearia in potione dabis bibenda, quФ res sinХ calculos sinХ vessicФ dolores continuo compescit."
Чтобы избавиться от боли или камня в мочевом пузыре, вы должны сжечь шкуру освежеванного зайца в маленьком горшке или на плитке до мельчайших крупинок, затем, измельчив все это в порошок, нужно положить в стеклянную вазу и дать пациенту три ложки напитка.
Вот итальянское заклинание, предназначенное для того, чтобы кого-либо заколдовать или причинить вред.
"Когда вы хотите причинить кому-то зло, убейте черную кошку, снимите с нее шкуру, измельчите в порошок (путем сжигания, как я полагаю), порошок этот смешайте с соскобами с лошадиной шкуры и землей, по которой прошла жаба. Когда берут землю из-под жабы, то произносят:
Лей на землю яд свой, жаба,
Дай и мне немного яда,
Унесу его с собой.
Затем нужно все положить в маленькую сумочку и при перемешивании произнести:
Землю ядовитую
С кошкой измельченной,
Смешиваю - злобу
Я к тому добавлю,
С кожи лошадиной
Мерзкий жуткий пот,
Наконец - и перец,
Тот, кому я горе
Причинить хотел,
Пусть всегда страдает,
Счастья он не знает,
Пусть ко мне придет,
На коленях будет
Умолять меня-
Это ли не счастье!"
Se mi pare! Это сканировалось с нарастающим напряжением, когда ведьма произносила последние слова, ее лицо было адским - ее не обуревало желание причинить насилие, она была подобна змее- холодная и ужасная. Не напоминает ли это читателю сцену из Макбета "Шекспира"? Не похоже ли это на его заклинание? Не только для меня, но для всей поэзии, которая писалась для сцены, реальностью было колдовство старых-старых времен, дух волшебницы, которая могла бы убить, жизнь некромантии, которая есть смерть.
Я вполне искренне говорю об этом, ведь если бы я мог описать в действительности все, что открыл при изучении итальянского колдовства, немногие поверят мне, а еще меньшее количество сможет это прочувствовать. Все это относится к миру и жизни человека нецивилизованного, которого они не понимают, симпатии к которому не испытывают. Когда я размышляю над тем, что Гете, Гейне, Байрон и я и множество других поэтов путешествовали по Италии, постигая при том крупицы магии, страсти, человеческой романтики то здесь, то там, я поражаюсь тому, что бы они могли подумать или написать, если бы они знали, чем живут эти люди, что таится глубоко в их сердцах. Мы можем постоянно перечитывать историю, но мы никогда не ничему не научимся ни у нее, ни у литературы, пока не получим ключ от нее - что это за странная римско-этрусская раса!
Под пеплом Италии горит огонь, искры которого здесь и сейчас порой вспыхивают, но он никогда не погасал сильнее, чем пламя Везувия. Представьте себе английскую или немецкую крестьянку, которую бы охватывал такой колдовской или поэтический экстаз, я же знал одну в Италии, которую, когда она читала заклинание, охватывали судороги. И во всех людях, высокого или низкого происхождения, есть нечто, что подавляется, гений как заглушенное искусство, магическая сила- наука, которой суждено проявить себя, когда наступит для того время.
В книге Марцелла есть замечательный рецепт от боли в бедрах:
Оно таково:
Super scabellum vel sellam ita ut pede uno quem dolet stans ad orientem versus potionem bibat, et cum biberit altu desiliat, et ter uno pede saliat, et hoc per triduum faciat, confestim remedio gratulabitur. Пациент, стоя на табуретке или кресле, одна нога вытянута вперед, лицо обращено на Восток, пьет это средство, затем спрыгивает, прыгает три раза на одной ноге, и через три дня он выздоровеет.
В другом рецепте лекарство дается в то время, как пациент стоит одной ногой на пороге. Основные элементы этого гимнастического представления появляются в следующем тосканском заклинании:
"Когда принимают лекарство, нужно стоять на стульчике (sgabello) или на пороге и произносить:
Это средство я беру,
Что вылечить болезнь,
От души она идет,
Не от тела, от души.
Принимаю это средство,
Чтобы вылечить болезни,
Стоя на одной ноге,
На одной ноге-на левой
Повернусь вокруг три раза
И Спасителя три раза
Призову- коль не ответит,
Обращусь я к злобным ведьмам,
Обращусь я к колдунам".
Последнее указывает на то, что в данном случае наблюдаем приверженность принципу иметь две струны на одном смычке веры- как раз то, что позволило колдовству так долго держаться на своем, возможно, что колдун будет существовать так же долго, как и священник, который, судя по настроению в человеческих умах, долго как раз и не просуществует. Последний намек на духовенство, возникший у меня в сознании, был незамедлительно беспощадно наказан. В тот момент, когда я это пишу, излюбленная картина уличных карикатуристов - отъезд папы со всей его постыдной свитой. Все это сопровождается руганью и словами: "Скатертью дорога, на помойку!!!" Я думаю, что заклинание, в сущности, очень древнее, но форма его сильно модернизирована. Римское лекарство, кажется, налили в новую бутыль.
Марцелл сказал (cap. 28, p. 201), что Corregia canina medius cingatur, qui dolebit ventrem, statimque remediabitur, тот, кто страдает от боли в желудке, может вылечиться, если он обвяжет себя поводком (любой разновидностью поводка). Я, тем не менее, поражаюсь тому, что Гримм считали суеверием тот факт, что ремень- русский кушак- действительно средство избавления от подобного рода недугов. Однако это должно делаться только поводком и ничем иным, это, несомненно, суеверие, оно логически выводится из следующей тосканской формулы.
"Возьмите unicella del cane- веревка, которой привязывают собаку, и произнесите:
Я веревку у собаки
Взял, и ею обвязался,
Чтоб избавиться от боли,
Перейдет пусть на собаку".
Это совсем в духе некоторых рецептов самого Марцелла, где он показывает, как можно перенести болезнь с человека на животное. Как в следующем:
"Tormina patientibus multi ventrem viventis anatis adponunt ad firmantes, transire morbum ad anatem, eamque mori."
"От колик. Привяжи живую утку к животу, пусть болезнь перейдет на утку, и утка умрет".
Следующее я обнаружил в Тоскане (с неизменным музыкальным сопровождением во время заклинания):
"Когда у кого-то болит живот, он должен взять утку, привязать к телу больного и произнести:
Утка, утка, боль прими,
Пусть она к тебе уйдет,
Буду я всегда здоров,
И от боли ты умрешь".
Что весьма плохо для утки. Однако, это не было чем-то особенным по сравнению с тем, как поступали врачи, одним из хваленых средств которых было поместить пациента в alneo repleta a humano sanguine- ванну, полную человеческой крови. Такую ванну из крови детей как-то заказал для себя император Константин, и, побуждаемый криками и слезами их матерей, решил не принимать ее, за свою невероятную гуманность он был вознагражден чудесным исцелением. Ранние летописцы, кажется, считали это величайшим проявлением милосердия и великодушия. С трудом кажется, что совсем было понятным то, что в течение нескольких веков после распада Римской империи мир впал в варварство и бесчеловечность, вместо того, чтобы развиваться вместе с христианством, как обычно считают.
Марцелл приводит следующее средство, предназначенное для того, чтобы вселить в женщину верность:
"Mulierum, quam tu habueris ut nunquam alius inire possit, facies hoc: lacertФ viridis vivФ sinistra manu caudem curtabis eamque vivum dimittes, caudem donec inmoriatur eadem palma clausam tenebis, et mulierem, verendaque ejus dum cum ea cois, tange."
"Для того, чтобы на женщину, которой ты бы обладал никогда никто не посягал, сделай так: живую зеленую ящерицу левой рукой поймай за хвост и держи, пока не умрет, у себя, и женщина будет твоей".
Тосканский рецепт, хотя от этого и отличается в деталях, совпадает в главном: ящерицу нужно ловить левой рукой:
"Когда некто желает, чтобы жена была ему верна, он должен взять sperma illius mulieris и положить ее в бутылку, поймать ящерицу левой рукой, положить ее в ту же бутылку, закрыть сверху плотно пробкой и произнести:
Здесь кладу я верность
Для своей жены,
Пусть она всегда
Верной будет мне.
Нужно быть внимательным, не потерять бутылку и всегда держать ее в доме".
Мне не совсем ясно, для лечения чего предназначен следующий рецепт Марцелла: nisi ad verrucas, если не бородавок, но я привожу его согласно Гримм:
"De tribus tumulis terrФ, quos talpФ hiciunt, ter sinistra manu quot adprehenderis tolles, hoc est novem pugnos plenos, et aceto addito, temperabis."
"Возьми из трех кротовин три горсти земли трижды, то есть девять горстей, и смешай их с уксусом".
Следующее романьольское заклинание предназначено, чтобы кого-либо заколдовать или причинить вред:
La Terra dei Mucchi delle Tarpe (Talpi).
"Земля кротовин"
"Возьми землю из трех кротовин и положи ее в красный мешочек, а когда берешь землю, надо говорить:
Долго ты земля лежала,
На холмах, где рыли норы,
Как тебя здесь набросали,
Так же пусть падут несчастья
На него, на дом его!"
Я мог бы поверить, что Марцелл ошибся, применив его к лечению. Ибо, как мой авторитет мне объяснил: "Крот живет в темноте, и, как дождевой червь, он всегда под стопами stregone или колдунов, которые даруют ему силу, добрую или злую, в зависимости от их сущности, и он наиболее силен для колдовства". Сказав это, она несколькими словами неожиданно объяснила множество того, что встречается в фольклоре. Фридрих ("Символика", p. 386), пишет о следующем: "Так как крот животное подземное, у него репутация хтонического, демонического создания, враждебного человеку, что должно быть обнаружено в подобных римских верованиях"". Если вы бросите крота в дом, то бабушка умрет" К этому можно добавить, что бедствия можно навлечь на семью особенно его головой (1). Это давным-давно использовалось в магии. Согласно Плинию (Естественная история., xxx., 7): "Тот, кто проглотит еще трепещущее сердце крота, получит дар прорицания, зуб его, извлеченный у живого животного, лечит зубную кровь, его кровь лечит от слабости".
Я об этом, когда мне рассказали тосканское заклинание, не знал, но теперь понимаю, почему такое внимание уделено магическим силам. Оно ценно, так как иллюстрирует рецепт Марцелла, но более интересно в качестве заклинания, продолжающего традиции римских заклинаний, посвященных кроту.
Очень древнее использование смолы в магической практике появляется в следующем заклинании Марцелла, которое я воспроизвожу здесь для большей наглядности: "Picem mollem cerebro ejus impone, qui uvam dolebit et prФcipue ut super limen stans superiori limiti ipsam picem capite suo adfigat."
"Приложи кусок мягкой смолы к голове человека, который страдает от головной боли, и это непременно нужно сделать, когда он стоит на пороге".
В тосканском заклинании, предназначенном для того, чтобы разрушить любовь, смола появляется как неизменное обозначение колдовства:
"Если вы хотите отвадить молодого человека от посещения дома девушки, вы должны взять кусок сапожного воска и четыре гвоздя. Сделай крест и положи под сиденье, где сидят девушка с любовником. В конце концов они поссорятся, и он к ней больше не придет.
Последнее заклинание, которое приводит Марцелл:
"Carmen idioticum, quod lenire podagram dicitur sic: In manus tuas exspues, antequam a lecto terram contingas, et a summis talis et plantis ad summos digitos manus duces et dices:--
"'Fuge, fuge, podagra, et omnibus nervorum dolor,
De pedibus meis et omnibus membris meis!'
"Aut si alii prФcantas, dices illius quem peperit illa:--
"'Venenum veneno vincitur
Saliva jejuna vinci non potest.'
"Ter dices haec et ad singulas plantas tuas, vel illius, cui medebere, spues."
То есть, вкратце, плюньте себе на руки, перед тем, как подняться утром, проведите от ступней до кончиков пальцев и произнесите:
Улетай, подагра, улетай!
Улетай любая боль из жил моих!
Если вы будете повторять заклинание для кого-то другого, то назовите того, кого она мучает:
"Яд побеждается ядом,
То, что сплюнули, бессильно.
Скажи это трижды, и сплюнь на ступни свои или того, кого хотел бы вылечить".
В Тоскане есть страшная болезнь, которую вызывает употребление в пищу "плохой" кукурузной муки, другие относят к ее причинам плохие условия жизни и малярию. Ее зовут la pellagra. Как следует из названия, оно очень сильно напоминает подагру, мне сказали, что от la pellagra есть следующее средство, о чем мой источник добавил, anche per a gotta, также и от подагры, а последняя, нет нужды упоминать, не так распространена среди крестьян, ведущих жизнь размеренную. La pellagra вызывает безумие.
"Per guarire la gotta o la pellagra. Чтобы вылечить подагру или пеллагру. Три утра заставь маленького мальчика, пока он не поел, сплюнуть на то место, где проявляется подагра, пока он плюет, он должен произнести:
Уходи, подагра, уходи!
Уходи прочь навсегда от этих ног!
Яд же победит лишь только яд!
А тебя- слюна невинного ребенка,
Никогда ты больше е вернешься,
Никогда мне боль не причинишь!
Затем мальчик должен трижды сплюнуть позади себя, повторять это нужно три утра подряд".
Из сотни медицинских заклинаний, описанных Марцеллом и прокомментированных Я.Гримм, я выделил пятьдесят из числа тех, что сейчас используются в Тоскане. И если мы можем предположить, что в этой коллекции римского врача много заклинаний, которые, так сказать, входят одно в другое, и какое множество их элементов можно найти в современных тосканских заклинаниях, такие, как "не оглядываться", "сплюнуть трижды", и, фактически, мы видим там всю систему, дух и метод лечения, в таком случае мы будем недалеки от истины, сказав, что все это до сих пор существует, и большое количество того, что было в старые дни, сохранилось. Но общий обзор древних и современных заклинаний, предложенный в той книге, позволит читателю лучше судить об их ценности.
В качестве комментария к данному разделу Мэри.А.Оуэн добавила следующую заметку, посвященную негритянскому колдовству:
"Вуду:
Вуду, будьте внимательно и не бросайте вокруг волосы, птицы унесут и совьют из них гнездо, а обладателя волос будут мучить ужасные головные боли, которые ничто не сможет излечить, пока волосы не найдут и не сожгут. Кроме того, если человек достанет чьи-либо волосы и положит их в кору растущего дерева, несчастный сойдет с ума, так как дерево будет расти над волосами (см. также "Венгерское колдовство" Ч.Г. Лиланд).
Вы может призвать к себе друга с другого края света тем, что положите четыре своих волоса в бутыль с водой, назовете бутыль именем того, кого вы хотите увидеть, и положите ее перед дверью, открывающим которую вы желаете его увидеть. Через четыре дня (волосы превратятся в змей) он начнет двигаться по направлению к вам.
Кожа змеи, обернутая вокруг пояса, лечит ревматизм. Трещотка, помещенная в шляпу, лечит головную боль и предотвращает солнечный удар. Проглоченное целиком сердце лечит чахотку.
Чтобы вылечит воспаление глаз, нужно промыть их в воде, содержащей желчь утки и ложку сиропа из отваренного сока арбуза.
Черная курица, разрезанная и помещенная на тело, лечит лихорадку и уменьшает боль от рака.
Правая передняя лапа крота приносит удачу. Если положить мозг крота в черный шелковый мешок и повесить на шею ребенку, это уменьшит его боль, когда зубы будут прорезываться. Если десны потереть лапой крота, то зуб сразу появится.
Мозг кролика, помещенный в черную сумку и приложенный к деснам, позволит зубам прорезаться, то же самое делает ожерелье из ветвей бузины.
Если ребенок в возрасте одного года увидит себя в зеркале, его зубы прорежутся "тяжело", чтобы предотвратить это, нужно положить лапу крота на зеркало".