В своей первой речи после Просветления Будда сравнивает способности разных людей к постижению Дхармы с разнообразием лотосов в пруду: “И оглядев мир своим оком Просветлённого, Благословенный, преисполненный сочувствия ко всем живым существам, увидел существа, умственный взор которых лишь чуть запорошен пылью, и существа, чей умственный взор покрыт густым слоем пыли- увидел существа с острой восприимчивостью и с восприимчивостью вялой, существа, имеющие благоприятную форму, существа, легко поддающиеся внушению и трудно поддающиеся внушению, а также увидел существа, пребывающие в страхе перед иным миром и в страхе перед грехом. Подобно тому, как в пруду, заросшем голубыми лотосами, или в пруду, заросшем красными лотосами, или в пруду, заросшем белыми лотосами, одни лотосы, рождённые в воде, выросшие в воде, не поднимаются над водой, другие, рождённые в воде, выросшие в воде, стоят вровень с поверхностью воды, а третьи, рождённые в воде, выросшие в воде, поднявшись над водой, стоят так, что вода их не касается”.
Будда, как никто иной, понимал, что люди от рождения не похожи друг на друга, и нельзя к ним подходить с одной и той же мер-кой: одним Дхарму нужно долго растолковывать, другие поймут её на лету, третьим потребуется привести множество примеров, четвёртых придётся учить йоге и т.п. Не существует единого, универсального свода буддийского вероучения, пригодного для всех. Нет универсальной формулы Дхармы на все случаи жизни. Есть Дхарма, изложенная с учётом индивидуальных особенностей каждой группы верующих. Поэтому буддийское учение может быть выражено высоким учёным стилем и простой народной речью, в стихах и в прозе, изображено на священной диаграмме (мандале) и на красочной картине.Разные цели преследуют и буддийские проповеди. Высшей целью всегда остаётся нирвана, но достичь её трудно – это под силу лишь самым упорным и одарённым. Для простых людей, не способных на значительные духовные усилия в нынешнем своём состоянии, промежуточным этапом может стать воплощение в лучших условиях или возрождение на небесах какого-нибудь Будды, с помощью кото-рого они в дальнейшем достигнут нирваны.
Основу вероучения составляют “четыре благородные истины”:
Первая – человек проходит путем страдания, которое является следствием его прошлой кармы (карма буквально означает “работа” или “действие”, но, кроме этого, указывает на последствие действий в пределах одного существования, которое вливается в следующее и оказывает влияние на его характер, и так далее по всей цепи жизней).
Вторая – причина страдания в страстном желании или привязанности к неправильным вещам, или к правильным вещам неправильным образом. Основная проблема человека в неверной расстановке ценностей, придании вещам или людям значения, которому они не могут соответствовать. Ничто в материальном мире не заслуживает совершенного почтения и в абсолютном смысле не может служить опорой существования.
Третья – страдания можно прекратить. Гаутама объявил о возможности решения вечной проблемы человечества. Прекращение страданий достигается прерыванием цепи перерождений и достижением нирваны.
Будда описывает нирвану следующим образом: “Это место, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни воздуха. Это не безграничное про-странство, где нет ничего, не граница между различимым и неразличимым, не этот мир и не другой. Нельзя сказать, что она приходит и ухо-дит, или стоит на месте, или затухает или начинается. У неё нет основания, нет продолжения, нет остановки. Это – конец страдания”.
Четвёртая истина одновременно является “благородным восьмеричным путём” – способом решения этой благородной задачи. Она составляет нравственную основу буддизма.“Благородный восьмеричный путь” представляет собой:
праведное знание – признание истинности “четырёх благородных истин”-
праведное мышление – стремление ума к доброй воле, миролюбию, отказ от чувственных желаний, ненависти и злобы-
праведную речь – умную, правдивую, немногословную, направленную на примирение-
праведное действие – всё, что входит в общечеловеческое понятие морального поведения-
праведное занятие – зарабатывать себе на жизнь, не принося вреда другим-
праведное усилие – подавление злых и поощрение добрых порывов души-
праведное внимание – тщательное обдумывание слов, поступков, эмоций, действие не по желанию, а по необходимости-
праведное самообладание – концентрация внимания, моральных сил на освобождении от всего, что тянет назад.
Эти восемь пунктов можно объединить в три тематические группы:
- первые два относятся к мудрости и пониманию-
- следующие три имеют отношение к этике поведения-
- три последних касаются умственной дисциплины.
Путь этот весьма труден, однако и он не обязательно приводит прямиком в нирвану. Это лишь начало длительного процесса пе-рерождения и улучшения души. Прямой путь в нирвану открыт только монахам. Ибо, согласно вероучения: если вы сможете бросить семью, дело, отказаться от общества, уйти в монастырь и выдержать там все испытания, вы попадёте в нирвану- если нет, то ждите другого воплощения, когда вас не будут связывать семейные и другие обязанности.