Divider

ВАСИЛИД(БАЗИЛИД)

МИМИР

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.958
Реакции:0
Баллы:36
ВАСИЛИД (БАЗИЛИД)
Первая половина II в. н. э. (учил в 117-138 гг.).


Гностицизм (от. гнозис - знание) - необыкновенно яркое религиозное и философское явление первых веков христианства, особенно сильно проявившееся во II веке. Гностицизм не был чем-то единым, это было несколько мистических учений, корни которых отыскиваются ещё в последних веках перед Рождеством Христовым. В основе этого течения лежит понятие гносиса, тайного знания, хранимое и передаваемое от учителя к ученику. Осознание человеком своей божественности, и обретение гносиса считалось целью духовного восхождения последователей этого учения.

“Его(гностицизма) корни были все в эллинизме, одухотворённой восточной мистикой. Его традиции восходили к сокровенным учениям, к таинственным братствам, пифагорейством, с таинствами орфизма. Откровение, сосредоточенное ярким лучом света на Личности Иисуса Христа, оно принимало как новое знамение мировой тайны, блеснувшее на пути религиозных откровений, на пути, уже знакомом древней мистике”
Ю.Николаев

Одним из самых известных гностиков был Василид, который жил в Александрии в первой половине второго века, был активным учителем, наставником и оригинальным мыслителем.

Василид родился в Сирии. Молодые годы провел в Антиохии, откуда отправился в путешествие по Парфии (Ирану), где, вероятно, познакомился с маздеизмом. По некоторым данным, Василид даже проповедовал у персов. В 20-е гг. прибыл в Александрию. Во время своего пребывания в Александрии он познакомился с греческой философией и в особенности находился под влиянием философии Аристотеля.

В Александрии он основал собственную школу. Василид утверждал, что он получил свои доктрины от апостола Матфея и от Петра через некоего Главкия, ученика последнего, а с другую часть составила "мудрость варваров".

Остаток жизни он провел Персии.

Одним из последователей Василида был его сын Исидор.
Ученики Василида основали особую школу гностицизма в Египте, существовавшую ещё в IV веке.

Произведения Василида и его сына Исидора большей частью носили философский и этический характер. Правда из них почти ничего не уцелело. И судить о них можно только из отрывков произведений других авторов цитировавших их.

Так считается, что Василид написал произведение, состоящее из 24 книг, «Экзегетика»- оно содержало гностическое толкование Евангелий. Какие именно Евангелия толковал Василид, неизвестно, поскольку книги его сохранились только в незначительных фрагментах. По свидетельству св. Ипполита Римского, он пользовался апокрифическими Ев. Матфия. Судить о воззрениях В. можно только по цитатам и пересказам его противников.

«В его взглядах», – говорит автор «Гностиков», имея в виду Климента, – «Василид не был еретиком, т.е. новатором в отношении доктрин христианской церкви, а только теософским философом, который стремился выразить древние истины в новых формах и, возможно, соединить их с новой верой, истинность которой он мог допустить без нужды отказа от старой».

Блаватская Е.П. - Разоблачённая Изида, т.2, гл.4




ВАСИЛИДОВО УЧЕНИЕ

Философия Василида и его «сына» и ученика Исидора (оба этих автора имеют много общих черт) выглядит синкретично и содержит в себе явные платонические, неопифагорейские и стоические элементы.

Василид учит об обретении гнозиса как о пробуждении внутренней природы человека. Таким образом, гнозис — это «знание себя», своей истинной природы, сокрытой в глубинах души. Примечательно, что Василид различает душу (бессмертную, но всего лишь оболочку духа, навеки обречённую жить в этом мире) и дух (истинное «Я» — неизречённое семя высшей природы). Душа не может покинуть его, высшие сферы столь же смертельны для неё, как воздух для рыбы.

Абсолютное начало определяется у Василида только отрицательно. Оно не есть что-нибудь, оно неизреченное. Впрочем, и все действительно существующее не может быть выражено словом, но может быть названо- ибо всякое слово (не исключая и имен собственных) указывает только общие роды и виды, а не действительные, индивидуальные существа, - всякое именование есть только условный намек на бытие, а не действительное его выражение. Если, таким образом, все подлинно существующее неизреченно, то абсолютное начало есть неизреченное по преимуществу. Само по себе, в своей собственной актуальности, оно не имеет ничего общего с чем бы то ни было, от всего отрешено. Но не будучи актуально ничем, оно есть все потенциально, то есть имеет в себе возможность всякого бытия. Эту универсальную потенцию, принадлежащую абсолютному началу, Василид называет панспермией, потому что в ней содержатся невидимым образом все бесконечные формы и способы бытия, подобно тому, как в семени дерева содержатся и ствол, и корни, и ветви с листьями, цветами и плодами. Актуальное проявление всего потенциального многообразия обусловлено тайной или трехчастной филиацией, или различением трех главных видов бытия: "тонкого", то есть идеального- "грубого", то есть материального, и "требующего очищения" то есть духовного. "Тонкое" идеальное бытие "поднимается кверху" и соединяется непосредственно с абсолютным сверхсущим божеством, а "грубое" материальное "оседает книзу" и образует видимый мир. Но под оболочкой вещественных форм сохраняется семя духовной жизни, "нуждающейся в очищении".

Первый владыка и глава мира - "Архонт" и второй - "Демиург", которым повинуются 365 астральных ангелов(Эонов), управляющих таким же числом звездных сфер, - ничего не знали об этой высшей духовной потенции, пока она не проявилась в воплощении Христа, привлекшего к себе силу Духа Святого, соединяющего низший мир с высшим. Как сосуд, наполненный прежде ароматами, и пустой сохраняет в себе благоухание, так материальный мир, в начале (в "пансермии") соединенный с идеальным, сохраняет в себе благоухание идеи и по отделении от нее. Это благоухание Духа Святого, бессознательно присущее материальному миру, становится сознательным во Христе, который возвещает миру "Евангелие", то есть открывает низшему миру истину абсолютного и идеального бытия. Услышав эту благую весть, владыка видимого мира (Архонт), считавший себя дотоле верховным существом, испытывает удивление и страх, а затем вразумляется и понимает свое подчиненное значение, как сказано: "начало премудрости - страх Господень". Просвещенные Евангелием, духовные существа очищаются познанием истины и возносятся вслед за Христом в сферу идеального и абсолютного бытия, а материальный мир, выделивши из себя скрытый в нем духовный элемент, составлявший причину его томления и беспокойного движения ("вся тварь стенает и мучится доныне, ожидая откровения славы Сынов Божьих"), приходит в состояние полного равновесия, погружается в блаженное неведение, или невинность, где всякое существо, не зная ничего высшего, довольно своими пределами и своим назначением - тогда как во время мирового процесса, когда духовный элемент смешан с материальным, существа и того и другого рода находятся в мучении, подобно птицам, погруженным в воду, или рыбам, поднятым на воздух.

Василид считает Бога иудеев лишь одним из 365 эонов, происходящих от семи духов, которые в предвечные времена явились эманациями никем не рожденного Отца.

Василидово учение было весьма распространено в свое время, о чем свидетельствует обилие различных амулетов с надписью ??????? - условное обозначение для совокупности астрального мира по Василиду (этот мир состоит из 365 сфер, а сумма букв слова ???????, в их цифровом значении, равняется 365).

Мировая история делится Василидом на три этапа, причём кардинальным моментом является акт откровения. При этом Высшая сила ни при каких обстоятельствах не пересекает предела, который разделяет этот мир и тот. Благая весть — это информация, которая передаётся при посредстве нескольких заблаговременно установленных передатчиков. Эффект, который она производит, также носит чисто информационный характер: она приносит знание. Примечательно, что из этого сообщения следует, что, по Василиду, в мире не существует никакого конфликта, столь характерного для многих других гностических систем. Всё предустановленно заранее и происходит мирно, эволюционным путём. Однако в конце Василид рисует картину, поистине мрачную для многих. Мир будет избавлен от мук, но погрузится в вечное забвение и будет существовать вечно как механизм, без боли и без Бога.
 

Примула

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:104
Реакции:0
Баллы:0
Мдя... прогнозы Василида действительно мрачноваты...
Как я поняла он верил в единство старой и новой веры, и даже нашел способ их обьединить?
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу