Belsiger
Well-Known Member
Слово о подручнике
Во многих религиях мира, ещё с ветхозаветных времён, перед молитвой (либо перед началом культового служения) было заведено омовение тех или иных частей тела. И Христианство в данном вопросе не являлось (да и не является до сих пор) исключением. Разновидностей омовения бывает много. Самые распространённые из них – это омовение рук, омовение лица и омовение ног перед Богослужением. Другой вопрос, что не везде эти традиции сохранились, и не везде эти традиции соблюдаются. Так вот, омовение необходимо в первую очередь для того, чтобы держать в чистоте видимые части тела на протяжении богослужения или молебна, а также келейной (домашней) молитвы.
Возникает закономерный вопрос: как можно сохранить их в чистоте, если придётся класть земные поклоны? Здесь существуют два основных варианта: либо класть земные поклоны «специальными» способами, либо полагать руки на что-то чистое.
Если о существовании и необходимости земных поклонов можно найти довольно много источников (например – «Закон Божий», «Устав о поклонах», «Церковное Око», различные книги, брошюры и статьи, и т.д.), то о «технике» и «культуре» выполнения земных поклонов, к сожалению, «инструкций» и «рекомендаций» в нашей церкви не так много. И данный вопрос, по непонятным причинам, почему-то зачастую обходится стороной.
«Специальные» способы заключаются в том, чтобы свести к минимуму загрязнение частей тела во время земных поклонов. Самый наименее загрязнённый из таких способов выполняется так: левая рука сжимается в кулак, и ставится на пол ребром ладони к низу- этот кулак сверху накрывается ладонью правой руки, и уже внешнюю сторону кисти правой руки молящийся касается лбом. При совершении земного поклона таким способом, пачкается только ребро ладони левой руки. При этом остаются чистыми ладонь и пальцы левой руки, а вместе с ними – правая рука, которой осеняется крестное знамение, а также лоб (чело). Данный способ вполне приемлем в случаях, когда молящийся должен выполнить земной поклон, не имея возможности заранее к нему подготовиться. Жизненных примеров для того может быть много.
Теперь рассмотрим другой вариант выполнения земных поклонов – когда есть возможность положить руки на что-то чистое. Нередко в храмах приходится наблюдать, как некоторые молящиеся, перед выполнением земных поклонов, полагают на пол перед собою: то платочки, то пакетики, то перчатки (если зимой), то ещё что-то. Другие же, при земном поклоне, касаются пола только подушечками пальцев. Некоторые христиане (как правило – женщины) даже «демонстративно» вытирают после земных поклонов руки влажными салфетками. Во всех вышеописанных случаях нет ничего предосудительного. Даже наоборот – это правильнее, нежели ходить с грязными руками. Только для выполнения земных поклонов, с древних времён, на Святой Руси существовали специальные для этого приспособления: поклонные скамейки, поклонные доски (или по-другому – колодки), а также специально сшитые подручники (подрушники).
Итак, что же такое подручник (подрушник)?
Подручник (от слов «под руки», «для рук») – это специально сшитый небольшой коврик (или тонкая подушечка) квадратной формы (размером 30-40 см.), с простым орнаментом православной символики, предназначенный для положения на него рук, книг и лестовки (чёток) во время земных поклонов во избежание их загрязнения и/или осквернения.
Бытует мнение, что подручник пришёл к нам из Византии, вместе с христианством. Так ли это? Очень даже может быть. Но давайте всё же порассуждаем на эту тему. Итак, как мог образоваться подручник?
Большинство домов, как в Византии, так и в нашей, Рассейской, стороне, имели глиняные полы. Собственно, полами их можно назвать лишь условно. Тогда всё, по чём ходили люди, называлось землёй. Устланные деревянными досками (или, хотя бы, обычными ряднами-половиками) полы могли позволить себе лишь очень немногие люди. Кроме того, в былые времена домашний скот нередко располагался в одном помещении со всей семьёй. Это обеспечивало сохранность скота от воров либо хищников, а также сохранение тепла в холодное время. И вот в таких условиях христиане ставали на молитву. Конечно же, для земных поклонов, надо было что-то постилать. Из некоторых источников известно, что в былые времена на Руси, для выполнения земных поклонов, существовали поклонные колодки и поклонные скамеечки. И те, и другие, могли накрываться подручниками либо другими покрывалами.
Каких-то конкретных («каноничных») условий, требований, инструкций и т.п. к внешнему виду и устройству подручника не существует. Как правило, внешний вид подручников зависит от изобретательности и искусности мастеров, их изготавливающих, а также от местных традиций, где применяются именно ТАКИЕ подручники.
Условно подручник делится на три составных части: лицевую (внешнюю), тыльную (нижнюю) и внутреннюю (среднюю).
Внешние и тыльные части подручников изготавливаются из кожи либо прочной ткани разных цветов. Внешнюю часть подручников зачастую выполняют из более добротного, более дорогого и более качественного материала, чем нижнюю. Но, в тоже время, нижняя часть, как правило, выполняется из более плотного материала, чем верхняя. Если верхняя часть кроме красоты и символики может иметь и тактильные (приятные на ощупь) функции, то нижняя часть имеет только практические функции – такие, как высокая износоустойчивость и влагостойкость. Внутренняя (средняя) часть подручника выполняется из мягкого подкладочного или набивочного материала. Сюда могут относиться: ватин, сентипон, поролон, войлок, материя в несколько слоёв, и т.д., и т.п, и даже конский волос. При необходимости, набивочный материал дополнительно прошивается либо простёгивается, дабы при использовании подручника он всегда держался равномерно по всей площади, а не скатывался и не сбивался.
Иногда на лицевой части подручников для удобства пришивают ручку или петлю, которая не бросается в глаза, и не портит общей картины символики подручника. Делается это, в первую очередь, с гигиенической целью, чтобы, поднимая подручник с пола, не касаться ни к самому полу, ни к тыльной (читай – грязной) его стороне. Нередко в одном из углов подручника делают либо пришивают маленькую петлю для того, чтобы подручник можно было повесить на крючок. Некоторые мастера умудряются даже вшивать кармашки в подрушники, что, впрочем, никак не противоречит традициям.
Лицевая часть подручника изготавливается и/или украшается разными видами рукоделия: аппликацией, вышивкой, шитьём из лоскутов (техникой пэчворк), и т.п. Изготовление и украшение подручников перечисленными техниками рукоделия может осуществляться как в отдельности для каждого подручника, так и в разном их сочетании. Рукоделие всегда приветствовалось в Христианстве, особенно, если оно было во Славу Божию. И в области изготовления подручников, некоторые мастера создают такие экземпляры, которые смело можно назвать художественным произведением.
Цветовая гамма материала, из которого изготавливается лицевая часть подручника, может быть абсолютно разной: от однотонной (простой, или переливчатой) и до цветастой (узорчатой) ткани. Сам подручник может быть как в двухцветном исполнении, так и в многоцветном. В большинстве случаев подручники всё же изготавливаются из неброских тканей в двух- или трёхцветном исполнении. Зачастую такие подручники изготавливаются для приходов (храмов, часовен, молельных). Но также существуют индивидуальные подручники, несущие в себе всю цветовую гамму радуги со многими оттенками и переливами. Ещё встречаются подручники, которые украшаются различными узорами, изображениями, и даже надписями. Надписи также могут быть самые различные: от написания фамилии и имени владельца подручника, и до написания тропарей (например – Честному и Животворящему Кресту), псалмов (например – 50-го либо 90-го), и молитв (например – Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю). Реже на подручниках встречается даже изображение восьмиконечного креста. О необходимости (позволительности) изображения креста на подручнике бытуют разные мнения, но большинство из них всё же не одобряют такое «разукрашивание» подручников.
Подручник несёт в себе три смысловых значения: гигиеническое, практическое и символическое. Все эти значения могут рассматриваться как в отдельности друг от друга, так и в тесном переплетении друг с другом. Рассмотрим их подробнее.
Гигиеническое значение подручника (подрушника). Гигиена человека делится на две основные категории: гигиена тела и гигиена духа. Если гигиена тела имеет практическое значение, то гигиена духа имеет больше символическое значение.
Каждый человек с детства знает, что быть чистым – это намного лучше, чем быть грязным. Другое дело, как каждый человек к этому относится. Одни моются по несколько раз в день, а другие – по несколько раз в году. Подавляющему большинству людей всегда было приятнее ощущать себя чистым, и всегда было приятнее общаться с опрятными людьми. С гигиенической точки зрения, чистые руки всегда лучше, чем грязные. Даже если они грязные едва заметно. И это естественно.
Примерно те же слова можно сказать и о гигиене духа. Каждый человек хотел бы быть духовно чистым, а не грязным. И гораздо приятнее общаться с духовно чистым человеком, чем наоборот.
О значении гигиены тела в Священном Писании сказано довольно много. Но вот что говорит Сам Господь о значении гигиены духа: «… всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон, а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека.» (Мф.15.17-19) . Из сказанного Господом мы видим, что гигиена духа намного важнее гигиены тела. Но это совсем не значит, что гигиеной тела надо пренебрегать, так как «… вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас...» (Кор.3:16).
Когда заводишь речь о необходимости применения подручника, некоторые возражают, говоря, что, дескать, главное душу свою не испачкать… Возразить здесь конечно нельзя. Как говорится – не поспоришь. Но значит ли это, что теперь не надо нам ни мыться, ни стираться, ни убираться…? Думаю, что вряд ли найдутся люди, согласные с таким мнением. И те, кто возражает против применения подручников, сами также моются, стираются, убираются… Посудите сами: утром, восстав ото сна, нам надо умыть лице свое. Как можно умыть (омыть) лице до чистого состояния грязными руками? Правильно – никак. Если мы будем налагать на себя крестное знамение грязными руками, то можем испачкать чело и одежду. Даже не можем, а обязательно испачкаем. Тогда для чего нам надо было умываться? Как любую попытку испачкать изображение Распятия можно считать крестопопирательством, так и наложение на себя крестного знамения грязными руками также можно приравнять к оному. Разве что за редким исключением.
Когда мы идём на приём к высокому начальству, то стараемся выглядеть чистыми и опрятными. Но предстоя пред Богом на молитве, мы тем более должны быть чистыми и опрятными.
Часто в разных храмах, после службы, прихожанам раздают на руки кусочки служебных просфор. Прихожане, как правило, берут их руками. Какие у них (у нас) руки после земных поклонов? А ведь служебная просфора – это часть жертвоприношения Богу, она является освящённым хлебом… Стоит ли брать её немытыми руками? Думаю, что многие скажут «нет».
Например, 41-е Апостольское правило гласит: «Все верные, мужчины и женщины, восстав утром ото сна, прежде чем приняться за какую-либо работу, пусть умоют свои руки и помолятся Богу и, таким образом, пусть приступают к своей работе.».
Гигиеническое назначение подручника кроме всего прочего, тесно переплетается с эстетическим аспектом. Гораздо приятнее видеть перед молящимся человеком специальное приспособление для поклонов, чем газетку либо пакетик.
Практическое значение подручника (подрушника). С практической точки зрения, чистыми руками проще и приятнее (можно сказать – естественнее) выполнять любую деятельность, тем более, когда это связано с осенением себя крестным знамением, необходимостью перелистывать страницы молитвенника (молитвослова), а также необходимостью перебирать ступеньки лестовки (либо узелки вервицы). Практическое значение подручника, кроме описанного выше гигиенического, для каждого может выражаться ещё и по-своему. Например, оно может заключаться в сохранении нормального температурного режима пальцев и кистей рук (к примеру – когда пол бетонный и/или очень холодный). Также всем хорошо известна старая пословица про некоего «дурака», который обязательно разобьёт лоб, если его заставить Богу помолиться. Тем же, кто использует подручники, такие травмы не грозят, не зависимо от их умственных способностей либо дарований.
Оппоненты могут высказать возражение, типа: «Да ладно, бросьте Вы, все эти дурацкие идеи со своими подручниками… зачем они нужны, когда полы и так чистые? Особенно дома….». В таких случаях хочется ответить: примерно следующее: Есть в Православии такие понятия, как «хорошо – и – ещё лучше», «плохо – и – ещё хуже». Так вот, чистый пол – это хорошо, подручник – лучше. Грязный пол – это не очень хорошо, но отсутствие при этом подручника – ещё хуже. Выводы пусть каждый для себя сделает сам.
Практическое назначение подручника ещё тесно переплетается с этическим аспектом. Например, предлагать совершать земные поклоны людям с повышенной брезгливостью не совсем этично. Можно сказать – совсем не этично. Особенно, это касается людей новоначальных.
Символическое значение подручника (подрушника). С символической точки зрения, осенять себя крестом надо только чистыми руками. Мы знаем, что налагая на себя крестное знамение, мы символизируем: 1) освящение нашего ума (когда налагаем персты на чело)- 2) освящение наших внутренних чувств (когда налагаем персты на чрево)- 3) освящение наших телесных сил (когда налагаем персты правое и левое плечо). Не реально символизировать чистоту и/или освящение чего-либо, когда это «символизирование» выполняется чем-либо нечистым. Также подручник необходим христианам, которые выполняют земные поклоны с лестовкой либо другими видами чёток, особенно, если на них есть крест. При совершении земных поклонов, лестовку (либо другие чётки) как и руки, кладут на подручник, а не на пол, дабы не было попирательства священных символов, и/или креста.
Во многих религиях мира, ещё с ветхозаветных времён, перед молитвой (либо перед началом культового служения) было заведено омовение тех или иных частей тела. И Христианство в данном вопросе не являлось (да и не является до сих пор) исключением. Разновидностей омовения бывает много. Самые распространённые из них – это омовение рук, омовение лица и омовение ног перед Богослужением. Другой вопрос, что не везде эти традиции сохранились, и не везде эти традиции соблюдаются. Так вот, омовение необходимо в первую очередь для того, чтобы держать в чистоте видимые части тела на протяжении богослужения или молебна, а также келейной (домашней) молитвы.
Возникает закономерный вопрос: как можно сохранить их в чистоте, если придётся класть земные поклоны? Здесь существуют два основных варианта: либо класть земные поклоны «специальными» способами, либо полагать руки на что-то чистое.
Если о существовании и необходимости земных поклонов можно найти довольно много источников (например – «Закон Божий», «Устав о поклонах», «Церковное Око», различные книги, брошюры и статьи, и т.д.), то о «технике» и «культуре» выполнения земных поклонов, к сожалению, «инструкций» и «рекомендаций» в нашей церкви не так много. И данный вопрос, по непонятным причинам, почему-то зачастую обходится стороной.
«Специальные» способы заключаются в том, чтобы свести к минимуму загрязнение частей тела во время земных поклонов. Самый наименее загрязнённый из таких способов выполняется так: левая рука сжимается в кулак, и ставится на пол ребром ладони к низу- этот кулак сверху накрывается ладонью правой руки, и уже внешнюю сторону кисти правой руки молящийся касается лбом. При совершении земного поклона таким способом, пачкается только ребро ладони левой руки. При этом остаются чистыми ладонь и пальцы левой руки, а вместе с ними – правая рука, которой осеняется крестное знамение, а также лоб (чело). Данный способ вполне приемлем в случаях, когда молящийся должен выполнить земной поклон, не имея возможности заранее к нему подготовиться. Жизненных примеров для того может быть много.
Теперь рассмотрим другой вариант выполнения земных поклонов – когда есть возможность положить руки на что-то чистое. Нередко в храмах приходится наблюдать, как некоторые молящиеся, перед выполнением земных поклонов, полагают на пол перед собою: то платочки, то пакетики, то перчатки (если зимой), то ещё что-то. Другие же, при земном поклоне, касаются пола только подушечками пальцев. Некоторые христиане (как правило – женщины) даже «демонстративно» вытирают после земных поклонов руки влажными салфетками. Во всех вышеописанных случаях нет ничего предосудительного. Даже наоборот – это правильнее, нежели ходить с грязными руками. Только для выполнения земных поклонов, с древних времён, на Святой Руси существовали специальные для этого приспособления: поклонные скамейки, поклонные доски (или по-другому – колодки), а также специально сшитые подручники (подрушники).
Итак, что же такое подручник (подрушник)?
Подручник (от слов «под руки», «для рук») – это специально сшитый небольшой коврик (или тонкая подушечка) квадратной формы (размером 30-40 см.), с простым орнаментом православной символики, предназначенный для положения на него рук, книг и лестовки (чёток) во время земных поклонов во избежание их загрязнения и/или осквернения.
Бытует мнение, что подручник пришёл к нам из Византии, вместе с христианством. Так ли это? Очень даже может быть. Но давайте всё же порассуждаем на эту тему. Итак, как мог образоваться подручник?
Большинство домов, как в Византии, так и в нашей, Рассейской, стороне, имели глиняные полы. Собственно, полами их можно назвать лишь условно. Тогда всё, по чём ходили люди, называлось землёй. Устланные деревянными досками (или, хотя бы, обычными ряднами-половиками) полы могли позволить себе лишь очень немногие люди. Кроме того, в былые времена домашний скот нередко располагался в одном помещении со всей семьёй. Это обеспечивало сохранность скота от воров либо хищников, а также сохранение тепла в холодное время. И вот в таких условиях христиане ставали на молитву. Конечно же, для земных поклонов, надо было что-то постилать. Из некоторых источников известно, что в былые времена на Руси, для выполнения земных поклонов, существовали поклонные колодки и поклонные скамеечки. И те, и другие, могли накрываться подручниками либо другими покрывалами.
Каких-то конкретных («каноничных») условий, требований, инструкций и т.п. к внешнему виду и устройству подручника не существует. Как правило, внешний вид подручников зависит от изобретательности и искусности мастеров, их изготавливающих, а также от местных традиций, где применяются именно ТАКИЕ подручники.
Условно подручник делится на три составных части: лицевую (внешнюю), тыльную (нижнюю) и внутреннюю (среднюю).
Внешние и тыльные части подручников изготавливаются из кожи либо прочной ткани разных цветов. Внешнюю часть подручников зачастую выполняют из более добротного, более дорогого и более качественного материала, чем нижнюю. Но, в тоже время, нижняя часть, как правило, выполняется из более плотного материала, чем верхняя. Если верхняя часть кроме красоты и символики может иметь и тактильные (приятные на ощупь) функции, то нижняя часть имеет только практические функции – такие, как высокая износоустойчивость и влагостойкость. Внутренняя (средняя) часть подручника выполняется из мягкого подкладочного или набивочного материала. Сюда могут относиться: ватин, сентипон, поролон, войлок, материя в несколько слоёв, и т.д., и т.п, и даже конский волос. При необходимости, набивочный материал дополнительно прошивается либо простёгивается, дабы при использовании подручника он всегда держался равномерно по всей площади, а не скатывался и не сбивался.
Иногда на лицевой части подручников для удобства пришивают ручку или петлю, которая не бросается в глаза, и не портит общей картины символики подручника. Делается это, в первую очередь, с гигиенической целью, чтобы, поднимая подручник с пола, не касаться ни к самому полу, ни к тыльной (читай – грязной) его стороне. Нередко в одном из углов подручника делают либо пришивают маленькую петлю для того, чтобы подручник можно было повесить на крючок. Некоторые мастера умудряются даже вшивать кармашки в подрушники, что, впрочем, никак не противоречит традициям.
Лицевая часть подручника изготавливается и/или украшается разными видами рукоделия: аппликацией, вышивкой, шитьём из лоскутов (техникой пэчворк), и т.п. Изготовление и украшение подручников перечисленными техниками рукоделия может осуществляться как в отдельности для каждого подручника, так и в разном их сочетании. Рукоделие всегда приветствовалось в Христианстве, особенно, если оно было во Славу Божию. И в области изготовления подручников, некоторые мастера создают такие экземпляры, которые смело можно назвать художественным произведением.
Цветовая гамма материала, из которого изготавливается лицевая часть подручника, может быть абсолютно разной: от однотонной (простой, или переливчатой) и до цветастой (узорчатой) ткани. Сам подручник может быть как в двухцветном исполнении, так и в многоцветном. В большинстве случаев подручники всё же изготавливаются из неброских тканей в двух- или трёхцветном исполнении. Зачастую такие подручники изготавливаются для приходов (храмов, часовен, молельных). Но также существуют индивидуальные подручники, несущие в себе всю цветовую гамму радуги со многими оттенками и переливами. Ещё встречаются подручники, которые украшаются различными узорами, изображениями, и даже надписями. Надписи также могут быть самые различные: от написания фамилии и имени владельца подручника, и до написания тропарей (например – Честному и Животворящему Кресту), псалмов (например – 50-го либо 90-го), и молитв (например – Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю). Реже на подручниках встречается даже изображение восьмиконечного креста. О необходимости (позволительности) изображения креста на подручнике бытуют разные мнения, но большинство из них всё же не одобряют такое «разукрашивание» подручников.
Подручник несёт в себе три смысловых значения: гигиеническое, практическое и символическое. Все эти значения могут рассматриваться как в отдельности друг от друга, так и в тесном переплетении друг с другом. Рассмотрим их подробнее.
Гигиеническое значение подручника (подрушника). Гигиена человека делится на две основные категории: гигиена тела и гигиена духа. Если гигиена тела имеет практическое значение, то гигиена духа имеет больше символическое значение.
Каждый человек с детства знает, что быть чистым – это намного лучше, чем быть грязным. Другое дело, как каждый человек к этому относится. Одни моются по несколько раз в день, а другие – по несколько раз в году. Подавляющему большинству людей всегда было приятнее ощущать себя чистым, и всегда было приятнее общаться с опрятными людьми. С гигиенической точки зрения, чистые руки всегда лучше, чем грязные. Даже если они грязные едва заметно. И это естественно.
Примерно те же слова можно сказать и о гигиене духа. Каждый человек хотел бы быть духовно чистым, а не грязным. И гораздо приятнее общаться с духовно чистым человеком, чем наоборот.
О значении гигиены тела в Священном Писании сказано довольно много. Но вот что говорит Сам Господь о значении гигиены духа: «… всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон, а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека.» (Мф.15.17-19) . Из сказанного Господом мы видим, что гигиена духа намного важнее гигиены тела. Но это совсем не значит, что гигиеной тела надо пренебрегать, так как «… вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас...» (Кор.3:16).
Когда заводишь речь о необходимости применения подручника, некоторые возражают, говоря, что, дескать, главное душу свою не испачкать… Возразить здесь конечно нельзя. Как говорится – не поспоришь. Но значит ли это, что теперь не надо нам ни мыться, ни стираться, ни убираться…? Думаю, что вряд ли найдутся люди, согласные с таким мнением. И те, кто возражает против применения подручников, сами также моются, стираются, убираются… Посудите сами: утром, восстав ото сна, нам надо умыть лице свое. Как можно умыть (омыть) лице до чистого состояния грязными руками? Правильно – никак. Если мы будем налагать на себя крестное знамение грязными руками, то можем испачкать чело и одежду. Даже не можем, а обязательно испачкаем. Тогда для чего нам надо было умываться? Как любую попытку испачкать изображение Распятия можно считать крестопопирательством, так и наложение на себя крестного знамения грязными руками также можно приравнять к оному. Разве что за редким исключением.
Когда мы идём на приём к высокому начальству, то стараемся выглядеть чистыми и опрятными. Но предстоя пред Богом на молитве, мы тем более должны быть чистыми и опрятными.
Часто в разных храмах, после службы, прихожанам раздают на руки кусочки служебных просфор. Прихожане, как правило, берут их руками. Какие у них (у нас) руки после земных поклонов? А ведь служебная просфора – это часть жертвоприношения Богу, она является освящённым хлебом… Стоит ли брать её немытыми руками? Думаю, что многие скажут «нет».
Например, 41-е Апостольское правило гласит: «Все верные, мужчины и женщины, восстав утром ото сна, прежде чем приняться за какую-либо работу, пусть умоют свои руки и помолятся Богу и, таким образом, пусть приступают к своей работе.».
Гигиеническое назначение подручника кроме всего прочего, тесно переплетается с эстетическим аспектом. Гораздо приятнее видеть перед молящимся человеком специальное приспособление для поклонов, чем газетку либо пакетик.
Практическое значение подручника (подрушника). С практической точки зрения, чистыми руками проще и приятнее (можно сказать – естественнее) выполнять любую деятельность, тем более, когда это связано с осенением себя крестным знамением, необходимостью перелистывать страницы молитвенника (молитвослова), а также необходимостью перебирать ступеньки лестовки (либо узелки вервицы). Практическое значение подручника, кроме описанного выше гигиенического, для каждого может выражаться ещё и по-своему. Например, оно может заключаться в сохранении нормального температурного режима пальцев и кистей рук (к примеру – когда пол бетонный и/или очень холодный). Также всем хорошо известна старая пословица про некоего «дурака», который обязательно разобьёт лоб, если его заставить Богу помолиться. Тем же, кто использует подручники, такие травмы не грозят, не зависимо от их умственных способностей либо дарований.
Оппоненты могут высказать возражение, типа: «Да ладно, бросьте Вы, все эти дурацкие идеи со своими подручниками… зачем они нужны, когда полы и так чистые? Особенно дома….». В таких случаях хочется ответить: примерно следующее: Есть в Православии такие понятия, как «хорошо – и – ещё лучше», «плохо – и – ещё хуже». Так вот, чистый пол – это хорошо, подручник – лучше. Грязный пол – это не очень хорошо, но отсутствие при этом подручника – ещё хуже. Выводы пусть каждый для себя сделает сам.
Практическое назначение подручника ещё тесно переплетается с этическим аспектом. Например, предлагать совершать земные поклоны людям с повышенной брезгливостью не совсем этично. Можно сказать – совсем не этично. Особенно, это касается людей новоначальных.
Символическое значение подручника (подрушника). С символической точки зрения, осенять себя крестом надо только чистыми руками. Мы знаем, что налагая на себя крестное знамение, мы символизируем: 1) освящение нашего ума (когда налагаем персты на чело)- 2) освящение наших внутренних чувств (когда налагаем персты на чрево)- 3) освящение наших телесных сил (когда налагаем персты правое и левое плечо). Не реально символизировать чистоту и/или освящение чего-либо, когда это «символизирование» выполняется чем-либо нечистым. Также подручник необходим христианам, которые выполняют земные поклоны с лестовкой либо другими видами чёток, особенно, если на них есть крест. При совершении земных поклонов, лестовку (либо другие чётки) как и руки, кладут на подручник, а не на пол, дабы не было попирательства священных символов, и/или креста.