Divider

Иоанн Златоуст: страдавший за правду

Перун

Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:6.927
Реакции:46
Баллы:0


Многие, очевидно, слышали об Иоанне Златоусте? Но кто был этот человек? Чем отмечен он в истории религии?

Иоанн Златоуст - один из отцов христианской церкви, писатель, оратор, святой - появился на свет примерно в 347 г. в Антиохии, (современная Антакья — находится на территории Турции; именно здесь появилась первая христианская церковь — Св. Петра).

В знатной семье, где родился мальчик, его воспитанием занималась преимущественно мать Анфуса, так как отец-офицер умер довольно рано. Благочестивая мать приложила много сил, чтобы сын получил качественное образование – классическое, обогащенное библейским - при содействии известных преподавателей.

Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Способствовала успешному постижению знаний и ярко выраженная природная одаренность самого ученика.

После того как образование было получено, Иоанн снискал себе известность благодаря таланту оратора. В 367 г. он принял крещение, через три года святитель Мелетий сделал его чтецом. Когда скончалась мать Иоанна, он смог реализовать свое давнишнее заветное желание - стать монахом и удалиться от мирской жизни.

На протяжении четырех лет местом его жительства была уединенная обитель, затем он на два года переселился в пещеру, где жил в полном одиночестве, ведя крайне аскетичный образ жизни. Серьезно ухудшившееся здоровье заставило его вернуться в Антиохию. Поддавшись уговорам святителя Мелетия, он принял сан диакона в 381 году, а пять лет спустя был рукоположен в священники.

Еще через пять лет он стал пресвитером и обрел славу неутомимого проповедника, активно участвующего в жизни своих подопечных. Годы антиохийского священства были самым счастливым периодом его биографии. Именно тогда Иоанна стали называть Златоустом - с легкой руки одной прихожанки, на которую выступление священника произвело глубочайшее впечатление.

Двенадцать лет Иоанн при стечении народа обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно проповедовал в храме. В этот период он написал толкования на многие книги Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники и в похвалу святых.

Слава пастыря и проповедника росла. Кстати, надо заметить, что проповеди Златоуста до сих пор не утратили статуса образца ораторского искусства. Откликнувшись на просьбу правившего тогда императора Аркадия, в 397 г. Иоанн Златоуст возглавил кафедру и стал архиепископом. Святитель ставил перед собой задачу просвещать народ, вчерашних язычников, отвращать их от прежнего образа жизни.

Он активно занимался благотворительностью, за счет выделявшихся на его содержание средств обустраивал больницы для бедняков и т.п.В простом народе Иоанн прославился и как обличитель пороков богатых жителей столицы, распущенности нравов, особенно императорского двора. Иоанн не смотрел на чины, поэтому у него появилось много влиятельных врагов.

Когда императрица Евдоксия, жена императора, распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей одного опального вельможи, святитель встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к нему разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду именно ее.

Суд, составленный из иерархов, обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием в далекую Армению. Той же ночью, словно по знаку Божьему, в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть архиепископа и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться.

Но уже через два месяца очередной донос вновь пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся собор, постановивший окончательно изгнать Иоанна. И вновь был дан знак Божий: по удалении его из столицы пожар обратил в пепел здание сената, затем последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла и сама Евдоксия.

Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питнус (нынешняя Пицунда в Абхазии).

Истощенный болезнями, святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В местечке Команы силы оставили его. Причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!», отошел к Господу 14 сентября 407 года. Погребен он был в Команах.

В 438 году Прокл, патриарх Константинопольский (434–447), совершая богослужение в храме Святой Софии, произнес похвальное слово памяти своего великого учителя, в котором сказал: «О Иоанн! Жизнь твоя многотрудна, но смерть славна, гроб твой блажен и воздаяние обильно по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа. О благодать, препобеждающая пределы, место и время! Место препобедила любовь, предел уничтожила незабвенная память, и местом не ограничились чудеса святителя».

В своем слове патриарх Прокл сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков. Народ, горевший любовью к святителю, не дав Патриарху докончить своего слова, начал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Коман в Константинополь.

Прокл отправился к царю Феодосию II (408–450) и от лица Церкви и народа просил его об этом. Император согласился и отправил к месту погребения Иоанна особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи. Жители Коман глубоко скорбели о том, что их лишают великого сокровища, но не могли противиться царскому указу.

Когда же императорские посланцы приступили ко гробу святителя, они не смогли взять его мощи. Тогда император в раскаянии написал послание Иоанну, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание это прочитали у гроба, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя Иоанна осталась в Команах, близ Пицунды; ныне она находится в кафедральном соборе Сухуми).

Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого. По прибытии мощей в Константинополь 27 января 438 года весь город во главе с патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу.

Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь Святой мученицы Ирины. Когда патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание.

Припав ко гробу, император Феодосии II со слезами просил святителя простить его мать, говоря от ее имени словами: «Помоги мне, святый отче, во славе своей, которую ты принял от Бога и прежде чем я буду осуждена на Страшном суде Христовом, прости меня». Говоря это, он не переставал плакать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь.

Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: «Прими престол свой, отче!». И патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидел, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес: «Мир всем!».

Христианская церковь причислила его к лику святых. Практически все духовное, творческое наследие Иоанна Златоуста сохранилось целиком. Обычно оставленные им труды делят на три категории – послания, речи и трактаты. В частности, сохранилось более 200 посланий, более 450 работ, комментирующих Новый Завет и др. Его называли «Златоуст», кроме того, наградили лестным сравнением «христианский Демосфен».

Высказывания, цитаты и афоризмы Иоаннa Златоустa:

• Многие осуждают меня за то, что я нападаю на богачей, но зачем они несправедливы к бедным? Я обвиняю не богача, а хищника. Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель? Осуждаю тебя.

• Мы ведем войну, но наша война не живых делает мертвыми, а духовно мертвых, погрязших в ереси, делает живыми. Не еретика преследую, а ересь, не грешника, а грех. Сколько бы кто меня ни бранил, от чистого сердца говорю: «Мир, ибо любовь Отца во мне. Тем более буду любить вас, чем менее любим буду вами».

• Нельзя творить зло или ненавидеть какого бы то ни было человека, хоть нечестивого, хоть еретика, пока не приносит он вреда нашей душе.• Достоинство человека не в его происхождении. Бог не создал рабства, но одарил человека свободой.

• Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется.

• Кто не нуждается в чужом, но живет независимо, тот всех богаче.

• Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.

• Ничто так не смущает чистоты ума, и красоты, и мудрости, как гнев беспричинный, громким ревом вокруг разнесенный.

• Столько же создать может слово, сколько разрушить страх.

• Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему ближнему.

• Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас.

• Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло.
 

Афескот

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.682
Реакции:2
Баллы:38
Адрес: ᅠᅠ
А правда, что Иоанн Златоуст при жизни занимался колдовством или это миф?
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу